Изготавливаем карточки. А может лучше купить?




Карточки, используемые для обучения ребенка по методике Глена Домана, очень просты. И вместе с тем, они являются результатом многолетнего опыта работы специалистов в области развития детского мозга. Впервые увидев этот материал, я была несколько удивлена. Ну, действительно, что тут такого необычного? Но ведь все гениальное просто. И «карточная система», разработанная Гленом Доманом и его коллегами, действительно работает. Главный секрет успеха заключается в том, что материалы для обучения учитывают и основные функции мозга, и недоразвитость детского зрительного аппарата. Карточки можно изготовить из обычного белого картона. Главное условие, чтобы картинка была крупной, отчетливой и яркой, чтобы ваш малыш, разглядывая ее, не испытывал никаких затруднений и получал истинное удовольствие.

Первое открытие, которое делают родители, начав заниматься по методике Домана, - это то, что они родили гениальных детей. Иначе как объяснить тот факт, что малыши усваивают информацию с потрясающей быстротой. Поэтому будьте готовы к тому, что карточек вам потребуется очень много.

При этом, информация, которой вы снабжаете своего малыша, всегда должна быть новой, а это значит, что и карточки также подлежат постоянному обновлению. Вы должны быть готовы к непрерывному движению вперед, поэтому заранее подготовьте побольше материала. Если вы этого не сделаете, то начнете отставать от своего малыша. Это означает, что он усвоит подаваемый материал, а у вас не будет нового. В этом случае ребенок неминуемо утратит интерес к занятиям. Конечно, вы можете попробовать вернуться к уже изученным карточкам. Но берегитесь – дети этого не любят, и вскоре начнут скучать. Поэтому, если у вас вдруг закончились карточки, лучше сделать перерыв и подготовить новые.

И еще одно: карточки следует готовить загодя. В этом случае процесс изготовления доставит вам немало приятных минут. А вот если вы их станете делать в последнюю минуту, то ничего кроме раздражения это не принесет.

Процесс изготовления карточек вовсе не сложный и под силу каждому. Для этого нужно иметь лишь следующие материалы:

· фотографии,

· рисунки,

· почтовые открытки,

· канцелярский клей,

· белый картон,

· красный маркер

· ножницы.

Не стоит забывать, что во время зарождения методики Глена Домана не было компьютеров, интернета, фотошопа и так далее. Тогдашним родителям приходилось выискивать, вырезать из журналов, фотографировать различные предметы для того, чтобы в итоге получился высококачественный методический материал. Сегодня все иначе. На помощь к нам пришло техническое оснащение различного вида.

В Интернете можно найти практически любое изображение, особенно если знать, где искать.

Когда я начинала заниматься с первым ребенком, найти готовые карточки было невозможно. Поэтому мне пришлось изготавливать их самостоятельно. Что ни сделаешь ради блага любимого чада! На выставку мои творения вряд ли бы взяли, но нам они сослужили верную службу, за что им большое спасибо.

Но стоит ли говорить о той радости, которую я испытала, когда во время второй беременности наткнулась в магазине на готовые карточки! Конечно, я их тут же приобрела.

Независимо от того, решите ли вы вооружиться клеем и ножницами, либо же пойдете в магазин, очень важно, чтобы карточки были «правильными».

Ведь согласно Домановскому учению карточки должны отвечать следующим требованиям:

· карточка должна быть большая и чистая

· на картинке изображен только 1 предмет

· отчетливо видны все детали этого предмета.

· у предмета есть определенное название

· по возможности картинка должна быть расположена на белом фоне.

Не всегда удается выполнить последнее правило. К примеру, изготавливая карточки для категорий «Природа», «Цветы», «Спорт», «Архитектура», «Животные». Ничего страшного. Гораздо важнее понятно отразить объект или понятие, чем выполнить правило «белого фона».

К сожалению, не все имеющиеся в продаже карточки соответствуют требованиям учения Домана. Поэтому не стоит приобретать первые попавшиеся картинки. Обратите внимание на то, чтобы выбранные вами карточки были соответствующего размера, цвета, качества. Они должны быть достаточно большими. Доман предлагает делать карточки размером 28 на 28 см. Но здесь нас поджидает несколько трудностей: во-первых, картона такого формата не бывает в продаже. Во-вторых, для карточек такого формата и картинки должны быть достаточно большими, такие не всегда удается найти и распечатать в надлежащем качестве. Столкновение с необходимостью покупать большие листы картона и вырезать из них нужный размер карточки трудозатратно и может отбить у родителей охоту продолжать заниматься по методике Домана. Поэтому следует упростить создание пособий и подбирать формат карточки, доступный для приобретения в магазинах, но всё же не слишком маленький. Тем более, что методика Домана была изначально предназначена для отстающих деток, а мы имеем дело со своими здоровыми и любопытными карапузами. Я советую ориентироваться на размер 16 на 19см. Он удобен для расположения картинки и оставляет достаточно места для крупной подписи. Готовые карточки, которые я многократно покупала своему ребенку, были выполнены именно в этом формате.

Надпись под картинкой должна быть сделана красным, крупным шрифтом.

Карточки будут использоваться неоднократно, поэтому очень важно качество картона, из которого они изготовлены. Уважающие себя производители готовых карточек используют исключительно плотный, мелованный картон. Чтобы карточки не обтрепались, их можно заламинировать.

Не стоит говорить и о том, что карточки должны быть разбиты на категории – ведь это основное требование занятий по методике Глена Домана. К примеру, фрукты, овощи, домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, природа, цветы и так далее. В любом случае, каждая категория должна содержать не менее десяти карточек. Максимума нет! Напротив, чем больше информации вы найдете, тем шире будет кругозор вашего малыша.

Поэтому если вы решите самостоятельно изготовить карточки, то запаситесь терпением: количество их может быть безграничным, как и все те понятия, с которыми вы хотите познакомить своего малыша.

 

 

Правильная карточка должна иметь четкое, яркое изображение. Она должна содержать название изображенного на ней предмета с лицевой стороны, чтобы малыш одновременно усваивал информацию и учился читать.

 

«Хочу все знать», или «как дать ребенку энциклопедические знания».

Екатерина Ю., 23 года, г.Воронеж

Забеременела я сразу после школы. Отец моей малышки оставил меня сразу, как узнал о моем положении. Каким-то образом я нашла в себе силы поступить в институт. Наверное, это было самое тяжелое время в моей жизни: мы жили вдвоем с мамой, она мне очень помогала, но стипендии не хватало даже на подгузники. Чтобы как-то сводить концы с концами, я стала подрабатывать: писала на заказ дипломы, курсовые, контрольные. Времени не хватало ни на что. Гулять с дочуркой я старалась подальше от детской площадки, так как понимала, что моя «заброшенная» дочь здорово отличается от сверстников: она не играла «в ладушки», не махала «пока-пока» и вообще не могла похвастать какими-либо навыками. Но когда мне было ее чему-то учить? Чувство вины стало моим постоянным спутником. Тогда я думала, что навсегда. Но однажды в Интернете я прочла статью о методике Глена Домана. Меня сразу подкупило в ней то, что она не требовала от родителей большого количества времени. Изготавливать карточки мне было некогда, поэтому я заказала готовые. И теперь во время своих коротких перерывов в работе я демонстрировала их своей дочурке. Очень скоро я заметила первые результаты. С тех пор я больше не пряталась от мамочек, напротив искала встреч с ними, так меня распирала гордость, и мне хотелось продемонстрировать всем успехи своей девочки. Ведь теперь она была самой смышленой и эрудированной на детской площадке. Сегодня ей пять лет, и она самая умная в детском саду. Непостижимым образом, но эта история дала мне силы, вдохновила на собственные подвиги. Мне удалось закончить институт с «красным» дипломом, устроиться на хорошую работу. Теперь я знаю – у меня все получится!

Итак, у вас есть карточки, а значит можно смело приступать к занятиям. Начать следует с выбора категории для первой демонстрации. Выберите тему самостоятельно, с учетом интересов вашего малыша. После того, как категория выбрана, подпишите каждую карточку простым карандашом с обратной стороны так же, как она подписана с лицевой. Сделать это нужно для того, чтобы не тратить время при демонстрации картинок, быстро проговаривая названия изображенных предметов.

Знакомство с карточками должно быть радостным, эмоционально окрашенным, у ребенка раз и навсегда должно закрепиться в сознании, что показ материала есть праздник. К примеру, для знакомства с окружающим миром вы выбрали карточки с изображенными на них транспортными средствами (мальчики обожают эти картинки). Сядьте поудобнее напротив ребенка и с радостным возгласом: «Сейчас мы с тобой будем смотреть этот замечательный транспорт» начните показ.

Расстояние между карточкой и ребенком должно быть примерно 35 сантиметров. В демонстрации наглядного материала немаловажным является скорость, с которой вы это делаете. Чтобы не наскучить малышу, показывайте картинки очень быстро. При этом, карточки нужно брать с обратной стороны стопки, перекладывая их наперед.

Все занятие длится 10-15 секунд. Пять карточек по 1-2 секунды на каждую и пять секунд на их перекладывание. Поначалу вы должны проговаривать, что «этот вид транспорта называется мотоцикл», впоследствии можно говорить просто «мотоцикл».

После занятия не забудьте перемешать карточки: последовательность картинок каждый раз должна быть разной.

Занятия - это лакомство, сладкая конфета. Ребенок должен ждать их, радоваться их наступлению. Вот почему так важно не переусердствовать в своем стремлении дать ему новые знания. Даже если малыш не насытился и хочет еще, нужно обязательно делать перерыв между демонстрациями. Продолжительность «перемены» должна быть не менее получаса. При этом заниматься нужно в течение всего дня. Сделать это нетрудно: даже самая занятая мать всегда сможет выкроить несколько минут в день для своего малыша.

В первый день вы будете демонстрировать три различных категории, каждая из которых содержит по десять карточек. Итак, десять карточек по одной-две секунды. Плюс десять секунд на их перекладывание. Таким образом, время, потраченное на одно занятие, не будет превышать тридцати секунд. Если десять карточек для ребенка много, начните демонстрацию с пяти. Главное, чтобы ребенок в течение занятия удерживал внимание. Каждую категорию демонстрируют не менее трех раз в день. Итого, в день получается 9 занятий (три категории по три занятия). Это минимум, если хотите больше, можно и больше. Но на 9 занятий вы потратите чуть больше 4,5 минут. Постепенно вы будете добавлять комплекты карточек из других категорий. Делать это нужно до тех пор, пока общее количество категорий не достигнет двенадцати. По-прежнему каждую категорию демонстрируют не менее трех раз. Не трудно подсчитать, что если на демонстрацию трех категорий вы затрачивали 4,5 минуты, то на двенадцать категорий вам потребуется около восемнадцати минут в день (максимум). Согласитесь выкроить их всегда можно даже при самом плотном графике. Тем более что за столь короткое время вы сможете ознакомить своего малыша со ста двадцатью понятиями!

Так вы будете заниматься первые десять дней. Затем вы начнете заменять каждый день одну старую карточку на новую. После того, как вы истощите запас новых карточек, замените категорию целиком. Доман писал, что данное количество карточек – это минимум, максимум безграничен. При этом он добавлял, что ограничения касаются не только и не столько возможностей самого ребенка, сколько его родителей. Ведь именно на них ложится тяжкое бремя по поиску новых картинок и изготовлению новых карточек. Однако нынешним родителям повезло гораздо больше, чем современникам Глена Домана. Ведь у них есть возможность приобрести готовые карточки, которые, к тому же, будут отвечать всем основным требованиям методики известного американского ученого.

Методика Домана кажется особенно привлекательной еще и потому, что он не устанавливает жестких рамок учебного процесса. Автор предлагает родителям ориентироваться на ребенка, следовать за ним. Вы должны сами определять время показа новой карточки и период, через который ее следует заменять. Доман выводит лишь усредненные показатели (тридцать занятий на каждую карточку), вы же вполне можете увеличить или уменьшить число демонстраций каждой карточки. Уже через несколько месяцев Вы увидите, что ребенок усваивает информацию очень быстро и тридцать занятий на карточку - это слишком много. Мы уже не раз говорили, что дети до трех лет очень легко обучаются. Однако даже этот естественный природный процесс можно ускорить в разы, если избрать правильный способ подачи информации.

Спустя всего три месяца после начала занятий, вы будете тратить на демонстрацию одной карточки всего 5 дней (то есть вы покажете ее всего лишь 15 раз). Если учесть, что время показа по-прежнему будет составлять одну-две секунды на показ, то вполне можно сказать, что ваш малыш «схватывает все на лету».

Но и это еще не все. Через какое-то время вы и вовсе поймете, что достаточно показать карточку всего один или два раза, и ребенок запомнит, что на ней изображено.

Если же вам трудно усвоить все эти премудрости – долой их. Помните, Глен Доман разработал свою методику, прежде всего, для больных детей. В занятиях же со здоровыми - можно довериться собственной интуиции и ориентироваться на ребенка: занимайтесь так часто, и с такой продолжительностью, а также в такой последовательности, как удобно вам и вашему чаду. Главное, чтобы это было приятно обоим!

Забегая вперед, скажу, что после того, как у вас накопится материал из тысячи карточек, это вовсе не будет означать завершение обучения. Нет. Это значит, что пришло время перейти на иную, более высокую его ступень.

Дело в том, что настанет время (причем очень быстро), когда вашему малышу будет уже мало той информации, что вы ему даете. Что ж, вооружитесь энциклопедией и начните искать факты о тех объектах, о которых вы уже рассказали ребенку. Каждая категория знакомит ребенка с общими знаниями из какой-либо области, но в возрасте двух-трех лет этого уже недостаточно. В этот период дети страшные почемучки, так что придется работать на опережение, углубляя полученные знания.

Например, на первом этапе обучения ребенок получает начальную информацию о том, что остров – это часть суши, со всех сторон, окруженная водой. Теперь настало время узнать, что острова бывают большие и маленькие, а также, что такое обитаемый и необитаемый остров, название самых известных из них, о вулканическом происхождении некоторых островов и так далее. Таким образом, постепенно кругозор ребенка расширяется, он начинает владеть все большим и большим объемом информации.

А теперь представьте, что все эти факты вы даете лишь по одной карточке.

Помните, мы говорили о том, что названия картинок с оборотной стороны нужно подписывать простым карандашом. Почему карандашом? Да просто теперь вы можете стереть свою запись и сделать новую: напишите на каждой карточке несколько интересных фактов о тех объектах, что вы демонстрируете малышу. При этом, вы удивитесь, увидев, что чем больше вы даете ему знаний, тем быстрее он их усваивает.

Если вы используете готовые карточки, то при их покупке посмотрите на оборотную сторону. Важно, чтобы вам было, где записывать информацию. Ведь если карточка маленькая или на тыльной стороне уже есть надпись, вам некуда будет записать факты, а это значит, что при занятиях вы будете тратить слишком много времени на их придумывание и вспоминание, и ребенок попросту утратит интерес к уроку.

Не стоит перегружать ребенка информацией. Для начала каждая карточка должна содержать не более пяти фактов. Например:

Карточка Лев.

Факт первый. Лев - дикое животное.

Факт второй. Лев - хищное животное.

Факт третий. Лев обитает в Африке.

Факт четвертый. У льва пышная грива.

Факт пятый. Льва часто называют «царь зверей».

 

По мере освоения ребенком этих фактов, их заменяют на новые, углубляя знания малыша о том или ином объекте.

За одно занятие следует читать один факт по каждой карточке. Общее количество категорий и карточек на одно занятие зависит от ребенка. Одному достаточно пять карточек из одной категории, другому мало и трех категорий по десять карточек. Главное, закончить урок до того, как ребенок утратит к нему интерес.

Как и прежде, на каждую категорию отводится по три повторения в день.

Сложно? Отнюдь. На самом деле все очень просто. К примеру, вы берете старые карточки про домашних животных. Как и говорилось выше, на каждую карточку вы придумываете пять фактов. Но на одном занятии используете лишь один из них:

То есть:

Корова.

Корова дает людям молоко.

Лошадь.

Лошадь ест овес и сено.

Овца.

Шерсть овец используется для изготовления теплой одежды.

Кошка.

Кошка умеет видеть в темноте.

Собака.

Собаки бывают охотничьи, служебные и декоративные.

 

Это занятие займет у вас не больше 10-15 секунд.

В следующий день вы показываете те же картинки, читаете старые факты и добавляете новые. По-прежнему три повтора в день на каждый факт. Увеличивайте не продолжительность занятий, а их количество. На освоение всех фактов у Вас уйдет всего лишь пять дней. Три повтора в течение пяти дней, таким образом, каждый факт ваш малыш услышит пятнадцать раз.

Через пять дней вы можете начать удалять старые надписи, заменяя их новыми. Причем нужно заменять все пять фактов сразу. То есть вы демонстрируете все те же карточки, но просто даете ребенку новую информацию об уже знакомых для него объектах.

Вообще Глен Доман был новатором, но он не придумал ничего нового. Как это может быть? Очень просто. Дело в том, что независимо от того, являетесь ли вы приверженцем его методики, либо какой-то другой, либо вообще никакой, конечная цель любого обучения – дать ребенку знания. Разница лишь в способе. Конечно, чтение энциклопедий, учебников и научных книг – это замечательно. Но все это подходит детям постарше. Тем же, кому едва исполнился год или даже меньше, вряд ли подойдет данный способ обучения. А вот методика Глена Домана, основанная на демонстрации ярких и красочных карточек – будет как нельзя кстати. Особенно, если соблюдать основную рекомендацию известного американского ученого (помните?) - на показ каждой карточки использовать не больше одной-двух секунд.

Если вы боитесь запутаться во всех этих премудростях (хотя здесь нет ничего сложного), то советуем следовать велению своего сердца: просто демонстрируйте в течение дня наборы карточек, постепенно усложняя подаваемую информацию, и цель непременно будет достигнута.

На самом деле, домановская программа очень проста в применении и благодаря минимуму времени, которое требуется от родителей – весьма популярна. Ведь что и говорить, в наш стремительный век у нас, увы, не так-то много времени на занятия с ребенком.

При выборе материала для карточек следует руководствоваться следующим правилом: «Нет бесполезной информации». Дело в том, что зачастую родители, стремясь удовлетворить свои амбиции, начинают процесс обучения с каких-то сложных категорий, пренебрегая простыми. Ну, действительно, кого удивит двухлетка, различающий цвета и формы, а вот, если ребенок в два года знает названия планет – это предмет для гордости мамы или папы.

 

Орлетт, 34 года, Франция

Однажды я познакомилась с женщиной, которая рассказала о том, что ее пятилетний сын знает название материков, умеет считать до миллиона, и знает планеты солнечной системы. В процессе общения с мальчиком я убедилась в правдивости ее слов, но… оказалось, что малыш путает такие понятия, как фрукты и овощи, а также не всегда правильно называет формы. А ведь эти категории знакомы любому двухлетке, даже если с ним и не занимались по какой-то особой методике.

«Карточный» метод хорош тем, что за весьма короткое время позволяет усвоить максимум разнообразной информации. Идти же нужно от простого к сложному. Начните с демонстрации карточек с цветом и формой, постепенно продвигаясь, скажем, к шедеврам художников.

Когда я говорю о том, что та или иная категория является сложной, я имею в виду, ее сложность для родителей. Ведь это именно вам придется выискивать факты про картины, памятники архитектуры и т.п. Что касается вашего малыша, то для него как раз нет никаких трудностей в усвоении материала: ему интересно все - и фигура квадрат, и «Черный квадрат» Малевича. Он открыт для ЛЮБОЙ информации, которую вы ему дадите.

Какие категории выбрать для начала? Да какие хотите. Бесполезных знаний не бывает. Но изобретать велосипед вам не придется - все давно придумано не нами: формы, цвета, животные, фрукты, овощи – можно начать с этого. Впрочем, если вы видите, что малышу интересны и другие карточки: музыкальные инструменты, насекомые, цветы, рыбы, динозавры – начните с них.

Среди знакомых мне людей я слыву интеллектуалом, человеком, который много знает и стремится к получению новой информации. Но, когда я начала заниматься со своим маленьким сыном, я поняла, что ничегошеньки не знаю. Маленький тест: придумайте навскидку пять интересных фактов о… свинье. Ну, как? Что вы знаете об этом домашнем животном, кроме того, что его выращивают для мяса и сала, а также, что свиньи любят грязь? А почему они ее любят, вы знаете? Ведь в природе все не случайно.

Вымазавшись в грязи и дождавшись, когда она высохнет, свинья затем чешет спину и бока о стены, тем самым, избавляясь вместе с засохшей грязью от паразитов. А знаете ли вы о том, какие бывают породы свиней? О том, что это животное считается одним из умнейших? Что в последнее время свинья для многих стала домашним питомцем, другом? Все это, а также множество других интересных фактов мне пришлось выискивать в дебрях всемирной паутины для занятий со своим ребенком.

Но не стоит замыкаться только на карточках. Процесс познания намного шире: рассказывайте малышу обо всем, что его окружает: дома и на прогулке, в транспорте и в гостях. Поездка на море, на дачу, в горы – все это не является поводом для перерыва в занятиях.

Вместе с тем, понятно, что информации намного больше, чем та, что нас окружает. И, если об овощах (да и то не обо всех) вы еще можете рассказать, используя продукты из холодильника, то при изучении животных без карточек и компьютерных презентаций вам не обойтись.

 

Научиться читать раньше, чем говорить? Легко!

Научить ребенка читать очень легко. Причем, чем он младше, тем это легче сделать. Но только в одном случае: если учить малыша читать не буквы и слоги, а слова целиком. Судите сами. Как происходит обучение чтению согласно всем нам знакомой «школьной» программе? Из всего многообразия прекрасных и знакомых ребенку слов, вычленяются отдельные буквы-звуки. Причем, в начале их буквально вдалбливают ребенку в голову, а затем начинают обучать снова складывать. Но опять-таки не в слова, а в не менее непонятные для малыша слоги. И уж затем слоги складываются в слова. Открытие, сделанное Доманом, просто, как и все гениальное: обучение чтению происходит гораздо быстрее и эффективнее, если учить ребенка читать сразу слово целиком. Ведь малыш понятия не имеет о том, что слово состоит из букв. Для него это малопонятная абстракция, странный значок – не более того. В то время как слова сопровождают его с рождения. Они близки и понятны вашему ребенку. Поэтому его проще сначала научить читать их, а потом объяснить, что они состоят из букв и звуков. Вот почему согласно методике Глена Домана, изучение алфавита является последним, завершающим этапом обучения чтению.

Итак, для того чтобы научить ребенка читать, необходимо запастись карточками со словами. Количество карточек не ограниченно, но в любом случае не меньше 80. На карточках нужно большими красными буквами написать различные слова. Доман говорил о том, что карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Слова должны быть на­писаны красным фломастером и печатными буквами. Однако не стоит забывать, что его методика была разработана для больных детей, в том числе и со слабым зрением. Думается, при занятиях со здоровыми малышами нет необходимости использовать такие огромные карточки. Тем более, что такие большие буквы будут отвлекать внимание ребенка. Поэтому я бы порекомендовала все-таки несколько уменьшить размер карточек и шрифта соответственно. Только не переусердствуйте: в любом случае буквы должны быть не менее 3-5 см, а сама карточка – не меньше 10x20 см.

На первом этапе обучения Вам будет достаточно двадцати карточек с основными словами, такими как «мама», «папа» и так далее. Они должны быть понятными и знакомыми ребенку. Это могут быть имена членов семьи, родственников, животных, любимых игрушек, занятий и тому подобное. Для начала нужно брать простые слова, состоящие из трех-четырех букв.

В первый день демонстрируйте малышу всего лишь пять карточек. Вы просто показываете слово «МАМА» и четко произносите: «Здесь написано слово мама». На демонстрацию одной карточки Вы отводите всего лишь одну-две секунды. Так Вы покажете все пять карточек. Затем поцелуйте своего малыша и скажите, как Вы его любите.

В первый день следует провести три таких занятия. Перерыв между ними должен составлять больше получаса.

Во второй день Вы повторяете занятия первого дня в том же объеме, а также добавляете еще одну группу карточек из пяти штук. Общее количество занятий, таким образом, во второй день равно шести по 10-15 секунд каждое.

На третий день Вы добавляет еще пять карточек с пятью словами. Каждый набор демонстрируется по три раза в день.

Итак, уже на четвертый день Вы задействуете все карточки.

Таким образом, общее количество занятий составит 12 (три раза в день на каждые пять карточек). Простая арифметика: чтобы научить вашего малыша читать, вы будете тратить 2-3 минуты в день.

После того, как ребенок освоит простые слова из трех - четырех букв, задачу следует усложнить.

На втором этапе обучения вы постепенно добавляете к двадцати имеющимся карточкам еще двадцать новых, более сложных слов. Сложными этими слова являются лишь по количеству букв, но не по значению. Не стоит пытаться при помощи одного дела решить сразу две задачи: научить ребенка читать и познакомить его с новыми понятиями. Для обучения чтению нужно использовать знакомые ребенку слова. Такие, как кошка, книга, кубик, лампа, улица, шапка и тому подобные, используемые в ежедневной речи, понятия.

Как и прежде, на каждое занятие вы используете 10-15 секунд. Старые, уже знакомые ребенку слова, постепенно заменяйте новыми. Глен Доман советует начинать заменять по одной карточке после того, как вы демонстрировали ее в течение недели. На изучение новых наборов Доман отводит не более пяти дней, затем эти карточки также следует начинать заменять другими.

Не следует пугаться того факта, что вы заменяете карточки до того, как малыш научится их читать. Можете не сомневаться, у ребенка в голове отложилась нужная информация. Придет время, и он удивит вас своими познаниями. Вообще не нужно экзаменовать ребенка, проверять, как он усвоил материал. Как бы вы не старались скрыть свое разочарование, малыш его неизбежно почувствует. Это не только омрачит радость обучения, но и вполне может отбить охоту заниматься вовсе.

Да и зачем проверять ребенка? Ведь мы в самом начале договорились о том, что главной целью наших занятий является отнюдь не результат (хотя он неизбежно будет потрясающим), а сам процесс. Те родители, которые забыв об этом правиле, требовали от ребенка мгновенных успехов, в итоге были очень разочарованы методикой Домана. Хотя нужно отметить, что они будут разочарованы любой самой чудесной формой обучения. Ведь дети дошкольного возраста способны чему-то научиться лишь в процессе игры. Стоит превратить ее в учебный процесс с вопросами и ответами, и ребенок уходит в себя, замыкается, отказывается не только говорить сам, но и слушать Вас. Демонстрируйте каждый день ребенку карточки со словами, постепенно меняя их на новые, и в какой-то момент он опередит вас и произнесет слово, написанное на карточке, первым. Впрочем, впоследствии вы и сами сможете проверить уровень знаний ребенка. Но делать это нужно не раньше того времени, когда вы будете полностью уверены в том, что ребенок не провалит экзамен.

Демонстрируя карточки, следите за тем, чтобы в одном показе не встречались слова, начинающиеся с одной и той же буквы.

Не забывайте и про другое правило обучения – никакой скуки! Для этого нужно демонстрировать карточки очень быстро (не бойтесь, что ребенок их не рассмотрел) и не больше 15 секунд за раз. При нормальном темпе ваше чадо каждый день будет изучать по пять – десять и даже более новых слов.

После того, как малыш освоил карточки второго этапа, можно переходить к следующему – третьему уровню.

Однако перед тем как мы начнем разговор о нем, хотелось бы остановиться немного на обучении чтению совсем маленьких детей, тех, которые еще не умеют разговаривать. Да, да, научиться читать одновременно и даже раньше освоения осмысленной речи, вполне реально!

Глен Доман рекомендовал начинать обучение ребенка чтению с шестимесячного возраста. Лично я бы рекомендовала показывать карточки даже раньше. Мой сын заинтересовался яркими картинками в возрасте четырех месяцев. Тогда и начали. Различий в обучении чтению разговаривающего ребенка и того, который еще не произнес своего первого слова, нет. Кстати, случаи, когда малыш научился читать раньше, чем говорить, среди сторонников методики Домана не редки. Как это возможно? Очень просто, ведь чтение - это не проговаривание текста, а распознавание и понимание его. Малыши, с которыми с пеленок занимались при помощи карточек, по просьбе взрослого безошибочно отыскивали нужную среди десятка других. В любом случае, даже самые закостенелые скептики, не признающие возможности научить шестимесячного малыша читать, не смогут отвергать тот факт, что, обучая ребенка чтению, родители обогащают и увеличивают его словарный запас.

Глен Доман в своих трудах особенно акцентировал внимание родителей на том, что ребенок имеет право демонстрировать или не демонстрировать свои умения, и делать это в той манере, в какой ему хочется.

Итак, освоив карточки двух первых уровней, мы можем переходить к третьему. Правила «ввода» новых карточек все те же – каждый день Вы заменяете одну старую карточку новой. На третьем этапе обучения чтению мы переходим к простым глаголам. Тем, с которыми ребенок уже знаком. Такими, безусловно, являются следующие: бежит, играет, смеется, плачет, идет и так далее. При этом, введя в комплект одно единственное существительное (к примеру, ребенок или малыш) мы уже можем составлять простые предложения на русском языке: малыш бежит; малыш пьет; малыш читает и так далее. Таким образом, мы переходим на иной качественно новый уровень обучения чтению. Лишь одна предосторожность: не стоит учить ребенка читать предложения до того момента, как он освоит процесс чтения слов, его составляющих!

Итак, ваш ребенок уже читает 60 слов. Это не так уж и мало. Ведь для нас важно не количество узнаваемых слов, а освоение ребенком принципа сложения букв в слова. Как только он поймет этот принцип, остальные слова он станет читать самостоятельно, без помощи карточек. Пока же мы постепенно вводим в наши занятия еще 20 слов.

Опять же, они должны быть знакомы ребенку (это, как мы помним, главное условие), но теперь задачу несколько усложняем: каждое слово состоит уже из шести букв. После того, как ребенок научится читать все карточки и будет делать это без труда, вы можете начинать складывать их в предложения, варьируя как угодно. Забудьте о том, как учили чтению Вас. Никаких «мама мыла милу, раму и т.п. объекты». Ведь чем нелепее и смешнее будет предложение, тем веселее пройдет занятие, тем больше оно доставит удовольствия ребенку, тем быстрее он научится читать. Например, мой сын просто заливался смехом, когда я складывала такие предложения, как «собака ест цветок» или «ворона нюхает качели».

При этом не стоит требовать от ребенка читать эти предложения. По-прежнему, Вы читаете, ребенок смотрит. На данном этапе, разумеется, уже можно отойти от первоначального принципа – 10-15 секунд на занятие. Ваш ребенок уже готов к тому, чтобы заниматься более продолжительное время. Сколько? Зависит от малыша. Главное, не забывать золотое правило: прекращать занятия до того, как оно наскучило ребенку. Занятия должны быть желанными, это ребенок должен ждать их и просить провести, а не Вы бегать за ним с карточками, предлагая прочитать еще одно слово. Ну и на самом последнем этапе, можно переходить к чтению книг. Глен Доман посвятил очень много внимания выбору первой книги для чтения. Она должна отвечать ряду строгих правил. Лично я пошла более простым путем: воспользовалась потрясающими сказками-презентациями с дисков.

Данные сказки, не только очень интересны детям раннего возраста, но и способствуют быстрому усвоению навыков чтения.

 

 

Татьяна О., 29 лет, Москва.

Когда мой младший ребенок учился читать, помимо домановских карточек, я использовала… номерные знаки машин: на прогулке мы читали смешные буквосочетания на них (большинство были не такими уж и забавными, но тут главное правильная подача) и бесконечно хохотали… Мой мальчик получал от процесса чтения колоссальное удовольствие. Прошло несколько лет, а он до сих пор вспоминает это как одно из самых приятных занятий.

Мифы о компьютере.

Стоит ли упоминать о том, что во времена, когда методика Глена Домана только зарождалась, и речи не шло ни о какой технической помощи в обучении детей. Бумажные карточки и никакой альтернативы. В наши дни методика Домана дополнена еще одним важным разделом – компьютерные презентации. Кстати, их активно используют родители во всем мире, причем как приверженцы методики Домана, так и те, кто о ней никогда не слышали. Только представьте себе, как это удобно: кто-то уже выполнил за Вас всю работу не только по изготовлению карточек, но и что не менее важно, по их показу. Ведь принцип презентации заключается именно в том, что программа сама автоматически «перелистывает» картинки.

Более того, при данном способе обучения между Вами и малышом устанавливается тесная связь: ведь он сидит у Вас на коленях, чувствует ваше тепло. Это очень важно, ведь психологический контакт матери и ребенка – залог успеха в любом деле. У детей, таким образом, вырабатываются стойкие ассоциации: обучение=мамино тепло и забота. Малыши очень любят делать что-то ВМЕСТЕ с родителями.

Не стоит опасаться «приучать» малыша к компьютеру с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: