Материалы для подготовки к ПрЗ 4




Практическое занятие 4 (ПрЗ 4)

Детское общество как фактор социализации

Правовое воспитание детей как условие социализации

Вопросы для обсуждения

1. Виды отношений между сверстниками.

2. Детское общество и его влияние на социализацию ребенка.

3. Особенности отношений в разном возрасте.

4. Правовое воспитание детей как условие социализации (международные документы, регламентирующие права детей; задачи и формы правового воспитания дошкольников).

 

Учебно-исследовательское задание: заполните таблицу (к вопросу 3).

 

Возрастной период Особенности отношений со сверстниками
дошкольный возраста  
младший школьный возраст  
подростковый возраст  
ранний юношеский возраст  

Критерии и нормы оценки ПрЗ 4:

3 балла – выполнение учебно-исследовательского задания к ПрЗ, систематическое участие в обсуждении теоретических вопросов, свободная ориентация в теоретическом материале, научность, ясность, четкость изложения;

2 балла – выполнение учебно-исследовательского задания к ПрЗ, эпизодическое участие в обсуждении вопросов, достаточно свободное владение изученным материалом, ясность, четкость изложения;

1 балл – однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал, учебно-исследовательское задание к ПрЗ не выполнено;

0 баллов – пропуск занятия/неготовность к занятию.

 

Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ 2): разработать и представить в презентации форму ознакомления детей дошкольного / младшего школьного возраста с правами (3-4 студента в подгруппе).

В презентации необходимо отразить

Форма работы (проект, деловая игра, беседа и др.)

Тема «…»

Задачи:

Материалы и оборудование:

 

Ход

Деятельность педагога Деятельность учащихся
Мотивационный этап
   
Основной этап
   
Рефлексивный этап
   

Критерии и нормы оценки ИДЗ 2:

5 баллов – четко определена форма работы с дошкольниками; задачи конкретны, соответствуют цели правового воспитания детей дошкольного возраста; в презентации отражены необходимые этапы, они наполнены содержанием и имеют бинарный характер (описаны действия педагога и действия детей); выдержан регламент презентации (не более 7 мин.);

4-3 балла – определена форма работы с дошкольниками; задачи соответствуют цели правового воспитания детей дошкольного возраста, достаточно конкретны; этапы наполнены содержанием, но не содержат необходимые технологические решения; регламент презентации не выдержан;

2-1 балл – форма работы с дошкольниками не конкретна; задачи соответствуют цели правового воспитания детей дошкольного возраста, но неконкретны; этапы предложены, но слабо наполнены содержанием; регламент презентации не выдержан;

0 баллов – задание не выполнено.

Материалы для подготовки к ПрЗ 4

1. Виды отношений между сверстниками. Непременным условием и фактором социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.

В каждой малой группе существует своя неповторимая "мозаика" межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, "языка", присущих большим социальным группам.

В детских и подростковых группах психологи выделяют функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками. Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения – это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Т.о., детское общество (термин А.П. Усовой) живет по законам, которые хоть и являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: