РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ

"Об охране атмосферного воздуха"

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" следующие изменения:

 

1) в статье 1:

а) абзац третий изложить в следующей редакции: «загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, или микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях превышающих установленные нормативы, или оказывают негативное воздействие на окружающую среду, или оказывают негативное воздействие на жизнь и здоровье человека, или вызывают неприятный или вредный для здоровья человека запах»;

б) абзац четвертый изложить в следующей редакции: «загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих и/или пахучих веществ (запахов) и/или их смесей в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические, одорологические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха»;

в) абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции: «качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических, одорологических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха, экологическим нормативам качества атмосферного воздуха, а для субъектов Российской Федерации, на территории которых установлены региональные нормативы запаха, также в соответствии с региональным нормативом запаха атмосферного воздуха»;

г) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции: «гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих и/или пахучих веществ (запахов) и/или их смесей в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;»;

д) абзац двадцатый изложить в следующей редакции: «экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих и/или пахучих веществ (запахов) и/или их смесей в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;»;

е) дополнить абзацами следующего содержания:

"запах – характеристика веществ, смесей, выбросов и атмосферного воздуха воспринимаемое человеком или обнаруживаемых специальными приборами;

региональный норматив запаха – значение предельной концентрации и интенсивности запаха, выбрасываемого в атмосферный воздух, установленное органом государственной власти субъекта Российской Федерации, применяющееся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для всех источников и объектов, осуществляющих выброс веществ в атмосферный воздух;

концентрация запаха – интенсивность пахучих веществ и их соединений, содержащихся в атмосферном воздухе и установленная специальными приборами;

мониторинг концентрации запаха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и его соответствии предельно допустимому региональному нормативу запаха;";

2) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«приоритет улучшения качества атмосферного воздуха и недопущение превышения установленных нормативов качества атмосферного воздуха;»;

 

3) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

определение порядка осуществления мониторинга концентрации и интенсивности запаха, осуществляемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

определение методик и порядка разработки, установления и пересмотра органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных нормативов запаха, применяющихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.";

 

4) в статье 6:

а) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"установление и пересмотр регионального норматива запаха, применяющегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

осуществление мониторинга концентрации и интенсивности запаха на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.";

б) в пункте 1 абзац 11 изложить в следующей редакции:

«информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, превышении регионального норматива запаха и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий»;

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать региональный норматив запаха на территории субъекта Российской Федерации и организовать осуществление мониторинга концентрации и интенсивности запаха на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.";

 

5) статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха, запаха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на него, а также региональные нормативы запаха.

2. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Региональные нормативы запаха устанавливаются и пересматриваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком, определенным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.";

 

6) в статье 16:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, одорологическими, а также строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий, а для субъектов Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, также в соответствии с региональным нормативом запаха на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.";

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а для субъектов Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, также непревышение предельно допустимых региональных нормативов запаха";

в) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а для субъектов Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, установок очистки газов от запахов и средств контроля за выбросами запахов в атмосферный воздух.»;

 

7) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, запахов, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.»;

 

8) статью 22 изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и, в субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, запахов, включая выбросы и запахи от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ и, в субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, запахов в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов и запахов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ и, в субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, запахов в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ и запахов в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ и запахов в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ, и, в субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, запахов в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, и, в субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, запахов в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

 

9) дополнить статью 23 частью 4 следующего содержания:

«4. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг концентрации и интенсивности запаха в соответствии с порядком осуществления мониторинга, который определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.».

 

10) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

"2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в соответствии с региональным нормативом запаха соответствующего субъекта Российской Федерации.";

 

11) в пункте 1 статьи 29:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, наличии запахов, а также об источниках запахов, источников загрязнения атмосферного воздуха и источниках вредного физического воздействия на него;";

б) абзац 4 изложить в следующей редакции:

«участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха и/или привести к появлению запахов»;

 

12) статью 30 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. В субъектах Российской Федерации, в которых установлен региональный норматив запаха, обязанности, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, реализуются гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом принятого в субъекте Российской Федерации регионального норматива запаха.

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

 

Президент

Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль «__» ____________ 2021 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

 

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ежедневно огромное количество предприятий и организаций в России выпускают в атмосферу миллионы кубометров химических веществ и их смесей. Большинство таких предприятий находятся либо в населенных пунктах, либо рядом с ними. Соответственно жители городов и сел дышат тем, что предприятия выбрасывают в атмосферу.

В настоящее время в соответствии с ч.1 ст. 20 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами, а именно СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6., утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 N 14.

Названные правила регулируют только предельнодопустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при этом полностью обходят стороной понятия «запаха» выбросов в атмосферу.

Однако не редко запах от выбросов в атмосферу вызывает у населения неприятные ощущения, запах может приводить к раздражению дыхательных путей, или быть причиной симптомов тошноты или головной боли. С проблемой неприятного запаха от различных производств. сталкиваются во многих регионах России.

Несмотря на многочисленные жалобы населения на неприятный запах, никаких нарушений не выявляется, так как предельно-допустимые концентрации веществ в воздухе находятся в норме.

Решением данной проблемы может быть регламентация и нормирование «запаха» как правового института окружающей среды. Для того, чтобы провести регламентацию и нормирование запахов, необходима правовая основа. Поэтому первым шагом для достижения данной цели является внесение объемных изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", что и предлагается сделать данной законодательной инициативой.

В случае принятия данного закона и введения нормирования запахов появится возможность контролировать и наказывать лица, допустившие нарушения, так как на данное нарушение будет распространена статья 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов".

Предлагаемый проект предусматривает не обязанность, а право каждого субъекта в установке нормативов регулирования запахов. Таким образом каждый субъект определит для себя какие запахи на его территории являются вредными, а какие нет. Подобный дифференцированный подход позволит учесть специфику каждого региона при определении нормативов запахов.

В поддержку предлагаемой инициативы 2 марта 2020 года в Тверской области была создана и размещена Петиция «Регламентируем запахи, которые нас убивают!». Текст Петиции размещен по адресу https://chng.it/qRwXFvNF9w

За 2 недели Петиция собрала более 3500 голосов жителей различных регионов России, которые поддержали данную инициативу, что говорит об актуальности проблемы для всей нашей страны.

 


 

Финансово-экономическое обоснование

к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не повлечет дополнительных расходов для Федерального бюджета Российской Федерации.


 

Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" повлечет внесение изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения иных ранее принятых нормативных правовых актов или принятия новых нормативных правовых актов.

 


 

ЗАКОНАДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ 170100 г. Тверь, ул. Советская, д. 33  
__________________№ ____________   на № _____________от _____________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: