Спрос на реальный капитал
Спрос на реальный капитал формируют инвестиции в реальный капитал (нефинансовые инвестиции). Этот инвестиционный спрос состоит из спроса на множество товаров и услуг, которые нужны для воспроизводства и обновления реального капитала и которые называются инвестиционными товарами и услугами. Основными элементами инвестиционных товаров являются машины, оборудование, транспортные средства и строительные материалы для основного капитала, а также сырье, топливо и энергия, материалы и полуфабрикаты для оборотного капитала плюс инвестиционные услуги (геолого-разведочные, проектные и др.).
Наибольший спрос на инвестиционные товары предъявляют фирмы. Но инвестиционные товары потребляют также домашние хозяйства (строя дома, покупая машины и оборудование, топливо и энергию и т.д.), некоммерческие организации и государство (для нужд армии и милиции, образования, науки, здравоохранения и т.д.).
Предложение реального капитала
Его формируют производители и продавцы инвестиционных товаров, т.е. прежде всего промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и торговые фирмы, а также фирмы в сфере инвестиционных услуг.
Р авновесие на рынках инвестиционных товаров устанавливается, как на обычных товарных рынках, т.е. равновесная цена образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.
Структура рынков реального капитала
Она, в сущности, состоит из рынков инвестиционных товаров. Хотя они настолько многочисленны, что их трудно перечислить, на них выделяются рынки машин, оборудования, транспортных средств, сырья, топлива и материалов.
При исследовании рынка капитала необходимо различать три его формы: рынок капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы); рынок услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы на прокат за определенную плату; рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом. На рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение осуществляют домохозяйства. Причем последние предоставляют не здания, сооружения и т.д., а заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют фирмы, сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке.
Теперь обратимся к исследованиювторого сегмента рынка капитала - рынка услуг капитала. Если мы принимаем во внимание различие между рынком капитальных благ и рынком услуг капитала, то нам станут понятными различия между субъектами спроса на капитал и его предложения на разных сегментах рынка капитала. Вообще в рыночной экономике предложение факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских услуг) осуществляют домашние хозяйства, а спрос на факторы производства предъявляют фирмы (бизнес). Следовательно, и на рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение капитальных благ осуществляют домашние хозяйства. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют, как правило, фирмы (бизнес), сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке, которая, как мы отмечали, называется арендной платой, или рентной оценкой. Так, например, фирма может сдать в аренду принадлежащие ей компьютеры, по определенной рентной оценке за 1 машино-час.
Физический капитал пользуется спросом, потому что он производителен. Но важно заметить, что, когда мы говорим о спросе на капитал как фактор производства, то не можем абстрагироваться от спроса на заемные средства, необходимые для приобретения капитала в физической его форме (машины, оборудование и т п.). Спрос на капитал - это спрос на заемные средства (ссудный капитал), а не просто на деньги. Чисто внешне спрос на ссудный капитал предстает как спрос на определенную сумму денег. Но спрос на деньги как деньги и спрос на ссудный капитал - это не одно и то же. Бизнес предъявляет спрос на заемные средства для осуществления инвестиций, т. е. ему требуется определенная денежная сумма для пополнения производственных фондов (капитала в физической форме). Конечно, домашние хозяйства (население) тоже предъявляют спрос на деньги, но природа этого спроса иная, так как не связана с предпринимательской деятельностью. Кроме того, не будем забывать, что спрос на физический капитал, так же, как и на другие факторы производства, является производным спросом, т. е. он зависит от спроса на те блага и услуги, в производстве которых используется физический капитал. Домашние хозяйства, являющиеся поставщиками капитальных благ, не предоставляют, как может показаться на первый взгляд, станки, машины, оборудование в их натуральном виде фирмам (бизнесу). Они предоставляют заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага.
Рынокзаемных средств – это рынок операций по среднесрочному и долгосрочному инвестированию. Рынок заемного капитала имеет некоторые отличия от рынка денежного, на котором предпочтительней осуществляются сделки по краткосрочному кредитованию. Как правило, это может быть любой рынок, торгующий инвестиционными средствами: фондовая торговая площадка или валютная биржа, пенсионные, инвестиционные и страховые фонды.