законодательных актов Российской Федерации»




ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые

Законодательные акты Российской Федерации в части приведения

Положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой

Редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации

И о признании утратившими силу отдельных положений

законодательных актов Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Проект) направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – Совет) Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 25 декабря 2020 г. № 44648-ИТ/Д22и).

Проект находится на стадии внесения в Правительство Российской Федерации.

Проект разработан в соответствии с пунктом 4 перечня мероприятий по направлению I «Совершенствование корпоративного управления» плана мероприятий («Дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Корпоративное управление, специальные административные районы, процедура банкротства, оценочная деятельность», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 1723-р. Указанным пунктом перечня мероприятий предусмотрено внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры реорганизации хозяйственных обществ с одновременным сочетанием смешанных и совмещенных реорганизаций.

Согласно пояснительной записке предлагаемые изменения в федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закона об АО), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предполагают подробную регламентацию для соответствующих видов хозяйственных обществ процедур реорганизации, в том числе реорганизации с участием одного и более юридических лиц разных организационно-правовых форм (совмещенная реорганизация), реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм (смешанная реорганизация), а также их сочетания.

Также с целью синхронизации с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Проектом вводится единый документ, составляемый при реорганизации в форме разделения и выделения, в виде передаточного акта, а также изменяется порядок уведомления кредиторов.

Следует обратить внимание, что пояснительная записка при столь значительном объеме текста и специфике затрагиваемых Проектом вопросов, хотя они и носят преимущественно процедурно-технический характер, демонстрирует содержательную скудость и безликость и не приводит должного обоснования предлагаемых Проектом изменений.

Во многом Проект воспроизводит положения действующего законодательства в части регулирования процедур реорганизации в хозяйственных обществах, а также государственной регистрации при реорганизации юридических лиц. Вместе с тем Проект в значительной степени детализирует отдельные реорганизационные процедуры, в том числе и те, которые согласно действующему регулированию отнесены на усмотрение соответствующих участников корпоративных отношений. Например, это касается определения коэффициента конвертации (обмена) акций, принадлежащих акционерам, проголосовавшим против решения о реорганизации или не принимавших участия в голосовании, который согласно Проекту рассчитывается исходя из соотношения рыночной стоимости акций или долей в уставном капитале, участвующих в реорганизации обществ, долей участвующих в складочном капитале хозяйственных товариществ, паев членов, участвующих в реорганизации производственных кооперативов.

Предлагаемые изменения, следуя за ГК РФ, закрепляют возможность осуществления совмещенной реорганизации.

Для этого разработчики Проекта предлагают изложить в новой редакции значительную часть положений, регулирующих процедуры реорганизации в хозяйственных обществах, а также вводят новые статьи (например, статьи 15.1 Закона об АО и 51.1 Закона об ООО в части особенностей реорганизации общества с одновременным сочетанием ее различных форм, статью 15.2 Закона об АО о необходимости включения в состав материалов для подготовки к рассмотрению на общем собрании акционеров вопроса о реорганизации заключения о реорганизации, статью 20.1 Закона об АО об особенностях приобретения публичного статуса (создания публичного общества) при реорганизации, статьи 19.1 Закона об АО и 55.1 Закона об ООО в части определения особенностей разделения или выделения общества, осуществляемого одновременно со слиянием или с присоединением, и другие).

При этом Проект не предлагает никаких «симметричных» изменений в отношении других категорий коммерческих организаций, не являющихся хозяйственными обществами, но вместе с тем затрагиваемых Проектом в контексте процедур как совмещенной реорганизации, так и ее сочетания со смешанной реорганизацией. Кроме того, разработчики незаслуженно обходят вниманием вопросы реорганизации иных коммерческих организаций – хозяйственных партнерств, крестьянских (фермерских) хозяйств, государственных и муниципальных унитарных предприятий, не говоря уже о некоммерческих организациях. Между тем статья 57 ГК РФ, в том числе в части совмещенных реорганизаций, содержит правила, предназначенные для любых юридических лиц всех видов и организационно-правовых форм.

Отсутствие комплексного подхода к регулированию процедур реорганизации на уровне специального законодательства, хотя бы в отношении коммерческих организаций, является основным недостатком рассматриваемого Проекта. К сожалению, проблема разнородности текущего регулирования, а в отношении некоторых видов коммерческих организаций его явной недостаточности и фрагментарности, по-прежнему остается не решенной.

Кроме того, в части специфики смешанной или совмещенной реорганизации Проектом по сути не предлагается ничего нового, а воспроизводится существующий подход, закрепленный в Законе об АО, который нельзя признать идеальным. Прежде всего это касается появления в результате такой реорганизации «промежуточных» или так называемых фантомных юридических лиц, что в свою очередь связанно с проблемами порядка принятия соответствующего решения о реорганизации и формирования органов таких квази-юридических лиц, правового статуса и государственной регистрации юридических лиц, образуемых и прекращающих свою деятельность почти одномоментно, государственной регистрации эмиссии и учета ценных бумаг (например, проектируемая статья 19.1 Закона об АО).

Очевидно назрела необходимость более глубокого переосмысления существующих подходов в регулировании смешанной или совмещенной реорганизации и возможности ее рассмотрения как единого процесса без необходимости регистрации «промежуточных» или «мертвых» юридических лиц, не вовлекаемых в гражданский оборот.

Что касается существа предлагаемых Проектом изменений, следует отметить, что они также не лишены недостатков.

1. Пунктом 10 проектируемой статьи 15 Закона об АО в отношении обществ, состоящих из одного участника, предусмотрено право лиц, обладающих в соответствии с законом правом требовать признания недействительным решение о реорганизации, направить соответствующее требование в суд не позднее чем в течение одного месяца после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее –ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации.

Между тем из Проекта, равно как и из пояснительной записки к нему, не представляется возможным определить круг лиц, потенциально обладающих правом на оспаривание решения о реорганизации. Неясно также о каком законе, который предоставляет такое право на оспаривание, идет речь.

Кроме того, разработчиками не учитывается установленный законодательством общий срок заявления требования о признании недействительным решения о реорганизации, который с учетом предлагаемых Проектом изменений по-прежнему будет применяться ко всем иным случаям реорганизации. Согласно статье 60.1 ГК РФ требование о признании недействительным решения о реорганизации может быть предъявлено не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Таким образом, Проект сокращает срок оспаривания решения о реорганизации в отношении обществ, состоящих из одного участника (акционера), но не меняет общего правила о трехмесячном сроке в отношении остальных хозяйственных обществ и иных юридических лиц, не являющихся обществами. Тем самым создается ситуация, когда в реорганизации участвует несколько юридических лиц, одно из которых, например, хозяйственное общество с одним участником (акционером), однако сроки оспаривания решения для них будут разные. Подобный подход вызывает возражения, поскольку может породить правовую неопределенность.

Если и допустить возможность сокращения срока оспаривания решения о реорганизации в отношении обществ, состоящих из единственного участника (акционера), то лишь в случаях, когда речь идет о реорганизации, в которой участвуют только общества, состоящие из единственного участника (акционера).

2. Проектом вносятся изменения в отношении процедур реорганизации ориентированные, как уже отмечалось, исключительно на хозяйственные общества. И хотя в части регламентации смешанных или совмещенных реорганизаций с участием одного и более юридических лиц разных организационно-правовых форм Проект неизбежно затрагивает вопросы регулирования юридических лиц, не являющихся хозяйственными обществами, к сожалению, никаких изменений в отношении таких лиц Проект не предлагает. Недостатком такого подхода является, с одной стороны, «несимметричность» в регулировании реорганизационных процедур применительно к различным видам юридических лиц, с другой – несогласованность положений проектируемых норм с действующими положениями законодательных актов, регулирующих юридические лица, отличные от хозяйственных обществ. Подобная законодательная непоследовательность может создать серьезные проблемы и затруднит практическую реализацию соответствующих реорганизационных процедур.

3. Статьей 1 Проекта применительно к реорганизации в форме слияния, осуществляемой с участием в том числе юридических лиц, не являющихся хозяйственными обществами, установлено, что коэффициент конвертации (обмена) акций, участвующих в реорганизации обществ, принадлежащих акционерам, голосовавшим против или не принимавших участия в голосовании, должен определяться на основании соотношения рыночной стоимости акций или долей в уставном капитале участвующих в слиянии хозяйственных обществ, долей в складочном капитале участвующих в слиянии хозяйственных товариществ, паев членов участвующих в слиянии производственных кооперативов в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 77 Закона об АО. Аналогичные положения предусмотрены статьей 1 Проекта также в отношении присоединения и выделения.

Между тем подобная правовая конструкция в части привлечения оценщика для оценки паев участников производственных кооперативов, долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью или в складочном капитале хозяйственных товариществ представляется некорректной, поскольку вторгается в сферу регулирования иных видов юридических лиц. При этом следует обратить внимание, что статьей 2 Проекта, предусматривающей внесение изменений в Закон об ООО, никаких требований о привлечении независимого оценщика не предусмотрено. Кроме того, представляется сомнительным распространение правила об обязательности привлечения оценщика для оценки акций публичных акционерных обществ.

4. Пункты 5 и 6 проектируемой статьи 20.1 Закона об АО, определяющие особенности приобретения публичного статуса при реорганизации, устанавливают требования к содержанию и форме проспекта акций, создаваемого в результате реорганизации публичного общества. Указанные требования воспроизводят пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) с небольшими редакционными нюансами, но по сути ничего не меняют. При этом Закон о рынке ценных бумаг допускает возможность иными федеральными законами определять дополнительные сведения, подлежащие включению в проспект акций. Однако анализ проектируемой статьи скорее свидетельствует о том, что дополнительных сведений она не содержит. Кроме того, не содержит она и указания на применимость или неприменимость в той или иной части норм Закона о рынке ценных бумаг. Поэтому смысл такого дублирования не вполне понятен. В этой связи также следует отметить, что установление требований относительно содержания и формы проспекта ценных бумаг к предмету регулирования Закона об АО не относится.

Если разработчики Проекта предполагали определить содержание и форму проспекта акций иначе, чем это определено Законом о рынке ценных бумаг, то рассматриваемая норма должны быть скорректирована соответствующим образом. Если же этого делать не планировалось, достаточно сослаться в Проекте на Закон о рынке ценных бумаг и не воспроизводить перечень сведений, подлежащих включению в проспект акций.

5. Статья 1 Проекта дополняет статью 49 Закона об АО пунктами 4.3 и 4.4. При этом пункт 4.3 определяет специальный порядок принятия решения общим собранием акционеров применительно к такому случаю, как изменение в результате реорганизации публичного статуса создаваемого юридического лица, и предусматривает принятие решения большинством в 95 процентов голосов всех акционеров – владельцев акций общества всех категорий (типов). Такой порядок видится обоснованным, так как он аналогичен тому, который применяется для принятия решения по вопросу об обращении с заявлением о делистинге акций общества и (или) эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в его акции (пункт 3 статьи 7.2 Закона об АО).

Что касается проектируемого пункта 4.4 статьи 49 Закона об АО, рассчитанного на случаи реорганизации публичного акционерного общества (без изменения публичного статуса), разместившего привилегированные акции, предлагаемая формулировка, определяющая порядок принятия решения о реорганизации общества, не вносит ясности относительно того, каким условиям должно удовлетворять такое решение, чтобы считаться принятым.

Так, согласно указной норме «если публичным обществом размещены привилегированные акции, решение о реорганизации публичного общества «в случаях, не предусмотренных пунктом 4.3, считается принятым при условии, что за него также отдано три четверти голосов акционеров – владельцев привилегированных акций каждого типа, принимающих участие в общем собрании акционеров». В данном случае не вполне понятно к чему относится слово «также». Если указанное условие должно рассматриваться как дополнительное к установленному пунктом 4 статьи 49 Закона об АО общему правилу о порядке принятия решения по вопросу о реорганизации тремя четвертями голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, то очевидно в проектируемую норму необходимо внести соответствующее изменение.

 

х х х

 

Вывод: проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в представленной редакции не может быть поддержан, так как нуждается в существенной доработке.

 

 

Председатель Совета П.В. Крашенинников

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: