Дисциплина: Неорганическая химия
Отчет
О выполнении практической работы № 1
Тема: Решение задач по химическим
Формулам и уравнениям реакций
Работу выполнил(а) студент(ка) I курса Группы _________ Ф.И.О. | Работу проверил Преподаватель Оценка _____ |
Цель: Изучить методику решения задач. Научиться производить расчет по формулам и уравнениям реакций; определять массовую долю вещества.
Содержание типовой задачи деятельности:
Разработать осуществление оперативной регуляции хода производства и обслуживание принятия самостоятельных управленческих решений. ПФ.С.17.
Вид типовой задачи деятельности: профессиональная.
Класс задачи деятельности: стереотипная.
Содержание умений и навыков, которыми овладеет студент по результатам выполненной работы:
Учитывая физиологические нормы питания, обеспечивать изготовление для различных видов питания, используя рациональные способы ведения технологического процесса. ПФ.С.17.ПП.Н.01.
Организация и оснащение рабочего места:
- рабочее место студента должно соответствовать требованиям стандарта и БЖД.
оснащение:
- методические указания для выполнения практической работы
Межпредметные связи
ПН.004 | Физическая химия |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.0 | Свойства растворов электролитов |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.05 | Грубодисперсные системы. |
ПН.006 | Микробиология и физиология |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.07 | Пищевые вещества и их роль в жизнедеятельности организма человека |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.09 | Рациональное питание и физиологические основы его организации |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.11 | Диетическое и лечебно-профилактическое питание |
ПП.013 | Санитария и гигиена |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.13 | Санитарные требования к тепловой обработке продуктов |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.12 | Санитарные требования к механической обработке мяса, рыбы, овощей, фруктов |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.15 | Изменение основных пищевых веществ в процессе приготовления пищи |
ПФ.С.17.ПП.Н.01.16 | Приготовление блюд и кулинарных изделий для диетического и лечебно-профилактического питания |
|
Правила техники безопасности при выполнении работы: строго соблюдать правила работы с кислотами, щелочами, оксидами и др. Химическими реактивами и нагревательными приборами.
Порядок оценивания результатов учебной деятельности:
Задания практической работы должны быть выполнены за 120 минут. Оформлены и сданы преподавателю в конце занятия.
Студент подготовлен к занятию (теоретически и практически), выполняет задания в соответствии с регламентом занятия. – 10 баллов.
Практическая работа содержит 5 заданий, каждое должно быть выполнено за 20 – 25 минут. Практическоезанятие оценивается в 100 баллов (оценка «5»).
Каждое правильно выполненное задание 12 - 15 баллов, вопросы текущего контроля – 20-25 баллов, грамотно написанный отчет - 10 баллов.
Контрольные вопросы – 10 баллов.
Снятие баллов:
1 балл – за ошибки в оформлении, формулировках, исследованиях, составлении рабочего места.
Всего: 10 баллов.
Результаты:
100 – 90 баллов – «5».
89 – 75 баллов – «4».
74 – 60 баллов – «3».
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ:
1. Вычислите по формулам массовые доли вещества.
2. Вывод формулы соединения.
3. Расчет по химическим уравнениям.
ЗАДАНИЕ – 1
Вычисление по формулам массовой доли вещества
|
Теоретические основы:
Массовая доля вещества – это отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е.
w(х) – массовая доля вещества,
m(x) – масса вещества,
m – масса всей системы.
Массовая доля безразмерная величина, ее выражают в долях от единицы или в процентах:
Пример 1. Вычислите массовую долю вещества в карбиде кальция (СаС2).
Дано: Решение:
СаС2 Молярная масса вещества равна: М(с)=12г/моль
Найти w(с) -? М(СаС2)=64 г/моль
Выбираем для расчета образец карбида кальция количеством вещества в 1 моль, т.е. n(CaC2)=1 моль.
Тогда масса карбида кальция равна:
m(СаС2)=n(СаС2) х М(СаС2)
m(СаС2)=1 х 64г = 64г.
Из формулы карбида кальция (СаС2) следует, что количество вещества атомарного углерода в два раза больше количества вещества СаС2, т.е.
n(c)=2n(CaC2) n(c)=2
Определяем массу углерода:
m(c)=n(c) x M(c) = 2 x 12=24 г.
Находим массовую долю углерода:
w(с)=24:64=0,375 или 37,5%
ЗАДАЧА 1.
Рассчитайте массовую долю марганца в оксиде марганца (IV) и оксиде марганца (VII).
Дано: Решение
Ответ: 63,2% (MnO2); 49,5% (Mn2O7).
ЗАДАЧА 2.
Рассчитайте массовую долю углерода в карбонате кальция (СаСО3).
Дано: Решение:
Пример 2. Состав оксида некоторого металла может быть выражен простейшей формулой (Ме2О3). Известно, что оксид массой 76,5г содержит металл массой 40,5г. Какой металл образует оксид?
Дано: Решение:
m(Ме2О3)=76,5г Определяем массу кислорода содержащегося в оксиде массой
m(Ме)=40,5г 76,5г:
Найти (Ме)-? m(O) = m(Ме2О3)-(Mе)
m(O) = (76,5 – 40,5)=36,0г.
Находим количество вещества кислорода:
; n (O)=36,0:16=2,25
Из формулы оксида следует, что 1 моль оксида содержит атомарный кислород, количеством вещества 3 моль, следовательно,
|
; n(Ме2О3)=2,25:3моль=0,75 моль
0,75 моль – это количество вещества оксида, содержащегося в его образце массой 76,5г.
Рассчитываем молярную массу оксида:
; М(Ме2О3)=76,5:0,75г/моль=102г/моль
Теперь определяем молярную массу металла:
; М(Ме)=102 – 3 х 16:2=27 г/моль
Таким образом, неизвестный металл – Алюминий.
ЗАДАЧА № 3
Оксид элемента имеет состав ЭО3 массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 60%. Какой элемент образует оксид (S).
Дано: Решение:
ЗАДАЧА № 4.
Элемент массой 16г взаимодействует с молярным кислородом массой 6,4г образует оксид состав ЭО. Определите, что это за элемент? (Са).
Дано: Решение:
ЗАДАНИЕ № 2.