Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.
Организация логопедической работы в школе.
М.: ТЦ Сфера, 2007.
В своей книге авторы предлагают новый подход к организации работы школьного логопеда и представляют эффективную систему методов коррекции речевых нарушений у школьников.
Авторы подробно рассматривают как форму работы учителя-логопеда, например, распределение времени, отведенного на коррекционную работу, ведение документации для фиксирования коррекционного процесса, техническое оснащение логопедического кабинета, так и поурочные годовые планы и примерные конспекты уроков для учащихся разных классов, имеющих определенный диагноз, с характеристиками групп и подробными объяснениями направлений работы.
Книга рассчитана на логопедов, учителей начальных классов, методистов, администрацию образовательных учреждений, а также на тех родителей, дети которых имеют речевые нарушения.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ............................................................................................................................. 6
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.................................................... 8
Должностные обязанности учителя-логопеда.............................................................. 9
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА......................... 14
Обследование устной и письменной речи учащихся................................................ 14
Коррекционно-образовательная работа....................................................................... 16
Работа учителя-логопеда во время школьных каникул............................................ 19
ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА................................................. 22
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.................................................................................... 24
Журнал учета посещаемости логопедических занятий............................................ 24
|
Журнал обследования устной и письменной речи.................................................... 26
Речевая карта...................................................................................................................... 27
Годовой план учителя-логопеда.................................................................................... 29
Сроки хранения документации....................................................................................... 33
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ35
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....................................................................... 35
Памятка для учителя......................................................................................................... 36
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ............................................................................. 39
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ............................................................................ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................................... 46
Приложение 1 РЕЧЕВАЯ КАРТА....................................................................................... 46
Приложение 2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.................................................................................................. 51
Приложение 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»...................................................................... 59
Характеристика группы.................................................................................................... 59
Основные направления работы...................................................................................... 61
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»............................................................................................................... 64
|
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»......................................... 77
Приложение 4 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»...................... 86
Характеристика группы.................................................................................................... 86
Основные направления работы...................................................................................... 88
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»............................................ 91
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР».................................................................................................................. 99
Приложение 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»................................................. 107
Характеристика группы................................................................................................. 107
Основные направления работы.................................................................................... 109
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»................................................................................................................ 112
Приложение 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)» 124
Характеристики группы................................................................................................. 124
Основные направления работы.................................................................................... 125
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 130
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
|
УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»..................................... 144
Приложение 7 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»........................................................ 151
Характеристики группы................................................................................................. 151
Основные направления работы.................................................................................... 152
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАфИЯ».............. 156
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ
УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»............. 167
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»...................................... 176
Приложение 8 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ................................................................................................ 184
Занятие № 5 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз
«дизорфография»............................................................................................................ 184
Занятие № 6 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»........................ 188
Занятие № 7 с группой учащихся 5 класса, имеющих
диагноз «дизорфография»............................................................................................. 195
Занятие № 40 с группой, учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография» 198
Занятие № 45 с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)»............................................... 204
Занятие № 55 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ФНР»............ 207
Занятие № 10 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ОНР»............ 217
ОТ АВТОРОВ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он — своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения — как в среде сверстников, так и с взрослыми — ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Настоящая книга адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов. Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз. В приложении к книге представлены характеристики, основные направления работы и подробные годовые планы работы с группами учащихся 1—7 классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР); общим недоразвитием речи (ОНР); фонетическим недоразвитием речи (ФНР); акустической дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (РФН) и дизорфографией.
Кроме того, в книге подробнейшим образом освещена технология ведения логопедической документации, а в приложении представлены образцы речевой карты, перспективного плана работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи, а также учета работы с учащимися с недостатками речи, журнала обследования устной и письменной речи учащихся, журнала консультаций, журнала учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий и др.
Для выработки единого подхода к коррекции развития учащихся логопед взаимодействует с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, ведет необходимую документацию, т.е. осуществляет целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.
В разделе «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы» рассматриваются модели сотрудничества с учителями начальных классов, логопедами дошкольных образовательных учреждений и родителями учащихся.
Авторы пособия надеются, что представленные материалы помогут эффективно организовать работу учителя-логопеда, повысить его компетенцию в области нормативных правовых материалов, связанных с его деятельностью, а представленные подробные конспекты занятий помогут в повседневной нелегкой работе.
Желаем успехов!
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА
Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ и составляет 56 календарных дней (основание: Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска, сроком до одного года (основание: Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570). Логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (основание: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических и работников культуры»).
Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов I ступени начального общего образования и трех — восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета, технических средств обучения, освещения и т.п., осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние, готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий; знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленных к логопедическому пункту.