II. Организация работы по созданию и функционированию музея




Московский Институт Открытого Образования

Кафедра Международного Образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Музей «Отечества достойные сыны» в школе с еврейским этнокультурным компонентом и патриотическое воспитание молодежи (предварительные подходы)»

Учитель истории

ГОУ СОШ № 1621

Матросов Георгий

Александрович

 

Москва 2005

 

Оглавление

1. Введение……………………………………………3

Организация работы по созданию и

функционированию музея……………………….6

3. Тема музея - «Отечества достойные сыны»….10

4. Заключение……………………………………….17

5. Список литературы……………………………..19

I. Введение

 

В современном российском обществе, в начале ХХI века очень остро стоят вопросы о самосознании общества, о его связях с предшествующими поколениями россиян, о его месте и роли в постоянно изменяющемся мире. В современном обществе появилась опасность разрыва связи и преемственности поколений. Значительная часть молодых людей ныне довольно пренебрежительно или, в лучшем случае, снисходительно относятся к ценностям общества и старших поколений. Славные героические и трагические страницы отечественной истории для них стали уже прошлым и неизвестным. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Существенно обострился национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В связи с этим для московских школ представляется крайне важной утвержденная в феврале 2001 года Правительством Российской Федерации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», предусматривающая огромный комплекс организационных и воспитательных мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами (1).

Проблема патриотического воспитания в школах с этнокультурным компонентом образования реализуется в рамках Положения об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. № 653. В данном постановлении указывается, что, среди задач государственного учреждения, реализующего федеральные и региональные образовательные программы, а также образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа, важной задачей школы является формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, совершенствование межнациональных отношений (2).

Важнейшим фактором реализации задач гражданского и патриотического воспитания молодежи в современной школе является глубинное осознание понятия патриотизм, как одной из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости, преданности своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также в признании самобытности и ценности других человеческих сообществ.

На уровне отдельной личности патриотизм является одним из компонентов его личностной подструктуры и относится к области высших чувств и устойчивых личностных характеристик. На уровне макросоциума – народа, общества – патриотизм выступает как подструктура общественного сознания, включающая как спонтанно складывающиеся, так и целенаправленно формируемые чувства, настроения, отношения к своему народу, культуре и среде проживания, к другим социально-культурным общностям, национальные приоритеты, ценности и нормы.

Основными характеристиками патриотизма являются:

Во-первых, ему чужды национальный шовинизм и расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители признают равное право всех других народов на свободное развитие, национально-культурную самобытность, характерный для них способ жизни, присущие им ценности, нормы, традиции и не считает возможным навязывать другим свои представления и национальные стереотипы.

Во-вторых, патриотизм представляет одну из наиболее значимых ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, характеризующейся высшим уровнем развития личности и проявляющейся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Он олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей с его историей, культурой, достижениями в науке, экономике, военном деле и других сферах духовной и трудовой деятельности общества. Составляя духовно-нравственную основу личности, патриотизм способствует формированию ее гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

В-третьих, патриотизм – своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическая опора его жизнеспособности, одно из базовых условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Он становится той идеей, которая способна трансформироваться в материальную силу, если она будет воспринята населением и станет внутренним убеждением, жизненным принципом российских граждан в современных условиях.

В-четвертых, патриотизм это самое глубокое осознание, переживание своей родственности с Отчизной, своей укорененности в ее существовании, какие бы конкретные политические формы она не принимала. Он выступает делом совести каждого человека, его внутренним зовом и потребностью служения Отечеству. Эта добровольная ответственность за страну, а контролером поведения и поступков выступает собственная совесть (3).

Идеями патриотизма и гражданского воспитания молодежи пронизана и работа по созданию музея «Отечества достойные сыны» в шк. № 1621, целью которой является сформирование личности, достойного гражданина России (4).

 

II. Организация работы по созданию и функционированию музея

Обратимся к теоретическим основам создания школьного музея. Создание музея в городской школе неслучайно. Именно в городах начиная с древнейших времен, происходило формирование в общественной сознании музейного подхода к действительности. В современном социуме музей выступает как институт, способный реализовать общественную потребность самоопределения, самоосмысления через предметный мир. Музей выражает отношение общества к своему культурному наследию (5). Музей на рубеже столетий становится учреждением культуры, науки, образования, местом диалога культур (6). Музейные экспозиции являются актами «культуротворения», формой живого диалога артефакта со зрителем. В моменты жизни тематических выставочных проектов осуществляется не только нарративный (ориентированный на рациональное восприятие) контакт зрителя и вещи, но и воздействие артефакта на чувства зрителя иррациональным путем (7).

 

Коллектив музея осознает, что школьный музей открывается при наличии постоянного актива учащихся и фонда подлинных материалов, соответствующих профилю музея, а также необходимых помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Планируется передать руководство работой школьного музея совету. Он будет избираться общим собранием актива музея. Важнейшую роль в организации школьного музея принадлежит учителю. Успех дела во многом зависит от его музейной квалификации и педагогического таланта. Но при этом им должны оказывать поддержку и помощь администрация школы, весь педагогический коллектив. В школе создаются все материально-технические условия для организации музея. Необходимо проведение экспедиций школьников, в процессе которых собираются материалы по тематике музея. Необходимо проводить работу совместно с музеями, архивами, библиотекам.

Школьный музей может возникнуть только при условии хорошо поставленной поисковой работы учащихся, в результате которой в школе постепенно собирается материал музейного значения. Связать историю родного места, в котором растут ребята, с историей всей страны – важная задача музея. Вовлечение в поиск музейных материалов всех учащихся, а не только членов советов и секций музея заключается специфика собирательской работы в музее. В этом состоит один из важнейших аспектов воспитательной работы среди ребят, которую проводит педагогический коллектив на базе школьного музея.

Принципы экспозиции школьного музея заключаются в органическом сочетании научной достоверности и предметности с образностью и эмоциональностью. В методике организации школьного музея принято выделять следующие основные этапы: 1. Разработка замысла – определение основных задач экспозиции, стержневые ведущие темы, выделение опорных экспонатов. 2. Составление тематической структуры – намечаются основные отделы экспозиции, разрабатываются основные темы и подтемы в каждом отделе, указывается их размещение на экспозиционной площади. 3. Разработка тематико-экспозиционного плана – на основе тематической структуры составляется перечень конкретных экспонатов, намечается их группировка в отдельные тематические комплексы, указываются ведущие тексты экспозиции. Музей в школе должен активно использоваться в учебном процессе, в связи с чем необходимо учитывать содержание учебных программ по различным предметам. Так как школьнику на протяжении всех лет его обучения в школе вряд ли будет интересно видеть одни и те же экспонаты, необходимо предусмотреть подвижность школьной экспозиции. В музее необходимы фрагменты открытой экспозиции – надо дать возможность детям в каких-то разделах музея потрогать вещи, подержать их в руках. Конечно, к отбору таких экспонатов надо подходить очень строго. Это не могут быть уникальные предметы основного фонда, - только музейные предметы из дублетного фонда или копии и муляжи хорошего качества.

Экспозиции, в которой можно легко менять материал, дает возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с детьми. Школьная экспозиция должна строиться как открытая система, которая позволяет легко менять, обновлять материал.

Необходимо обратить внимание на вопросы связанные с эстетикой экспозиции, ее эмоциональной и художественной выразительностью. Надо стремиться, чтобы экспозиция была оформлена грамотно и соответствовала основным требованиям современной музейной эстетики. Важен не только вопрос, что показывать в музее, но и как этот материал подать. Необходимо стремиться к тому, чтобы в музее школьники не только многое узнали, но и многое перечувствовали.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Необходимо обратить внимание на следующие ее виды: 1. Учебная экскурсия в музее. 2. Урок-экскурсия в музее. 3. Использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке. 4. Демонстрация музейных предметов во время беседы учителя. 5. Подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее. 6. Занятия школьных факультативов, кружков, обществ. 6. Проведение учебно-практических конференций. Учитель, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетает прием обучения с методами научного познания: он не только сообщает информацию, но и может продемонстрировать учащимся сложные пути ее получения. Урок в музее активизирует восприятие ребят, ибо: 1. Информация в музее конкретна, обладает предметной наглядностью, насыщена жизненными реалиями. 2. Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека, влияет на развитие образно-эмоционального мышления ученика. 3. В музее в необычной обстановка разбивается стереотип проведения урока в классе, создаются благоприятные педагогические условия для реализации комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает у школьников логическое мышление (8).

В работе нельзя ограничиваться только учебными целями. Школьной музей является базой для серьезной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: