III. Тема музея - «Отечества достойные сыны».




В работе по созданию музея «Отечества достойные сыны» в школе №1621 с еврейским этнокультурным компонентом коллектив сотрудников руководствуется пониманием важности воспитания у молодежи патриотической и гражданской позиции, пониманием того, что ничто так хорошо не способствует этому, как пример дедов и прадедов молодых людей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Научно-методическая база музея формируется на основании научного наследия доктора исторических наук, профессора, полковника Ф. Д. Свердлова. Судьба ученого тесно была переплетена с судьбой страны. Он родился в октябре 1921 года в Харькове в семье рабочего. С отличием окончил среднюю школу и артиллерийское училище. С первых до последних дней Великой Отечественной войны – на фронтах. Был трижды ранен. Награжден 6 боевыми орденами. В 1949 году с золотой медалью окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе, в 1952 году – ее адъюнктуру. Был доцентом, затем профессором этой академии в течение более 30 лет. Опубликовал 10 книг, из которых 5 переведены во многих странах и более 300 печатных работ по теории и истории военного искусства и героики войск.

В одной из своих работ Ф.Д.Свердлов так подходил к вопросу об участии воинов-евреев в Великой Отечественной войне: «22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистской Германии. Она стала главной составной частью Второй мировой войны и, без преувеличения, именно здесь решались судьбы многих государств и народов, судьба человечества и, конечно же, судьба жизни и смерти еврейского народа. Здесь были одержаны всемирно исторические победы, повернувшие в небытие фашистскую нечисть. Но к этому вел тяжелый, кровопролитный путь длиной в 1418 дней и ночей. Безусловно, победа над фашизмом была одержана совместными усилиями государств и народов антифашистской коалиции. Но главным решающим полем битвы был советско-германский фронт. Советский народ, в его составе граждане еврейской национальности на своих плечах вынесли неимоверную тяжесть жесточайшей войны. Испытав горечь поражений и завоевав бессмертную славу в справедливой войне, советский народ положил на алтарь Победы жизнь миллионов своих сыновей и дочерей, из 50 миллионов павших во Второй мировой войне около 30 миллионов – граждане Советского Союза.

Еврейский народ вместе с другими народами внес достаточный вклад в достижение великой победы над ненавистным фашизмом. По неполным данным только в рядах вооруженных сил антигитлеровской коалиции было более 100 млн. человек, 6,5% процентов воевавших стран. В том числе в войне участвовало более полутора миллионов воинов-евреев, составлявших 10% еврейского населения. На советско-германском фронте сражались около 500 тыс. евреев, из которых почти 200 тыс. пало смертью храбрых. И на этом фоне объективных данных, кощунствуя над памятью павших и глумясь над живыми бойцами, антисемиты и юдофобы всех мастей не брезговали и до сей поры не брезгуют злобной клеветой, «евреи-трусы», «евреи не воевали», «евреи всю войну околачивались в Ташкенте» - это далеко не самые их похабные клеветнические заявления.

Несмотря на всяческие препоны официального и неофициального характера, существовавшие в СССР вплоть до выхода специальных партийно-правительственных постановлений ограничениях награждений и выдвижений евреев, правда о боевых подвигах воинов-евреев пробивалась к людям.

Несмотря ни на что, за отвагу и героизм, проявленные в боях против гитлеровских захватчиков, орденами и медалями Советского Союза были награждены 160 тыс. воинов-евреев. За выдающиеся подвиги на полях сражений 137 евреев получили высокие звания Героя Советского Союза, а Яков Смушкевич, Давид Драгунский были удостоены этого высокого звания дважды. Среди народов, участвовавших в Великой Отечественной войне, по количеству награжденных в расчете на 100 000 человек населения евреи находятся на первом месте, а удостоенных звания Героя Советского Союза – на третьем месте. Это ли не свидетельство высокого достоинства еврейских воинов.

Они воевали в окопе, в кабине самолета, в танковой башне или на высоком командном пункте всегда и всюду выполняя свой воинский долг. Руководимые командирами-евреями войсковые части, соединения и объединения всех родов войск не раз добивались значительных успехов в боях и операциях. Евреи-военачальники были неоднократно награждены высшими полководческими орденами. Среди них девять командующих армиями (флотилиями), восемь начальников штабов фронтов (флотов), пятнадцать начальников штабов армий (флотилий), двенадцать командиров корпусов, тридцать четыре командира дивизии.

Немалый ущерб Красной Армии был нанесен сталинскими репрессиями. Тогда было расстреляно 207 евреев из числа высшего командного состава. Воинам-евреям не нужно было запоминать статью Боевого устава Красной Армии, в которой указывалось: ничто, в том числе и угроза смерти не может заставить бойца Красной Армии сдаться в плен. У них не было выбор. Победа или смерть - для евреев это не было пропогандистским лозунгом, а постоянным внутренним побудительным мотивом их боевых действий.

Массовый героизм евреев на фронтах обуславливался не только высокими идеалами борьбы с фашизмом, но и чувством справедливой мести за смерть зверски замученных детей, родителей, братьев и сестер.

Подвиги воинов- евреев всячески замалчивались, обезличивались не в последнюю очередь вследствии государственного и бытового антисемитизма, особенно сильно проросшего в послевоенное время.

Например, в Советском Союзе и далеко за его пределами широко известен подвиг мужественного советского летчика Николая Гастелло, на правившего свой горящий самолет на колонну вражеской техники, но мало кто знает об аналогичном подвиге, совершенном на следующий день, летчиком Исааком Пресайзеном. Всем известен Герой Александр Матросов, закрывший своим телом вражескую амбразуру. Подвиг Абрама Левина, за год до того положившего жизнь на амбразуру гитлеровского дзота, не был обнародован.

Многим ли известно, что прославленное боевое оружие: истребители МИГ, ЛаГГ, танк КВ и многое другое создано творческим гением конструкторов – евреев М. Гуревича, С.Лавочкина, Ж.Котина и других.

Тысячи и тысячи тружеников-евреев были награждены орденами за свой доблестный труд в годы войн, когда над всеми витал лозунг: все для фронта, все для Победы. Руководя оборонными предприятиями, ковавшими оружие для фронта, руководители-евреи достигали больших успехов. Не случайно многие из них были удостоены высоких наград, а двенадцать человек получили звания Героев Социалистического труда. В числе трижды Героев Социалистического труда Б.Ванников, Я.Зельдович, Ю.Харитон.

Золотыми буквами в мировую историю и, конечно же, в историю еврейского народа, объективно, независимо от желания и воли разного рода юдофобов вписаны славные имена и подвиги воинов-евреев, евреев тружеников тыла, живых и павших в борьбе со злейшим врагом всего человечества – фашизмом»(9).

Руководствуясь большой исследовательской работой базой, собранной Ф. Д. Свердловым и ведется работа музея «Отечества достойные сыны» в школе №1621. Она фокусируется на следующих основных направлениях:

- Евреи- участники Великой Отечественной войны, награжденные за проявленное мужество и героизм звездой Героя Советского Союза;

- Евреи- ученые, работники культуры, труженики тыла, включившиеся в общенародную борьбу с врагом;

- Трагедия еврейского народа в годы Великой Отечественной войны;

- Великая Отечественная война в семейной летописи каждого.

Работа по организации музея ведется совместно с Союзом евреев-инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и с научно-просветительским центром «Холокост» в Москве (10).

Творческим коллективом музея уже собран достаточно большой материал по тематике музея. В подборке фотоматериалов важное место занимают фотографии евреев-Героев Советского Союза – дважды Героя, генерала-полковника, Д. Драгунского, рядового Л. Паперника, капитан подводной лодки В.Коновалова, сержанта А.Е. Шиндера, старшего лейтенанта И. Прейсайзена, лейтенанта С. Гуревича, командира батальона Х. Краснокутского, полковника Я. Крейзера, командира саперного батальона В.А. Рувинского, воентехника, танкиста С.Горелика, лейтенанта Е.Белинского, лейтенанта И.Бумагина, артиллериста Е. Дыскина, подполковника Л.Бордачевского, полковника Н. Пейсаховского, капитана И.Катунана, генерал-полковника Г.Штерна, капитан-лейтенанта И. Фисановича, генерал-майора Б. Лев, сержанта И. Двухбабного, капитан-лейтенанта А.Свердлова, капитана Ш. Кардонского, капитана М.Ф. Шварцмана, старшего лейтенанта Е. Белявина, гвардии капитана В.С.Левитана, старшего лейтенанта Г.Б. Гофмана, капитана М.Марьяновского, старшего сержанта И.И. Иллазарова, майора Ш.С. Абрамова, стрелка-радиста Н.Б. Стратиевского, разведчика А. Гуревича, летчицы П. Гельман, майора Ц. Куникова.

Здесь важно заметить, что в музее приводится справка о евреях- Героях Советского Союза по родам войск: среди пехотинцев – 36, артиллеристов – 31, летчиков – 21, танкистов – 19, политработников – 12, саперов – 6, офицеров ВМФ – 5, связистов – 1, подпольщиков – 1. Среди рядового и сержантского состава звездой Героя Советского Союза награждено 22 человека, среди младших офицеров – 71, старших офицеров – 33, генералов – 6.

В музее собраны также фотографии Героев тыла. Среди них фото героев Социалистического труда – генерал-майора И.Барентайма, подполковника А.Кирнарского, генерал-майора А. Быховского. Также представлен авиаконструктор, изобретатель самолета-истребителя С. Лавочкин, генерал-майор И.Зальцман, физик-теоретик Л.Д.Ландау, Г.С.Ландсберг, генерал-майор М.Гуревич, генерал-полковник, Герой Социалистического труда Б.Ванников.

В музее собраны также некоторые фотографии евреев-участников Великой Отечественной войны. Среди них фотографии контр-адмирала А.Юровского, контр-адмирала П.Трайнина, генарала-полковника Л.Мехлиса, генерал-майора Д.И.Ортенберга, капитана медицинской службы Ц. Лидерман, старшего сержанта И.И.Кагана, старшего военного фельдшера С.Кофмана, орудийного мастера М. Пешкина, старшего лейтенанта Ю. Должанского, радиста Г.Гутмана, майора Д. Нихамина, гвардии казака Липянского, командира взвода Е. Савицкого, водителя А. Степанского, гвардии лейтенанта С. А. Зильберштейна, пулеметчика И. Хаит, капитана М.М. Дадашева, воен-врача 2 ранга Г.М. Гинзбурга. В разных родах войск служили воины-евреи, фотографии которых собраны в музее. Это фотографии инженер-капитана 3 ранга А.Б. Айзина, капитана С.А. Горелика, капитана С. Штейна, санинструктора М.Дорман, полковника Е.Попова, генерала-майора А.Хасина, капитана М.Когана, комиссара Е. Фомина (руководителя обороны Брестской крепости), командира подводной лодки Израилевича, капитана-артиллериста Э. Шехтмана, капитана В.Левитана, капитан-лейтенанта С. Флейшера, зенитчика Шнайдмана, связиста Броха, старшего лейтенанта Марачкера, рядового А. Гольдборга.

В музее собраны также книги, рассказывающие об участии воинов-евреев в Великой Отечественной войне, об их роли в движении сопротивлении на оккупированных территориях, о трагедии евреев в годы нацистского владычества в Европе. Это книги В.Смирновой «Лев Квитко», М. Голдштейна «С винтовкой в руке», Б.Марка «Восстание варшавского гетто», С.Додика «Судьба и жизнь мальчика из растрелянного гетто», сборник «Жизнь и борьба Белостокского гетто», журнал «Голос инвалидов войны» за 1998-2004 гг., «Книга памяти воинов-евреев, павших в боях с нацистами в 1941-1945 гг. тт..1-4», И. Мазуса «История одного подполья», А.Цвей «Вспоминая мгновенья войны и мирные годы», сборник «Мы вспоминаем о войне», Р.Диамента «Северный флот в боях за Родину» (фотолетопись войны), а также книги Ф.Д.Свердлова «Подвиги солдат-евреев в боях. Ч.1, год 1941», «Солдатская доблесть. Очерки о воинах-евреях – полных кавалерах ордена славы», «Неизвестное о советских полководцах», «Энциклопедия еврейского героизма», а также некоторые другие книги.

Большую ценность в коллекции музея «Отечества достойные сыны» имеют документы, такие как – удостоверение за участие в героической обороне Ленинграда А.Ш.Шерман, благодарность Верховного Главнокомандующего Д.М.Кривошею, письмо М.М.Дадашева к сестре М. Азизовой с фронта, справка о ранении С.А.Зильберштейна, Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического труда А.И.Быховскому, Б.Л. Ванникову, а также другие документы.

Особую ценность в коллекции музея имеют вещи участников Великой Отечественной войны. Это тельняшка старшего лейтенанта Н.С. Кравца, служившего в авиации, гимнастерка Г.М.Ганзбурга, гимнастерка майора Б.И. Ханина, полевая фуражка майора Б.И.Ханина, полевая сумка (планшет) медсестры военного госпиталя Р.Е. Карпис, полевой котелок, фуражка летчика, фляжка лейтенанта Б.И.Леви.

Процесс сбора материалов для музея «Отечества достойные сыны» продолжается.

 

 

IV. Заключение

 

Начатая в период подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, работа по созданию школьного музея «Отечества достойные сыны» продолжается. Эта работа вписывается в программу патриотического и гражданского воспитания школьников. Очевидно, что ничто так не воспитывает молодого человека, как пример своего родственника, прошедшего войну, как судьба своего народа в период войны, как героическая и многострадальная история своего Отечества. История участия евреев в сражениях на полях и в тылу в годы Великой Отечественной войны учит наших школьников верному служению Отчизне, честному выполнению своего гражданского и морального долга, учит толерантности и культуре мире, а также пониманию того, что за справедливый, достойный и свободный мир необходимо бороться с общим врагом, как боролись в годы войны народы многонационального Советского Союза.

Много работы предстоит школе для того, чтобы музей стал одним из центров учебно-воспитательного процесса, как важнейшая составная часть гражданского и патриотического воспитания молодежи. Реализуя поставленные цели, коллектив музея проводил:

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

- научно-практическую конференцию для старшеклассников по истории Великой Отечественной войны

- конкурсы творческих работ по литературе, изобразительному искусству

- участие школьников в работе научно-просветительского центра «Холокост» в Москве

Ведя данную работу, творческий коллектив музея вносит свою скромную лепту в реализацию «Программы патриотического воспитания на 2001- 2005 гг.» Правительства Российской Федерации.

_______________________________________

1. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 4. отв. ред. Л.Е.Курнешова, М.,2003, стр. 8-9

2. Положение об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве (Постановление Правительства Москвы от 19 августа 1997 г. №653)

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации/Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 4. отв. ред. Л.Е.Курнешова, М.,2003, стр. 4-5

4. Этнокультурное образование в Центральном округе. М.,2004, стр.21

5. Мастеница Е.Н. Культурное наследие и музей в условиях современного мегополиса / Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999, стр. 19-20

6. Димухаметова С.А., Кутьев О.Л. / Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999, стр. 3

7. Окладникова Е.А. Концепция культуры и этнографический музей / Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999, стр. 24

8. Музей и школа. Пособие для учителя. Под ред. Кудриной Т.А. М,1985, стр. 150-172

9. Свердлов Ф.Д., Вайнер А.Я. Воины-евреи на фронтах Великой Отечественной. М. 1999, стр. 13-17

10. Школьные музеи Центрального округа г. Москвы. Председатель редакционного совета Лопатина В.И., М., 2005

 

Список литературы

 

1. Музей XXI века: взгляд в прошлое и будущее. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999

2. Музей и школа. Пособие для учителя. Под ред. Т.А. Кудриной. М., 1985.

3. Школьные музеи Центрального округа г. Москвы. М.,2005

4. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методическое обеспечение преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Под ред. Л.Е.Курнешовой. Вып. 2,3,4. М.2002-2003

5. Этнокультурное образование в Центральном округе. М.,2004

6. Ф.Д.Свердлов, А.Я.Вайнер. Воины-евреи на фронтах Великой Отечественной. М.,1999

7. Ф.Д. Свердлов. Солдатская доблесть. Очерки о воинах-евреях – полных кавалеров ордена Славы.

8. Ф.Д.Свердлов. Энциклопедия еврейского героизма. М.,2002



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: