В Российской Федерации производство с.х. продукции связано с рядом факторов как организационного, так и технического характера. (Пример).Пополнение МТП совхозов новой энергонасыщенной техникой предъявляет высокие требования к её надежности, повышенной степени готовности.
В последние годы идет интенсивный переход на рыночные отношения с одновременным реформированием структуры материально-технических средств.
В то же время вопросы повышения эффективности использования технического потенциала в с.х. предприятиях и фермерских хозяйствах остаются весьма актуальными.
Однако при любых формах собственности специалисты сельского хозяйства должны обеспечивать не только увеличение производства с.-х. продукции но и снижение затрат на эксплуатацию и содержание МТП, сохранность техники и экономное расходование топливно-смазочных материалов.
Курс «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» является составной частью дисциплины «Эксплуатация машинно-тракторного парка», изучаемый на заключительной стадии подготовки инженеров-механиков с.х. производства.
Основывается курс на полученных студентами ранее знаниях по устройству тракторов, автомобилей, комбайнов, с.х. машин и процессах, связанных с использованием этой техники в реальных (производственных) условиях эксплуатации.
В процессе эксплуатации трактор, сельхозмашина или автомобиль подвергается внутренним и внешним воздействиям, в результате которых деформируются и разрушаются детали, изменяются их размеры, формы и свойства.
Различают несколько видов изнашивания: абразивное (происходит в процессе режущего или царапающего действия на него твердых частиц тормозные накладки и барабан, в шкворневом соединении), коррозионно-механическое ( ЦПГ, в гидроусилителях), усталостные ( рессоры, оси), при заедании.
|
Техническая эксплуатация МТП с практической точки зрения – это комплекс технических, технологических, экономических и организационных мер, направленных на поддержание техники в исправном состоянии.
Техническая эксплуатация МТП - в научном плане определяет наиболее эффективные пути и методы управления техническим состоянием машин при оптимальных затратах труда и средств.
У новой машины все параметры технического состояния имеют номинальное значение. Значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений. В процессе эксплуатации они изменяются (возрастают или убывают) в направлении от номинальных к предельным значениям. В момент достижения параметром технического состояния своего предельного значения теряется работоспособность, наступает отказ. Чтобы предупредить потерю работоспособности машины, необходимо удержать значения определенной совокупности параметра технического состояния в области работоспособной, ограниченной номинальным и предельным значением параметров.
Задачи технической эксплуатации МТП следующие:
- обеспечение своевременности выполнения всех с.х. работ за счет поддержания МТП в постоянной технической готовности, характеризующейся коэффициентом технической готовности;
- снижения затрат труда и средств на техническое обслуживание и восстановление работоспособности машин на основе применения современных технических средств и технологий по диагностированию и прогнозированию остановочного ресурса узлов машин;
|
- обеспечение длительной производственной эксплуатации машин и их долговечности при использовании по назначению.
С целью реализации основных положений и задач технической эксплуатации МТП – в России принята единая система технического обслуживания и ремонта техники, обязательная для исполнения во всех с.х. предприятиях, организациях, фермерских хозяйствах и арендных коллектива.
Система технического обслуживания и ремонта машин – это комплекс мероприятий, технических средств, документации по ТО и ремонту и исполнителей, необходимых для выполнения работ по поддержанию и восстановлению работоспособности машин.
К техническим средствам относятся: оборудование, приборы, приспособления, запчасти, инструмент.
Нормативно - техническая документация – документ, регламентирующий периодичность ТО, последовательность, техтребования.
Исполнители: мастер-наладчик, слесарь и др.
Структура технической эксплуатации МТП включает в себя следующие элементы:
1. прием и обкатка машин;
2. техническое обслуживание (ежесменное, периодическое и специальное);
3. диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса машин;
4. хранение машин;
5. обеспечение машин топливно-смазочными материалами;
6. устранение неисправностей и ремонт.
1.2 В основу существующей системы технического использования и ремонта машин заложен планово-предупредительный принцип.
Плановость – обусловливается тем, что машину (трактор, автомобиль, комбайн) ставят на ТО или ремонт в плановом «регламентированном» порядке, т.е. строго после выполнения установленного объема работ (га, кг, ткм).
|
Предупредительность – заключается в том, что основное количество операций по обслуживанию машин выполняется предупредительно до появления отказа.
Другими словами – параметры машин предупредительно восстанавливают при значениях, превышающих допускаемую величину.
Таким образом, плановость системы ТО и ремонта определяется периодичностью, а предупредительность – допускаемыми значениями параметра, износом деталей, остаточным ресурсом узлов и в некоторых случаях (косвенно) – качественными признаками выполняемой работы.
В связи с этим нужно подчеркнуть, что основными техническими требованиями на ТО и ремонт машин являются:
– межконтрольная наработка;
– допускаемые значения параметров;
– остаточный ресурс агрегата;
– качественные признаки состояния системы (снижение мощности, повышение расхода топлива).
С научной точки зрения разработка этих технических требований должна быть направлена на восстановление параметров до номинальных значений при всех видах ТО и ремонта.
Система технического обслуживания и ремонта машин включает в себя комплекс определенных операций, приуроченных к определенному моменту времени или наработки.
Элементами системы ТО являются:
- эксплуатационная обкатка;
- периодическое техническое обслуживание;
- ТО в особых условиях;
- текущий и капитальный ремонты машин.
Отметим сразу, что все виды ремонтов машин выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и в нашем курсе не рассматриваются. Они изучаются по специальной учебной дисциплине на кафедре «ТС и ремонт машин».
Эксплуатационная обкатка – это комплекс операций организационно-технического характера, выполняемых с целью подготовки новой или капитально отремонтированной машины к производственной эксплуатации и обеспечения условий нормальной приработки трущихся поверхностей деталей.
Периодические технические обслуживания включают в себя:
- ежесменное техн. обслуживание (ЕТО);
- первое техн. обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- третье техническое обслуживание (ТО-3);
Нужно учесть, что операции предыдущего менее сложного ТО входят составной частью в последующее более сложное ТО. (Например, при выполнении ТО-3, сначала проводят операции ЕТО, ТО-1, ТО-2, а затем дополнительные – собственно операции ТО-3)
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Осуществляют при подготовке машин к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации. При этом на практике СО совмещают с очередным ТО.
Техническое обслуживание в особых условиях включает в себя операции периодических технических обслуживаний и дополнительно – операции, отвечающие соответствующим условиям региона, зоны, т.е. работы машин на песчаных и каменистых почвах, в условиях низких температур, пустынь, высокогорья и на болотистых почвах.
Кроме перечисленных выше вопросов техническая эксплуатация МТП включает в себя и решение задач, связанных с обеспечением
- сохранности техники,
- заправкой ее топливно-смазочными материалами,
- с разработкой годовых планов ТО и ремонта тракторов и автомобилей,
- определением их технико-эксплуатационных показателей,
- с расчетом ремонтно-обслуживающей базы,
- с совершенствованием инженерно-технической службы с.х. предприятий и фермерских хозяйств.
Прием и обкатка машин
Прием и обкатка машин, – важнейшие мероприятия на первоначальной стадии их эксплуатации.
Новые или отремонтированные машины нужно тщательно осмотреть. При осмотре проверяют комплектность машины и ее состояние; наличие пломб, инструмента и запасных частей.
При выявлении недостачи деталей или инструмента, а также серьезной неисправности сборочных единиц составляют акт, который служит основанием для предъявления рекламации заводу-изготовителю или ремонтному предприятию.
При получении (покупке) новой или отремонтированной машины, инженер должен получить и соответствующую документацию:
- техническое описание;
- руководство по эксплуатации;
- формуляр машины (сведения завода-изготовителя);
- технический паспорт.
После получения машины, ей присваивается индивидуальный номер и открывается регистрационная карточка учета.
Обкатка машин
Поступающие в эксплуатацию машины после их изготовления или ремонта должны пройти эксплуатационную обкатку в целях лучшей приработки трущихся деталей и создания условий минимальной скорости изнашивания.
Скорость изнашивания определяется наличием масляной пленки на поверхности трения.
|
|
При полужидкостном режиме смазывания коэф. трения увеличивается от 0,01…0,20, а при граничном от 0,05…0,40.
Не приработанные детали отличаются:
1. Не параллельностью поверхностей
2. Волнистостью.
3. Шероховатостью.
4. Микронеровностями.
5. Недостаточной площадью контакта.
Организация обкатки машин (тракторов, автомобилей, комбайнов) предусматривает обеспечение постепенного возрастания нагрузок: тяговых, скоростных, температурных и т.п.
Для достижения минимальной скорости изнашивания трущихся деталей обкатка выполняется в два этапа:
I этап заводская (по методике и правилам завода-изготовителя)
II этап эксплуатационная (при вводе машины в эксплуатацию).
При обкатке тракторов постепенность возрастания нагрузки создают путем агрегатирования поочередно с боранами, сеялками, катками, культиваторами и другими с.х. машинами, не требующими больших тяговых усилий.
Отметим общие требования для тракторов по длительности их обкатки на различных режимах работы.
1й режим – в течение первых 1,5-2,0 ч работа нового трактора без нагрузки;
2й режим – в течение последующих 4,0-6,0 ч работа трактора с орудиями, обеспечивающими 25% тяговую нагрузку;
3й режим – в течение 9,0-12 ч работа с 50% нагрузкой;
4й режим – в течение 15-20 ч работа трактора с 75% нагрузкой.
Таким образом, обкатка новых тракторов при вводе их в эксплуатацию занимает 30-40 ч, при этом на каждой ступени обкатки осуществляется работа на разных передачах при разной нагрузке в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Во время обкатки внимательно следят за состоянием температурного режима всех узлов и агрегатов трактора, работой дизеля, осматривают трансмиссию, ходовую систему и др., периодически проверяют показания других контрольно-диагностических приборов.
После обкатки составляют акт о передаче трактора в эксплуатацию, в котором отмечается продолжительность и режим обкатки, расход топлива.