Коллектив Красного ТВ, как и обещал, продолжает держать руку на пульсе страны.
12 мая был завершен «режим нерабочих дней», во многих городах и областях постепенно снимаются ограничения на торговлю и общественное питание, восстанавливается движение транспорта.
Как страна перенесла этот непростой период? Что происходит в её финансах и промышленности?
Начнем с Бюджета и Финансов.
Минфин России регулярно публикует «Предварительную оценку федерального бюджета…».
Как можно увидеть из данных документов, нефтегазовые доходы в апреле и мае сократились катастрофическим образом. При плановой их доле в доходах бюджета в 37% фактическая доля составила за январь-май всего 31%, к июлю опустилась уже и вовсе до 29%; недополучено около 1 400 млрд запланированных доходов от экспорта нефти и газа. Ситуация с коронавирусом существенно снизила ИМПОРТ и связанные с ним бюджетные поступления: недополучено от плана ~330 млрд НДС, Акцизов и Пошлин. Она же повлекла и дополнительные расходы: не менее 600 млрд отпущено в апреле на помощь экономике и дополнительные социальные выплаты, еще 600-650 млрд дополнительных расходов приходится на июнь-июль. Всего в 2020 г. на борьбу с корона-кризисом зарезервировано около 2 трлн рублей.
Таким образом, к маю в бюджете наметилась дыра в 1,7 трлн рублей; 1,1 из которых был перекрыт из ФНБ в ходе перепродажи Сбербанка от ЦБ РФ Правительству. К августу бюджетный дефицит составляет 1,5 трлн рублей, при необходимости он также может быть покрыт из средств ФНБ.
Несколько снизилось в кризис внутреннее производство и прямо зависящие от него сборы в виде Акцизов и НДС.
Тем не менее, прежний вектор налоговой политики -- повышение налогового давления на экономику – был продолжен, а заявленная отсрочка по налогу на прибыль, ни в мае, ни в июле, не была приведена в исполнение.
По подсчетам Forbes, из 15 крупнейших экономик мира Россия имеет самый скромный по сумме пакет помощи экономике, составляющий менее 2% от ВВП [https://www.forbes.ru/biznes/396629-pandemiya-so-skidkoy-rossiya-vydelila-na-pomoshch-naseleniyu-i-biznesu-v-70-raz-menshe].
В середине июня Алексей Валерьевич Сазанов, Статс-секретарь - заместитель Министра Финансов, в очередной раз напомнил гражданам России: «Удовлетворить все (поступающие запросы на помощь) мы точно не сможем. Сейчас особенно важно расставлять приоритеты и развивать свои сильные стороны, чтобы не просто распылять накопленные резервы». [https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37085-stats-sekretar__zamministra_finansov_aleksei_sazanov_rasskazal_v_intervyu_reuters_o_merakh_podderzhki_postradavshikh_otraslei_ekonomiki_nalogovom_manevre_v_neftyanoi_otras]
Ну а главная сильная сторона России, как озвучил Председатель Государственной Думы Российской Федарации Вячеслав Володин: «Наше преимущество – Путин, и мы его должны защитить». [https://duma.gov.ru/news/48036/] И конечно же, между строк подразумеваются его верные ленинградские друзья.
По состоянию на 1 августа 2020 года объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 12 958 680 (на 01.06.2020 -- 12 161 482,2) млн. рублей.
План восстановления экономики в настоящее время все еще находится в разработке. В рамках этого плана прорабатывается целый комплекс мер поддержки - предоставление ликвидности, банковских кредитов и т.д. Он включает в себя также и налоговые меры. По словам Сазанова, «поддержку нужно оказывать тем отраслям, которые позволят уйти от ресурсной зависимости нашей экономики», однако пока наиболее проработанным блоком «Общенационального плана восстановления» являются налоговые меры в части нефтегазо-химии и добычи: Инвествычет, Льготы по НДПИ, Механизм поддержки нефтесервисных услуг, Льготы Приобскому месторождению, Обратный акциз на СУГ (пошлины на сжиженный газ (СПБТ) и чистые фракции СУГ уже составляют 0$), отрицательные акцизы по этану.
На сегодняшний день уже реализованные меры поддержки нефтегазовой отрасли привели к увеличению дивидендных выплат, но движения к увеличению инвестиций Статс-секретарю - заместителю Министра Финансов увидеть пока не удалось.
Поддержка IT-индустрии, радиоэлектроники, фармацевтики, человеческого капитала, предпринимательской активности ограничивается добрыми словами: конкретных финансовых мер не проработано.
Как и предполагалось по данным мониторинга и прогнозирования Минфина, в июне существенного роста поступлений в бюджет не произошло: средняя цена фьючерса на нефть Urals с 15 апреля по 14 мая 2020 года составила $19,90762 за баррель, или $145,3 за тонну. Согласно расчетам экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 июня 2020 года составляет $8,3 за тонну. В мае средняя цена поставки составляла $19,0 за баррель, а пошлина -- $6,8 за тонну. [https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37058-srednyaya_tsena_na_neft_i_eksportnaya_poshlina]
Несколько улучшаются дела во втором полугодии: рост цен на рынке фьючерсных поставок дал рост пошлины до $37,8 c 1 июля 2020г и с 1 сентября – до $47,5. Тем не менее это все еще ниже апрельского уровня: $52.0 за тонну. [https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37083-o_srednei_tsene_na_neft_i_eksportnoi_poshline]
Подъёма цены нефти существенно выше $40 Минфин не ожидает и прогнозирует продолжение выпадения Нефтегазовых доходов от утвержденного в бюджете плана на 2020 год (бюджет сверстан исходя из плановой цены в $42).
От Финансов обратимся теперь к Внутреннему производству.
Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/150.htm
Как можно заметить на данном графике, тренд роста внутреннего производства сменился падением еще в октябре 2019г и к моменту введения «режима самоизоляции» оно в целом вернулось на уровень начала 2019г. А налоговое бремя, как мы уже говорили, за этот год выросло; примерно на 13%. Существенного снижения налогового бремени не произошло и во II квартале 2020 года.
Так же на графике видно, что быстрого восстановления производства после снятия режима нерабочих дней не произошло. С поправкой на календарный фактор оно отброшено далеко назад и стагнирует на майском уровне.
Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/150.htm
Как можно увидеть в таблице «Динамики производства», в период «короновирусных ограничений» падение наблюдалось по всем по всем видам деятельности.
В июне началось некоторое оживление в обрабатывающей промышленности; энергетика, добыча и коммунальные услуги продолжают стагнировать.
Незначительный рост обрабатывающей промышленности в 1 квартале 2020 г. главным образом был достигнут за счет пищевых продуктов, бумаги и лекарств.
Индексы производства по основным видам добывающих и обрабатывающих производств | ||||||||||||||||||
|
Источник: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/72.htm
Во многом этот рост связан с начальным этапом коронавирусной эпидемии: общество и предприятия готовили запасы самого необходимого на предстоящие периоды карантинов. Это подтверждается перечнем отдельных продуктов, по которым рост был наиболее значителен:
Выпуск важнейших видов продукции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наибольший рост дали продукты длительного хранения: мороженое мясо, консервы, мороженные овощи, масло растительное и сливочное, сыр, минеральная вода.
Производство продукции регулярного спроса и малых сроков хранения -- кур, колбас, молока, хлеба, пива -- выросло гораздо скромнее: в пределах 3%.
Как и ожидалось, таковой рост сменился ускоренным падением уже в апреле, и оживление экономики в связи со снятием режима «нерабочих дней» только приостановило его.
Существенно сокращается производство средств производства и промышленных товаров длительного пользования.
Инвестиции в завтрашний день начали сокращаться уже в 1 квартале 2020 года, на фоне первых и весьма противоречивых новостей из Китая.
В апреле часть производств была практически остановлена: это производства автокузовов, обоев и холодильников.
По ряду производств падение продолжилось и в мае: тепловозы, станки, приборы, стекло, уголь.
Выпуск важнейших видов продукции | |||
Январь-июль 2020 г. | Июль 2020 г. в % к июлю 2019 г. | Январь-июль 2020 г. в % к 2019 г. | |
Уголь, млн тонн | 94,7 | ||
Газ горючий природный (газ естественный), млрд м3 | 88,6 | 88,6 | |
Пряжа хлопчатобумажная (кроме швейных ниток), тыс. тонн | 21,8 | 87,6 | 89,4 |
Кожа из нецелых шкур крупного рогатого скота без волосяного покрова, млн дм2 | 101,9 | 88,5 | |
Чемоданы, сумки дамские и аналогичные; наборы дорожные, млрд руб. | 1,8 | 114,7 | 76,2 |
Обувь, млн пар | 52,6 | 79,4 | |
Плиты древесноволокнистые из древесины или других одревесневших материалов, млн усл. м2 | 106,9 | 88,3 | |
Плиты древесностружечные и аналогичные плиты из древесины и других материалов, млн усл. м3 | 5,1 | 106,8 | 88,6 |
Окна и их коробки деревянные, тыс. м2 | 95,7 | 84,5 | |
Обои, млн усл. Кусков | 68,4 | 120,4 | 79,1 |
Мазут топочный, млн тонн | 24,2 | 80,3 | 89,9 |
Шины, покрышки и камеры резиновые новые, млн штук | 28,4 | 95,8 | 84,9 |
Материалы для покрытий пола, стен или потолка пластмассовые в рулонах или в форме плиток, млн м2 | 99,4 | ||
Стекло листовое литое, прокатное, тянутое или выдувное, но не обработанное другим способом, млн м2 | 52,3 | 109,3 | 81,1 |
Стекло листовое термически полированное и стекло листовое с матовой или полированной поверхностью, млн м2 | 62,6 | 91,3 | 83,1 |
Плитки керамические для полов, млн м2 | 91,9 | 85,9 | |
Плиты керамические фасадные и ковры из них, млн м2 | 4,8 | 93,8 | 85,2 |
Трубы и муфты хризотилцементные, тыс. км усл. труб | 1,2 | 57,1 | 89,1 |
Трубы, профили пустотелые и их фитинги стальные, млн. тонн | 6,3 | 85,8 | 86,7 |
Приборы полупроводниковые и их части, млн штук | 13,8 | 99,2 | 83,3 |
Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления, млрд руб. | 42,7 | 71,5 | 80,3 |
Январь-июль 2020 г. | Июль 2020 г. в % к июлю 2019 г. | Январь-июль 2020 г. в % к 2019 г. | |
Электродвигатели переменного тока однофазные, тыс. штук | 121,5 | 89,6 | |
Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей, млн штук | 3,2 | 99,7 | |
Проводники электрические прочие на напряжение более 1 кВ, тыс. км | 69,2 | 88,8 | |
Холодильники и морозильники бытовые, млн штук | 1,6 | 95,5 | 84,3 |
Насосы центробежные подачи жидкостей прочие; насосы прочие, тыс. штук | 98,9 | 85,1 | |
Подшипники шариковые или роликовые, млн штук | 20,3 | 75,4 | 87,2 |
Тракторы для сельского хозяйства прочие, тыс. штук | 3,7 | 134,9 | 84,3 |
Машины кузнечно-прессовые, тыс. штук | 2,2 | 75,9 | 83,7 |
Бульдозеры и бульдозеры с поворотным отвалом, штук | 121,8 | 93,5 | |
Оборудование для производства хлебобулочных изделий, млн рублей | 135,1 | 68,2 | |
Двигатели внутреннего сгорания для автотранспортных средств, тыс. штук | 127,5 | 86,7 | |
Автомобили легковые, тыс. штук | 103,9 | 69,8 | |
Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 5 т, тыс. штук | 9,8 | 80,3 | 88,4 |
Средства автотранспортные грузовые, тыс. штук | 64,5 | 82,1 | 78,8 |
Кузова для автотранспортных средств, тыс. штук | 13,9 | 15,8 | 9,3 |
Тепловозы магистральные, секций | 77,9 | ||
Вагоны грузовые магистральные широкой колеи, тыс. штук | 32,1 | 61,4 | 71,4 |
Электроэнергия, млрд кВт·ч | 96,7 | ||
в том числе произведенная электростанциями: атомными | 91,3 | 99,3 | |
Тепловыми | 97,3 | 90,3 |
Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/150.htm
Не произошло существенных изменений и за лето: падение производства вагонов и тепловозов, кузнечно-прессовых машин только нарастает. Не показывают существенного роста и многие другие средства производства и промышленные товары длительного пользования.
Отследим теперь как просыпается страна после снятия режима «нерабочих дней».
Наиболее оперативной информацией являются электропотребление в Единой энергетической системе
[https://so-ups.ru/index.php?id=ees_gen_consump_day&no_cache=1]
И еженедельные отчеты Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в Минэнерго:
https://minenergo.gov.ru/node/17670
https://minenergo.gov.ru/node/17938
https://minenergo.gov.ru/node/18004
https://minenergo.gov.ru/node/18068
https://minenergo.gov.ru/node/18102
Как можно видеть на графике составленном по этим данным значительное снижение потребления электроэнергии началось с первого же дня режима самоизоляции – ведь были закрыты торговые центры, магазины, предприятия сферы услуг.
В тоже время транспортные перевозки всю первую неделю сохранялись на прежнем уровне: магазины активно пополняли запасы продуктов и лекарств, люди спешно доделывали свои дела пока была такая возможность. Здесь спад наблюдается только со второй недели режима и продолжается до конца Апреля. На 23.04.2020 падение потребления топлива составило ~25% от «нормального» уровня, еще одно небольшое снижение связано с праздниками и приходится на 9-12 мая. Уставшие от «самоизоляции» люди были ободрены объявлением о предстоящем снятии режима и дружно направились к ближайшей воде [свидетельство народного корреспондента Красного ТВ, Ленинградская Область].
Так же прослеживается и второй этап спада электропотребления – последние числа апреля. Он связан с остановкой предприятий непрерывного производства, для которых режим «нерабочих дней» не был обязательным, в связи с затовариванием складов готовой продукции:
АВТОВАЗ приостанавливал производство автомобилей с 29 апреля до 18 мая 2020 года [Источник: https://www.autostat.ru/news/43824/], хотя работал в апреле [https://trkterra.ru/koronavirus/covid-ne-projdet-na-avtovaze-dlya-rabochikh-narisovali-izolyatsionnye-kletki].
Группа компаний «Белая дача» временно приостановила работу завода по производству картофеля фри в Липецке из-за сокращения потребления продукта на пять месяцев [https://www.rbc.ru/business/22/04/2020/5ea0011a9a7947e8dc7a9e73].
АЛРОСА приостановила работу предприятий по огранке алмазов на фоне пандемии коронавируса: 30 апреля 2020 ограночный комплекс, включая завод в Барнауле и «Кристалл» в Смоленске, приостановил работу. Около тысячи человек отправлены в оплачиваемый простой до конца лета в связи с невозможностью продать бриллианты [https://www.rabochy-put.ru/news/146343-smolenskiy-kristall-priostanovil-rabotu-v-svyazi-s-koronavirusom.html].
Некоторую роль сыграли коронавирус и роспотребнадзор:
В Новочебоксарске суд приостановил работу филиала по производству изделий «Santek». ООО «Керамика» не соблюдало рекомендации по борьбе с коронавирусом -- на предприятии по состоянию на 20 апреля не были отстранены от обязанностей те сотрудники, которые контактировали с больными коронавирусом. Кроме того, работники не использовали перчатки, а в сотрудники столовой работали без средств защиты. [https://pravdapfo.ru/news/96787-sud-priostanovil-rabotu]
Завод "Факел" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") в Калининграде, на котором был выявлен очаг заболевания коронавирусом, приостановил работу, (дезинфекционные) процедуры проводятся с наложением карантинных мер [https://ria.ru/20200615/1572959965.html].
Деятельность АО «Московский завод тепловой автоматики» приостановлена из-за несоблюдения профилактических мер в условиях распространения коронавируса [https://www.mskagency.ru/materials/3002935].
В Калининградской области приостановили работу рыбоконсервного завода «Барс» из-за заражения сотрудников коронавирусом [https://kgd.ru/news/society/item/89146-v-kaliningradskoj-oblasti-priostanovili-rabotu-rybzavoda-iz-za-koronavirusa-u-15-sotrudnikov].
С 14 мая в связи с постепенным снятием «самоизоляции» и прекращением мучений на «удаленной работе» начался устойчивый рост потребления моторного топлива и к середине июня оно вернулось на нормальный уровень, а в августе даже превысило его. Вероятно это связано с тем что люди отказались от отпусков.
Однако об электропотреблении этого сказать нельзя, отчасти это связано с погодно-климатическим фактором: именно на июнь-июль приходится календарный минимум электропотребления в России: начинаются периоды отпусков, солнечный день имеет максимальную длину, достаточно тепло чтобы не использовать электро-отопление.
Источники данных:
Температура -- https://so-ups.ru/index.php?id=974&tx_ms1cdu_pi1%5Bkpo%5D=1019&tx_ms1cdu_pi1%5Bdt%5D=03.07.2020
Генерация и Потребление -- https://so-ups.ru/index.php?id=ees_gen_consump_day&no_cache=1
Для исключения температурного и климатического фактора сравним 2019 и 2020 год.
Как можно увидеть на графике погода в этом и прошлом году отличается незначительно, невелика была и разница в мартовском электропотреблении.
Тем не менее восстановления потребления после майских праздников не произошло. Для рабочего дня разница составляет 4-5% а для выходного и вовсе доходит до 7%: не у всех граждан есть средства баловать себя в кафе, ресторанах и торгово-развлекательных центрах; часть из предприятий сферы услуг были в неустойчивом положении и до кризиса и не смогли открыться вновь; да и «победа» над вирусом не является окончательной. Ряд городов и районов город переходит в «желтую» «красную» зону противоэпидемических ограничений и снова получают ограничения на руботу заведений общественного питания, кинотеатров, парков развлечений, детских комнат, бань и бассейнов. [https://mayaksbor.ru/news/society/sosnovyy_bor_pereveden_v_krasnuyu_zonu_po_koronavirusu/; свидетельство народного корреспондента Красного ТВ].
Другим интересным и оперативным источником данных является мониторинг Яндекса [https://yandex.ru/company/researches/2020/podomam]
Для получения данных Яндекс сравнивает уровень городской активности сейчас и в обычный день до эпидемии. Если он такой же, как в час пик обычного будня, — значит, уровень самоизоляции низкий, 0 баллов. Если в городе тихо, как ночью, — это 5 баллов.
Как можно увидеть активность по России в целом вышла на мартовский уровень.
Тоже самое, пусть и с разной скоростью происходит и по отдельным ее областям:
- в Москве -- к середине июня,
- в Санкт-Петербурге – к началу июня,
- Новосибирск – еще в мае
Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/156.htm
Итак, Россия пережила первую волну коронакризиса и ее граждане возвращаются к обычной жизни.
Впереди нас ждет вторая волна кризиса, как минимум экономическая.
Число безработных россиян уже в апреле число безработных выросло на 800 тысяч человек, в мае оно достигло 4,513 млн человек, в июле превысило 4,7 млн человек, а уровень безработицы составил 6,3%, что является максимальным значением с апреля 2011 года (тогда уровень безработицы составлял 7,1%). В сравнении с прошлым годом число безработных возросло на 1,4 млн человек.
Увеличение максимального размера пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) привело к резкому росту (+80%) в апреле числа официально зарегистрировавшихся безработных в центрах занятости, в последующие месяцы рост продолжился и на начало августа их число достигло 3,3 млн человек, из них 3,0 млн получают пособие по безработице. Для сравнения в апреле 2020 года в центрах занятости было зарегистрировано 727 тыс. безработных – рост в 4,5 раза.
[https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B20_00/IssWWW.exe/Stg/d07/7-0.doc, https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_02/IssWWW.exe/Stg/d010/4-01.xlsx]
Половина трудящихся в России (49,7%) подвержена рискам увольнения, сокращения или задержки зарплаты, введения неполного рабочего дня, отправки сотрудников в неоплачиваемый отпуск при сохранении занятости.
Реальные зарплаты (с учетом инфляции) на крупных и средних предприятиях уже в апреле сократились впервые с июля 2016 года.
«наступающий кризис может быть первым, когда начнется по-настоящему масштабное высвобождение работников», предупреждают экономисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По их расчетам в базовом сценарии, который предполагает повторный карантин из-за коронавируса осенью-зимой, уровень безработицы в России вырастет до 8–8,3% в 2021 году и 7–7,3% в 2022–2023 годах. Реальные зарплаты при этом сократятся на 4,5–4,8% в 2020 году
[https://www.rbc.ru/economics/19/06/2020/5eecd9db9a7947e77b3bc058]
И без новой угрозы из Китая (а там снова произошла вспышка на оптовом рынке, на этот раз в Пекине) эхо кризиса будет ощущаться. [https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5eec3cc59a79479231f98ff4]
24 апреля 2020 года Институт Проблем Естественных Монополий опубликовал доклад на Транспортном форуме «Железнодорожный подвижной состав 2020: состояние и перспективы».
Как можно увидеть на диаграммах грузоперевозки снижаются по всем основным типам грузов:
Каменный уголь – на 13,5%
Нефть и нефтепродукты – на 5,2%
Железная руда – на 2%
Черные металлы – на 10,4%
За сокращением производства и перевозок последует сокращение занятости и падение зарплат Шахтеров, снижение спроса на новые вагоны и поезда, а значит и снижение занятости и зарплат рабочих на этих заводах. Что приведет к снижению покупательной способности граждан и снижению потребления товаров и услуг.
По прогнозу Института Проблем Естественных Монополий существенный рост перевозок и потребности в вагонах не ожидается на всю обозримую перспективу. 2020 год это только начало. [https://ipem.ru/files/files/research/20200424_rolling_stock_2020.pdf]
Главные испытания еще предстоят и правительство оптимизаторов-финансистов не знает их решения.