Исторические формы отношения человека к природе.




iii Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества и относится к числу вечных проблем. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду. Тем самым изменялся и характер взаимоотношений общества с природой. Эволюция представлений о взаимосвязи общества с природой определялась степенью развития общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.рррррррррр ро о ол iiiВ период античности природа мыслилась как одушевленная часть космоса. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная, чем человечество. По своей мощи природа превосходила человека практически во всём и выступала как идеал совершенства. Человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Многие трактаты античных философов пронизаны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с ней и по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.ааааааааааааааааааааа ааааарор ит мттттр рпта пiВ Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Позиция слияния с природой уступила место другому отношению к ней, когда одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Природа понималась как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз от Бога к человеку и от человека к природе. Окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим началом – бессмертной душой. Отсюда - ориентация на возвышение человека над природой. В глобальном масштабе человек средневековья не меньше, чем человек античности подчинен природным закономерностям и ритмам. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию природы.еапр о олол олл д дiЭпоха Возрождения - период расцвета культуры и искусства - возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, философы эпохи Возрождения сближают их и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Эпоха Возрождения характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты, вдохновения, радости, наслаждения. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Такая обстановка, разумеется, нацеливала на активное исследование и более глубокое познание реальной действительности. Пппппппп ооооооо рло долллдо о лiВ Новое время бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. В этот период природа еще в большей степени становится объектом познания (прежде всего научного). В философских воззрениях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея- человек должен покорить природу овладеть ею. С этих пор природа начинает рассматриваться как поприще активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Тенденции к овладению природой, покорению её стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины XX столетия. Уверенность человека в своем неограниченном превосходстве над природой крепла по мере развития научно-технического прогресса.АААААААААААААААААААААААААААААААААААА АППП ПР АiXX век – это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного пространства, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер.ииииииииииииииииииииииииииии и И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы,стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой человек обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.ррррррррррррр iiiЧто касается вопроса о зависимости человечества от природы, то я считаю, что преодолеть эту зависимость человечество не может. Ведь вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействии с природой. «Человек,- писал Маркс, - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды..ппппппппппппппппппппп ва ллЧеловек, будучи живым существом, подвержен действию множества абиотических факторов среды своего обитания — физических (температура воздуха, атмосферное давление, гравитационное воздействие, магнитные поля и т.д.), и химических (к примеру, газовый состав атмосферного воздуха, кислотность среды). Эти факторы способны оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человеческий организм вплоть до его гибели. Таким образом, зависимость чел от природы непреодолима.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: