Башкирская борьба - курэш




Многие народы нашей страны празднуют при­ход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетя­гивание на канатах, палках, лазанье по столбу.

Башкирское традиционное силовое состязание – вид борцовского искусства башкир представляет собой увлекательное развлечение и зрелище историко-этнографического характера.

Курэш — национальное силовое состязание, издревле широко распространенное среди кочевых и полукочевых народов: башкир, туркмен, тувинцев, казахов, киргизов, чувашей, алтайцев, якутов, калмыков и др. «Это национальная борьба тюркских народов Ура­ла и Поволжья», — пишет Р. А. Аюпов. Генетические корни его и традиции восходят к определенным канонам, обрядам и нормам, нарушение которых равносильно разрушению национальных цен­ностей. Искусственное внедрение или придумывание чужеродных типов курэш с дозволением подножек, криков представляет собой не вид спорта, а лишь попытки модернизаций, «В таком случае мы создадим башкирскую борьбу, основанную на древних прави­лах», — заявляет Харис Юсупов, выдающийся курэшист, Батыр, поборник исконно башкирского национального по содержанию и форме курэш.

Курэш в казахском и киргизском звучит курэс, у турков — «ко­реш», в якутском — «курщан тустуу», тувинском — «хуреш», турк­менском — «гореш», узбекском — «кураш», у чуваш — «керешу» и т. д.

Следует отметить, что, имея самые различные вариации в техноло­гии борьбы, основное правило — оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю — остается неизменным истоки курэш.

Курэш — сложный состязательный комплекс действ и идей, со­стоящий из различных смыслонесущих элементов и собственной атрибутики. Возникновение его связано с жизненной необходимо­стью выживания, существования в противоборствующем мире.

Исконно народное состязание предполагало жестокую организацию собственных возможностей, закалку дыхания, эмоций, управления своими чувствами для абсолютного владения своим «Я».

Трансформируя вековые нормы курэш, мы рискуем потерять один из

институтов комплексного воспитания тела и духа. Уклонение от борьбы, замедление темпа, обман, хитрость – недопустимые морали курэш качества.

По принципу исторической и типологической закономерности разви­тия у разных народов разработаны похожие модели борьбы. Этот принцип наблюдается и в мифологии, обрядах, эпосе, преданиях народов. «В возникновении, становлении спортивных игр особую роль играют специфические условия жизни и частные закономер­ности развития народов», - считает И. Хабибуллин.

Автор приводит множество примеров из международной бор­цовской культуры, характеризует борьбу как метод совершенство­вания волевых, бойцовских качеств человека. «Некоторые особен­ности окружающей среды, бытового уклада и национального характера привели к проявлению различных вариантов борьбы, которые по праву считаются самостоятельными видами нацио­нальной борьбы у разных народов», — утверждает автор. Чукот­ские борцы перед началом состязаний пробегают около 2 км, затем обтираются снегом, в якутской борьбе борец должен уметь рабо­тать с внутренней энергией, а народы Мексики применяли захват волос. Единоборство без оружия, восходящее истоками в перво­бытнообщинную эпоху, предполагало закалку тела, достижение ловкости, храбрости для защиты человека от недругов, отстаи­вания своего пространства, права и своей жизни.

По свидетельству представителей старшего поколения, расска­зывающих о борцовских обычаях, устанавливаются нормы, детали ведения башкирского силового поединка курэш.

Этнограф С.Руденко так описывает курэш:

«В центре круга начинается борьба (курэш). Она состоит в том, что борцы выступают на середину майдана и, сбросив с себя верхнее платье (остаются только в шта­нах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходятся и схватываются, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого каждый держит в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытаются положить противника на лопатки.

Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, стараются перекинуть противника через голову или прижимают его к груди, стараясь сломать его сопротивление, наваливаясь на него всею тяжестью тела или подымают на воздух противника и, обернув раза три вокруг себя, бросают на землю. Постепенно увлекаясь, на арене, вместо двух-трех, собираются десятки пар борющихся. Только когда схватятся два одинаково ловких и сильных противника, долго и упорно борющихся, на этой паре сосредотачивается все внимание зрителей. Как только одному из них удастся побороть противника, вся толпа одобрительным гулом приветствует победителя. Случается при этом, что раздаются шумные протесты родственников или друзей побеж­денного, усмотревших что-нибудь незаконное в рамках борьбы победителя. Поборовший подходит к одному из стариков, разда­ющему награды, и получает от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику, которые обыкновенно одаривают его деньгами (монетой в пятьдесят копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдается правило, по которому раз побежденный уже больше не борется. Из борцов, победивших десятки противников, подбирается группа силачей бальван, которые начинают состязаться между собой и в результате остается один, два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славятся настолько, что богатыри приезжают на сабантуй за много верст померяться силами и ловкостью с другими бальванами и баты­рами». В данном описании детально выделены несколько основ­ных элементов, ярко характеризующих поединок курэшистов. Выделяя из описания ключевые моменты, мы помещаем названия технических приемов, т. с. башкирскую народную терминологию курэш:

1.Встреча, снятие верхней одежды (костюм).

2.Перекидывание кушаками:

а) стремление положить на лопатки;

б) динамика действа: поворачивают, изучают силу, возможно­
сти друг друга и ищут удобную; В народе говорят— проверяет дыхание.

в) стремление оторвать от земли и перекинуть соперника через
голову главный момент в схватке курэш;

г) стремление ослабить, обессилить соперника прижатием
к груди;

д) стремление исполнить победный бросок: поднять соперника
в воздух, сделать три оборота вокруг себя и бросить на землю.

Помимо этих деталей выделяются особенности башкирского курэш как способа утверждения личности батыра, достоинства его: только когда остаются на мащане сильные из сильных, «одинаково ловкие и сильные противники», когда одному из них удается побо­роть другого — вот в этот момент только определяется истинный Батыр! Примечательно зафиксированное С. Руденко правило: «раз побежденный уже больше не борется! Среди всех силачей остаются один, два непобедимых богатыря (батыра)». Вот в этих деталях ре­конструируется первородный замысел обряда, суть курэш: борец должен бороться по достоинству, не надеясь на снисхождение, на авось, на выбор: шанс дается один раз!

Рукою и мыслью С. Руденко выделен еще один важный момент, относящийся к культу старшинства и предков: «получен­ный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику». В свою очередь, старики также одаривают батыра монетами.

 

 

Заключение

Национальные виды спорта—это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю.

Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.

Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкость, меткость, развитие способности разума анализировать множество данных. Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.

Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.

Сохранение и развитие этих видов спорта в — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «Самбо» 1956г.

2.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2008.-400с.

3.Султангареева Р.А. Башкирский народный курэш. - Уфа: Китап,2009.-144с.

4.Энциклопедический словарь юного спортсмена. Сост. И. Ю. Сосновский А.М. Чайковский.- М.,Педагогика,1980.-480с.

5.Материалы с сайта www.sportcom.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: