Моделирование слова
В ходе интонирования моделируем слово (вначале модели звуков одинаковые, независимо от того, гласные они или согласные).
Прием «чтение слова по схеме»
Ведем указкой вдоль схемы и произносим слово.
Если при проверке понимаем, что ошиблись, что делать? (анализировать заново).
Организация работы по букварю Журовой
Разберём слово мак. На доске нарисован цветок мака, под рисунком — схема звукового состава этого слова — три одинаковые клеточки. У доски подготовлен набор одинаковых жёлтых фишек, которые будут обозначать звуки слова. В «Букваре» точно так же нарисован мак, а под ним дана схема звукового состава этого слова (три клеточки), у каждого ученика несколько жёлтых фишек (все фишки имеются в Приложении к «Букварю», учитель на уроке раздаёт их детям).
Итак, ребёнок начинает проводить звуковой анализ слова мак. Вызвав к доске ребёнка, учитель работает всё время вместе с ним.
Педагог предлагает учащемуся: «Давай „прочтём“ слово мак, ведя указкой по домикам для звуков. „Читать“ будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой домик».
После работы у доски Вы предложите детям взять собственные указки и по своим учебникам так же вслух «прочитать» слово мак.
Детей хвалить, даже если ошибаются! Это только первый урок. Нужно помочь ребенку правильно вести указкой.
Затем учитель возвращается к доске и обращается к классу: «А теперь послушайте, как я „прочту“ слово мак по-другому. Я „прочту“ так, чтобы все Вы хорошо услышали, какой в этом слове первый звук». И, ведя указкой по схеме, надолго задерживая её в первой клеточке, учитель «читает»: мммак. Обратите внимание: долго тянется только первый звук.
|
«Кто из Вас услышал, — обращается учитель к классу, — какой звук живёт в первом домике, какой первый звук в слове мммак?» Дети не обязательно ответят Вам, что это [м]. Вы услышите и ма, и мэ, и мак, и мммак. Но чтобы избежать ситуации неверных ответов, попросите ребят не отвечать вслух, а сказать Вам «по секрету», на ушко. И Вы сразу узнаете, кто как думает, сможете выбрать для громкого ответа правильный и вызвать к доске ученика, который верно справился с заданием. Вместе с ребёнком ещё раз «прочтёте» слово по схеме — мммак, — и он сам назовёт первый звук. Вы возьмёте фишку, покажете классу, скажете, что она будет обозначать звук [м], и попросите детей взять такую же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе сказать ммм и поставить фишку в первую клеточку.
Обязательно пройдите по классу и проверьте, как дети выполнили задание. Вполне может оказаться, что кто-то поставил фишку не в первую, а в последнюю клеточку. Не делайте замечаний! Возьмите такого ребёнка за руку и вместе с ним «прочтите» слово, ведя указкой по его схеме: Мммак — вот место звука [м]!» И переставьте вместе фишку в первую клеточку.
Затем точно так же найдёте звуки [а] и [к] и завершите проведение звукового анализа слова мак.
Вот какая это скрупулёзная работа. На звуковой анализ слова Вы потратите почти целый урок. На этом уроке закрепить новое лучше с помощью игры «Живые звуки».
Как помочь ребенку выделить звук в слове? Повторяем сказанное ребенком!
- «Л’л’л’иса», — читает мальчик и молчит.
- «Отлично! Какой же первый звук в слове л’л’л’иса?» — «[л’]» и т. д.
|
3. Для первичного закрепления поиграйте в игру, описанную Ш.А. Амонашвили: «Поймай звук». Вы произносите звуки задуманного Вами слова и как бы кидаете их по очереди в класс. Дети «ловят» каждый, повторяют и постепенно складывают слово. Можете использовать, например, слова мама, школа, книга.
Помните: в этой игре первоклассники путём подражания учатся особому произнесению звуков, учатся задерживать каждый из них для того, чтобы его лучше услышать.
В конце игры обязателен вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.
В названиях предметов определите общий звук. (Сыр — сом [с]; [ы] — дым, сыр; [о] — дом, сом.)
Интересные приемы предлагает Журова Л.Е.
Сравнение звуков. С.14,15
Назови следующее слово с.19
Найди слова с таким же звуком С.20
На более поздних этапах можно ввести игру «Поменяй звуки местами». Составили схему слова, пробуем поменять звуки (квадратики), прочитать, что получилось.
Например, КОТ – ОКТ – ОТК – КТО - ТОК. СОН – НОС. Может получиться новое слово.
Игра «Живые звуки»
Учитель приглашает к доске детей и говорит им, кто из них каким звуком будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.
Сначала составить слово, назвать его, а потом попросить детей поменяться местами. Какое слово получится и получится ли слово?
Еще сложнее задание: Взять разные звуки из слов и составить из них новое слово (Журова, 1 часть, с.29)
Обратить внимание, что слова бывают длинными и короткими (матрёшка — мяч). Величина слова не зависит от величины предмета.
Определите, где схема слова уж, а где схема слова жук.
(читаем слово по схеме)
Соотнесение схемы и слова.
При соотнесении слов и схем слова нужно обязательно анализировать.