Содержание
1. Понятие и признаки права
2. Формы права
3. Право - регулятор общественного отношения в правовой системе
4. Институты права и правовых норм
Литература
Понятие и признаки права
Право – система принципов и норм, правила поведения, которые формально закрепляют степень свобод и справедливости.
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Такая регуляция и охрана общественных отношений осуществляется с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает основное место.
Юридическое право – это свобода и обоснованность поведения людей в соответствии с действующими нормативно правовыми актами и другими источниками права.
Юридическое право разделяется на объективное и субъективное.
Объективное – система всех правовых предписаний, которые установлены, охраняются, защищаются государством, имеют общеобязательный характер, являются критерием правомерного или неправомерной поведения и существуют независимо от индивидуального сознания субъекта права.
Субъективное – определены возможности, степень свободы, которая принадлежит субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет.
Признаки права:
- право – это система правовых норм;
- это правила поведения общего характера;
- эти правила имеют общеобязательный характер;
- они тесно связаны между собой, действуют в единстве, складываются в правовые институты, правовые отрасли;
- формально определенные и закрепленные в нормативно правовых актах;
- устанавливаются, санкционируются, гарантируются и обеспечиваются государством и их органами;
- в своей совокупности регулируют общественные (социальные) отношения между людьми;
- правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Право, как волеизъявление государства – это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных ею правил поведения, что тесно между собой связанные и регулирующие общественные отношения между людьми в интересах определенной части населения в социально неоднородном обществе.
Функции права – это основные направления его влияния на общественные отношения.
Разделяются на в-социальных и специальных юридических.
В-социальные функции:
· гуманистическая – право охраняет и защищает права человечества, народа, человека;
· организаторско-управленческая – право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем;
· информационная – право информирует людей о воле законодателя;
· оценочно-ориентировочная – поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтных, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения;
· идеологически воспитательная – право формирует в человеке определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения;
· познавательная – право само выступает как источник знаний.
Специальные юридические функции:
· Регулятивная (статическая и динамическая). Направленная на урегулирование общественных отношений способом закрепления желаемого поведения в тех или тех отраслях или институтах права.
- регулятивно-статическая – закрепляет общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя.
- регулятивно-динамическая – обеспечивает динамическое развитие обществ. общества.
· Охранительная. Направленная на охрану соответствующих систем общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, устранения их из жизни.
Принципы права – закреплены в праве исходные нормативно руководящие положения, которые характеризуют его содержание, основы, указании в нем закономерности общественной жизни.
· Общечеловеческие.
- закрепление в правые меры свободы человека и обеспечения ее основных прав;
- юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;
- пренебрежительность закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительского органа государства;
- взаимоувязанность юридических прав и обязанностей;
- регуляция поведения людей по загальнодозволеним типу правовой регуляции;
- деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу “разрешено то, что прямо предусмотрено законом”;
- правосудие осуществляется только судами;
- юридическая ответственность человека должна быть только по ее вине, противоправному поведению.
· Типологические. Определяются как руководящие принципы, идеи, что свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отображают его социальную сущность.
· Конкретно исторические. Определяются как основные принципы, которые отображают специфику права определенного государства в реальных социальных условиях (демократизму, законности, гуманизму).
· Отраслевые и межотраслевые. Охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства (гласности судопроизводства, принцип полной материальной ответственности).
· Принципы институтов права. Основные идеи, которые лежат в основе построения определенного института права (принцип невосприятия двойного гражданства, принцип охраны и защиты всех форм собственности).
Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регуляцию наиболее важных потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового содружества.
Следовательно, право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются, гарантируются и охраняются государством с целью упорядочения общественных отношений.
Формы права
Юридические нормы регулируют поведение участников общественных отношений. Ради этого они должны быть известными, обнаруженными внешне, выраженными в определенных формах (источниках).
Источники (формы) права – это способ внешнего проявления правовых норм, которое удостоверяет их государственную общую обязательность.
К источникам права относят: нормативный акт, правовой обычай, судебный или административный прецедент, нормативный договор.
Правовой обычай – санкционировано государством обычное правило поведения общего характера.
Правовой прецедент – решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех следующих аналогичных судебных или административных дел.
Религиозно правовые нормы – санкционированы государством церковные каноны и другие религиозные нормы, которым предоставляется общеобязательный характер.
Нормативный договор – объективные формально обязательные правила поведения общего характера, что установлении по договоренности и согласием двух или больше субъектов и обеспечиваются государством (об образовании федерации).
Международно-правовой акт – документ международного содружества, который из санкции государства распространяется на ее территорию.
Основным источником права Украины является нормативно правовой акт.
Нормативно правовой акт – решение компетентных субъектов, что выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия. Разделяется на законы и подзаконные акты.
Законы – нормативно правовые акты, которые кажутся законодательными органами, имеют высшую юридическую силу и регулируют важнейшие общественные отношения в стране.
Кроме Конституции Украины, есть еще такие виды законов:
- конституционные;
- органические;
- обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу:
· никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать законы, изменять или отменять их;
· Конституционный суд Украины может признать отдельное положение или закон Украины не конституционным;
· все другие нормативно правовые акты должны выдаваться в соответствии с законами;
· в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно правового акта действуют нормы закона;
· только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятия закона в случае возвращения его Президентом при отложном вето.
Подзаконные нормативно правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства, уполномоченных на то государством обществ. объединений из установки, внедрения в действие, изменения и отмены нормативных письменных документов, которые развивают или детализируют отдельные положения законов.
Виды подзаконных нормативно правовых актов:
- нормативные акты Президента Украины;
- акты Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного Суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного суда Автономной Республики Крым;
- акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;
- акты министерств, государственных комитетов, ведомств;
- нормативные акты государственных администрации в регионах, г. Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
- нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;
- нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
- нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
- другие подзаконные нормативные акты.
Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией (государства, определенного региона). Относительно круга лиц нормативные акты распространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Варианты вступления в силу нормативно правовым актом:
- после 10 дней от момента его опубликования;
- срок установлен в самом нормативном акте;
- если акт не публиковался, то с момента его получения исполнителем.
Нормативно правовые акты теряют действие в результате:
- окончание срока давности, что на него выдавался акт;
- прямой отмены конкретного акта;
- фактической отмены акта другим актом, принятым по тому же вопросу.
Обратное действие – это такое действие на правоотношение, где допускается, что новый нормативный акт существовал на момент возникновения правоотношения.
Общее правило: “Норма права обратной силы не имеет”.
Исключения: если акт, принятый после совершения правоотношения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если обременяет, то такая норма обратной силы не имеет.
Нормативно правовые акты действуют на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Существует систематизация нормативных актов:
Систематизация нормативных актов – деятельность из благоустройства и совершенствования нормативных актов, приведения их к определенной внутренней согласованности через создание новых нормативных актов.
Систематизация осуществляется государством, его органами, должностными лицами и не государственными организациями и их служащими. В систематизации различают:
- инкорпорация
- кодифікація
Инкорпорация – вид систематизации нормативных актов, который заключается в сводке их в сборниках в определенном порядке без изменения содержания (хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений).
Виды:
- за юридическим значением (официальные, неофициальные);
- по объему (общая, отраслевая, межотраслевая, специальная);
- за критерием объединения (предметная, хронологическая, субъективная).
Кодификация – вид систематизации нормативных актов, которые имеют общий предмет регуляции, который заключается в их содержательной переработке (устранение разногласий и противоречий, отмены обветшалых норм) и созданные сведенного нормативного акта.
Ее разновидности:
- кодекс;
- устав;
- положение.
Кодекс – кодифікаційний акт, который обеспечивает детальную правовую регуляцию определенной сферы общественных отношений и имеет структурное деление на части, разделы, подразделы, статьи, которые в известной мере отображают содержание той или той отрасли законодательства (криминальный, земельный, Кодекс об административных правонарушениях).
Уставы, положение – кодифікаційні акты, в которых определяется статус определенного вида государственных организаций и органов.