Практическое занятие № 2.
Языковые особенности и структурно-тематическая организация научного текста.
I. Формирование научной терминосистемы
Вопросы:
1. Охарактеризуйте формирование научной терминологии на рубеже XIX – начала XX вв.
2. Что в современной лингвонауке понимают под понятием термин. Какие требования предъявляются к формированию терминосистемы, если учитывать, что по своей принадлежности к области научных знаний термины можно условно разделить на:
1) общенаучные, когдапри использовании в определенных областях знания предполагается их конкретизация: закон мировой эволюции и закон Ньютона, эволюционный процесс и процесс падения редуцированных гласных;
2) межнаучные; делятся на две группы: а) являются базовыми понятиями для комплекса наук (прибор); б) употребляются в разных областях знания, не будучи связанными с общим объектом (термин гармония в музыке и в лингвистике; термин корень в математике и лингвистике);
3) узкоспециальные – это термины, принадлежащие одной какой-либо науке (суффикс). Основываясь на приведенной выше классификации терминов, назовите примеры терминов, которые используются в гуманитарных дисциплинах. Дайте дефиницию одному из терминов. Как проявляется его системность? Какое понятие ему соответствует? Является ли термин однозначным, кратким, благозвучным?
Задание 1. В нижеследующем очерке начала XX века выделите доминирующий научный термин. В каком значении он употребляется? Какого он типа? Используется ли это термин в других современных научных сферах? Назовите их. В каком значении в указанных современных науках применяется анализируемый термин?
«А вместе съ темъ усложняется и процессъ ассимиляцiи. Расчленяя его, мы должны будемъ взаимовлiянiя различныхъ этническихъ группъ представить въ слѣдующей схемѣ: 1) взаимная ассимиляцiя туземныхъ племенъ; 2) ассимиляцiя послѣднихъ съ кореннымъ русскимъ населенiемъ; 3) ассимиляцiя коренныхъ сибиряковъ и переселенцевъ; 4) ассимиляцiя въ средѣ переселенцевъ, представляющихъ не менѣе пестрый составъ. Но ассимилированiе – слишкомъ узкое понятiе и оно не можетъ съ достаточной полнотой охарактеризовать тѣ измѣненiя, какiя происходятъ въ обликѣ даннаго племени» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» ( август 1915 г.)).
Задание 2. Продемонстрируйте приёмы введения термина в текст для случаев авторского терминоупотребления в ситуации реальной многозначности термина. Прим.: в качестве примера возьмите термин лингвистики «стиль».
II. Структурно-тематическая организация научного текста:
его логическая схема и композиция
Вопросы: Какому принципу подчиняется композиционная стройность научного текста? Назовите его структурные элементы. Проанализируйте структурно-композиционную организацию самостоятельно выбранного научного текста.
Задание 1. В научном стиле речи большую роль играет способ изложения информации. Информация может быть изложена (передана, представлена) следующими способами: определение, инструкция, описание, повествование, рассуждение и доказательство. Каждый из этих способов имеет четкую структуру построения текста. Определите, какой способ изложения актуален для следующих текстовых фрагментов разных научных направлений:
1. «Ив. Як. Словцовъ, въ сочиненiи «Путевыя записки изъ поѣздки въ Кокчетавскiй уѣздъ Аккмолинской области въ 1878 г.» сравниваетъ напластованiе при берегахъ Ишима и Иртыша…и находитъ полное тождество «какъ въ залеганiи, такъ и въ составѣ пластовъ…», таким образом «Въ обвалахъ береговъ Иртыша около Омска…лежитъ сероватожелтый суглинокъ, зключабщiй въ себе органическiе остатки…(Записки Зап.-Сиб. Отдѣла, кн. 3).
2. «Даже при бѣгломъ знакомствѣ съ повседневными проявленiями общественной жизни страны мы на каждомъ шагу наталкиваемся на тотъ или другой фактъ, краснорѣчиво свидѣтельствующiй о коренной реорганизацiи поколѣнiями налаженнаго уклада…многогранный процессъ ассимилированiя находится въ полномъ расцвѣтѣ. … задача настоящей статьи – не разобраться въ немъ, а только отмѣтить тѣ главныя вѣхи, по которымъ онъ (процессъ ассимилированiя) идетъ и на которыхъ неизбѣжно придется остановиться этнографу-изслѣдователю» (Очерк А. Е. Новоселова «Задачи сибирской этнографiи» (август 1915 г.)).
3. «Витиеватые речи суть предложения, которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоим странным, необыкновенным или чрезъестественным образом и тем составляют нечто важное и приятное» (М.В. Ломоносов «Риторика» (1744 г.)).
4. Алгоритм образования личных глагольных форм времён системы инфекта. В praesens:у глаголов I спряжения только в форме 1 лица единственного числа конечный гласный основы инфекта -ā- редуцируется: ornо < ornā-o. В imperfectum: при образовании формы 1 лица единственного числа к гласным элементам суффикса (-bā-, -ēbā-) присоединяется окончание -m: scrib-ēba-m. В futūrum I: у глаголов I и II спряжения между суффиксом -b- и личными окончаниями используются соединительные гласные в том же порядке, что и при образовании форм настоящего времени.
5. «Штиль в панегирике, а особливо в заключении, не меньше как в проповеди, должен быть важен и великолепен, и притом уклонен и приятен. Слов подлых и невежливых надлежит удаляться, но такие употреблять, которые чести и достоинству похваляемыя особы приличны. Во всем сложении слова должно употреблять замыслы, тропы, высокие и приятные фигуры, как отвращение, представление, разговор, вымысел. А сильных и устремительных фигур должно чужаться» (М.В. Ломоносов «Краткое руководство к риторике (на пользу любителей сладкоречия), 1744 г.»).
6. Порядок проведения Комплексного экзамена для иностранных граждан
1. Определение уровня владения русским языком, объема знаний истории России и основ законодательства РФ иностранных граждан осуществляется в рамках Российской государственной системы тестирования иностранных граждан (в дальнейшем – система тестирования) посредством проведения экзаменационных испытаний в созданном в рамках договора Локальном центре тестирования.
2. Экзамен проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ.
3. Экзамен предполагает организацию его подготовительного этапа:
3.1. Обязательные информационные мероприятия.
3.2. Формирование экзаменационных групп, сбор необходимых документов, формирование списков и отправка их в Университет. Желающие сдать экзамен заполняют регистрационную карточку и предоставляют следующие документы:
1. Нотариально заверенная копия перевода паспорта или иного документа, удостоверяющего личность кандидата.
2. Копия миграционной карты.
3. Регистрационная карточка (заполняется на месте)