Событийность общность – источник развития и субъект
В основу теории психического развития и периодизации должна быть положена предельная категория, одновременно схватывающая две стороны развития - его объект и источник (также движущие силы, противоречия, механизмы, направление, формы и результаты развития).
В.И. Слободчиков предложил понятие событийной общности, внутри которой образуются человеческие способности, позволяющие индивиду входить в общности и приобщаться к формам культуры или выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить формы, т.е. быть самобытным.
Событие по В.И. Слободчикову есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Событие, есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события другими формами – более сложными и более высокого уровня развития.
Остановимся на понятиях «событие» и «событие с ориентацией на педагогическую практику» как особую ситуацию значимого ценностно-смыслового взаимодействия педагогов с детьми.
Событие - это яркие волнующие события, которые выводят нашу жизнь из рамок повседневного и привычного. Значит, воспитание можно рассматривать на основе организации во взаимодействии с детьми, событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания. Такие события неизбежно становятся значимыми для детей, влияют на осмысление ими жизненных ценностей и смыслов. В. И. Слободчиков предполагает, что предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие «человеческой общности», внутри которого образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т. е. быть «самобытным».
Основы этой гипотезы в представлении Л. С. Выгодского об интерпсихическом этапе существования к сходной высшей психической функции, об интерпсихическом, находящейся между людьми и никому лично не принадлежащем пространстве, как месте зачатия, вынашивания и рождения любой человеческой способности.
В школе человеческие общности были осмыслены как живые органы психических способностей, как каналы, связующие человека с теми пластами культуры, в которых способности определены. Если человек не находится в определенной общности или выпадает (выпихивается) из нее, то у него не складываются, или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых обеспечивается через данный канал.
Таким образом, переход должен быть в форме карты человеческий общностей, внутри которой формируется – формальный и социальный интеллект, мораль, эмоциональность и пр.
5 ступеней, 5 общностей.
1. оживление (0 – 1 год)
- ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи.
2. одушевление (1 – 5, 6 лет)
- ребенок вместе с взрослым осваивает предметно – опосредованные формы общения; здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений.
3. персонализация (6 – 18 лет)
- человек осознает себя автором собственной биографии, партнером общего становления общественной взрослой личности (учитель, мастер); возникает ответственность за свое будущее.
4. индивидуализация (18 – 40 лет)
- партнер развивает все человечество, с которым человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системы общественных ценностей и идеалов; взрослый человек индивидуализирует общественные ценности по мерке личностной позиции.
5. универсализация (40 лет и до смерти)
- выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, есть одновременно вход в пространство общечеловеческих экзистенциальных ценностей, соучастником построения которых и собеседником в его осмыслении является Богочеловечество.
Вход в новую общность – рождение и => освоение, и преобразование новой общности начинается с кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя подходы к периодизации развития зарубежных ученых и теорию психического развития Д.Б.Эльконина, В.И. Слободчиков выдвинул идею о том, что в основу новой периодизации должно быть положено предельно общее понятие, одновременно охватывающее две стороны развития: ее объект и источник, то есть что развивается и кто (какая сила) движет развитие. Таким предельно общим понятием, по его мнению, является понятие человеческой общности, внутри которой «...образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим культурам) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), то есть быть самобытным».
Поскольку в любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое (например, ребенок и взрослый), то смена формы и содержания общности сопровождается и сменой партнера, при этом сменой это можно назвать условно, поскольку это может быть тот же самый человек, например, мама, но в какой-то новой позиции.
Событие по В.И. Слободчикову и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Событие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события другими формами – более сложными и более высокого уровня развития [1,с.119].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 2015.
2. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 2014. №6.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., 2016.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2012.
5. Капра Ф. Уроки мудрости. М., 2014.
6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 2014.
7. Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). М., 2013.
8. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии, 2014, № 4, с. 133.
9. Ю.Л.Качанов, Н.А.Шматко Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования". 2013. № 12, с. 90-105
10. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М., 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виктор Иванович Слободчиков