Биография Виктор Иванович Слободчиков




Реферат

на тему:

«Концепция событийной общности Виктора Ивановича Слободчикова»

 

 

Подготовила: Батулина Юлия Андреевна

По дисциплине: «Психология дошкольного возраста»

Студентка 2 курса, заочного отделения

Специальность 96147 «Психология и социальная педагогика»

 

 

Ярославль

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты концепции событийной общности……......4

1.1 Виктор Иванович Слободчиков…………………………………………10

1.2 Событийная общность как пространство………………………….……14

Глава 2. Анализ событийной общности В.И. Слободчикова…………………16

2.1 Событийность общность – источник развития и субъект…………...……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.Особое значение имеет событийная общность, которая проявляется в социальных общностях, имеет особые качества в базовых событийных общностях для каждого возраста. В событийной общности происходит пересечение индивидуального Я человека с внешним миром. Событийная общность человека с другими людьми, как естественно складывающаяся, не задаваемая внешними атрибутами, дает возможность проявиться внутренней спонтанной активности, выйти на авторские способы самореализации во вне, обеспечивает становление субъектности.

Событийная общность есть живое единство, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее сродство при внешней противопоставленности; событие предполагает, что, несмотря на препятствия и «непрозрачность» других, все-таки возможно понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности за других и преданности, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы. Событийную общность необходимо отличать от симбиотической сращенности и формальной организованности.

В симбиозе отношения практически отсутствуют, действуют только связи, именно поэтому для симбиоза характерна неразличимость его участников. В формальной организованности другая крайность - здесь фактически отсутствуют связи (ее участники находятся лишь в отношениях друг с другом). И только в событийной общности совокупность связей и отношений находятся в гармоническом единстве (рисунок). Подлинно событийная общность одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта.

Она выступает сразу в двух ипостасях: как структурная организованность и как связанная общность. Другой ее образ - принцип дополнительности, когда общность есть фундаментальное условие ценности и осмысленности наших целей, а организованность есть способ формирования и подтверждения основательности совместно осуществляемого дела. Понятно, что в таком качестве она не может возникнуть стихийно, сама по себе - ее становление связано со специальными и осознанными усилиями каждого из участников. Без этих усилий она быстро вырождается либо в симбиотическую сращенность, либо в формальную организованность, что обычно и наблюдается в реальных общественных практиках разного типа.

В.И. Слободчиков определяет событийную общность необходимой ситуацией развития человека - «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивается только в структуре событийной общности, основная функция которой – развитие. Событие есть то, что развивает и развивается; результат развития здесь - та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной коллективной субъектности».

Цель исследования – изучить концепцию событийной общности Виктора Ивановича Слободчикова.

На основании цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить биографию Виктора Ивановича Слободчиков;

2. Рассмотреть событийную общность как пространство;

3. Рассмотреть событийность общность – источник развития и субъект.

Объект исследования концепция событийной общности Виктора Ивановича Слободчикова.

Предмет исследования событийная общность Виктора Ивановича Слободчикова.

 

Глава 1. Теоретические аспекты концепции событийной общности

Биография Виктор Иванович Слободчиков

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви

Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в детский дом. (Через год она умерла). Директором детского дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в «Педагогической поэме» - Карабанов).

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в Московский авиационный институт, но понял, что инженер - не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института. 2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере «Орленок». В 22 года поступил на психологический факультет Ленинградского университета. Через 2 года известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного студента в создаваемую им лабораторию диагностики психического развития детей. С третьего курса Слободчиков учился на заочном отделении и работал в лаборатории Эльконина.

Воспитанник двух совершенно разных психологических школ, В. Слободчиков рано осознал их общий недостаток - отсутствие в научной концепции человека. Но, в отличие от многих, он не разочаровался в психологии (и до сих пор с уважением и благодарностью вспоминает всех своих учителей), а постарался восполнить этот недостаток. Именно он ввел в психологию понятие «событийная общность», в основе которой лежит принцип неслиянности и нераздельности. Позже, прочитав религиозных философов, Евангелие, святоотеческую литературу, он понял, что это принцип Христа и апостолов, Троицы, соборности. В 1970-е годы Слободчиков познакомился с верующими людьми, стал посещать религиозный кружок. С тех пор началось его воцерковление. До сих пор профессор Слободчиков считает, что принцип неслиянности и нераздельности выходит за церковную ограду, пронизывает всю человеческую жизнь. Он считает, что событийная общность была и в его детском доме, и в пионерлагере «Орленок». Но для создания такой общности необходимы усилия самого человека.

В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института разрабатывали сами и поддерживали разработанные и внедряемые по всей России программы по обучению детей с психологическими особенностями вплоть до умственной отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004 года Слободчиков возглавляет Институт развития дошкольного образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: