Региональные проблемы экономической безопасности ** являются исключительно многогранными как по причине разнохарактерности самих угроз безопасности, так и в связи со сложившимися значительными территориальными различиями в уровне развития и текущем социально-экономическом положении. Широкий спектр угроз экономической безопасности связан с возникновением региональных ситуаций общего комплексного характера.
Исследование регионов России по семи группам факторов:
- экономический спад,
- межрегиональные экономические связи,
- финансовое положение,
- демографическая ситуация,
- занятость и уровень жизни населения,
- экология и техногенная нагрузка на территорию
показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.
Необходима разработка механизма предотвращения возникающих угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно разработать систему прогнозирования и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.
Отсутствие адекватной требованиям времени управленческой концепции и эффективности технологии принятия решений предопределяет реактивный характер практики государственного управления экономическими и социальными процессами. В результате происходит усиление деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что свидетельствует о несостоятельности теории рыночной самоорганизации в переходный период. Более того, можно утверждать, что в сложившейся ситуации проблема экономической безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления.
Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.
Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.
Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична.
Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
- нехватка собственных оборотных средств;
- ограниченность ресурсов денежного рынка;
- депрессивное налоговое воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего уровня;
- дисбаланс в воспроизводственном механизме;
- нестабильность хозяйственных связей.
Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:
- создание децентрализованного механизма структурной реорганизации региональной экономики;
- обеспечение занятости населения и государственной поддержки создания рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы экономической безопасности регионов;
- селективная инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;
- реальный сбор налоговых платежей;
- переориентация налоговой системы на активное использование налоговых потенций производительного капитала в сфере малого предпринимательства;
- активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала;
- противодействие организованной преступности и коррупции в сфере экономической деятельности.
Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.
Укрепление институтов государственной власти и управления предполагает прежде всего преодоление управленческого кризиса, в частности, кардинальное изменение стереотипа управленческого государственного мышления, обновления массива знаний и технологий принятия управленческих решений, развитие в целом кадрового потенциала в сфере государственного управления. Это актуализирует задачу организации и проведения административной реформы, определенной в Послании Президента РФ В.В.Путина от 18 апреля 2002 г.
В основу разработки целей и механизмов экономического, социального и технологического развития регионов могут и должны быть заложены стратегические экономические интересы и приоритеты личности, общества и государства. Однако без устойчивой продуктивной связи между управленческой, экономической и правовой наукой и социальной практикой эти интересы и приоритеты развития не могут быть идентифицированы.
Именно в создании системы государственного управления экономикой на правовой основе с учетом рассмотренных интересов и приоритетов видится поступательная ориентация регионов России на устойчивое социально-экономическое развитие. Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов сводится к решению трех инвариантных задач:
- создание и накопление экономических, технологических, информационных и интеллектуальных ресурсов, необходимых и достаточных для принятия хозяйственных решений и осуществления социальных мер без ущерба для экономической безопасности региона и обеспечения устойчивости развития региональной экономики;
- защита ресурсного потенциала региона от негативных воздействий внешней среды, включая криминальные факторы;
- организация взаимодействия региона с внешней средой с учетом взаимных экономических интересов и без нанесения ущерба безопасности обеих сторон на следующих уровнях управления: федеральном (межрегиональном), региональном (в субъекте Федерации), муниципальном (субъекте местного самоуправления), субъекте хозяйствования (предприятии).
Экономическое содержание этого процесса нуждается в адекватной правовой форме, а также в специальных правовых средствах защиты.