Подготовительный этап социологического исследования, его цели и задачи. Значение и функции программы в социологическом исследовании. Структура программы.




Прикладная социология как наука. Её предмет, задачи

Есть 4 уровня знаний:

1. фундаментальный -общеуниверсальные соц. знания, всеохватывающие.

2.теоретические – логически взаимосвязан выводы, кот объясняют какую-то часть

3. эмпирические – применяют эмпирические методы.

4.прикладные – практическое исследование которое работает на изучение реальности или проблемы.

прикладная социология – отрасль социологических знаний, связанная с процессом принятия управленческих решений и направления на выявления изучения и решений соц. проблем различного уровня.Одной из важнейших функций социологии является разработка принципов, способов и методов принятия и реализации практических решений.

Проблемы прикладной социологии:

1) Приклад знания – это опытное получение знания. Эрификация – опытная проверка гипотез.

2) Наличие исходных теоретич конструкций. Любое исследование проводится в рамках какой-то теории – эта теория может влиять на результат. Но тогда встает проблема адекватности исходной теоретич позиции

3) Объективность – независимость знания от личностных особенностей познающего субъекта. Релятивизм - любое знание носит условный ситуативный характер (в том числе зависит от особенностей исследователя)

4) Предметность. Предмет всегда только часть реальности.

Искусственно выделенный предмет – понимаем его взаимосвязь с другими факторами.

Видеть общее и особенное.

5) Проблема практической направленности т.е критерий истины – это практика

6) Проблема обнаружения законов. Исследование всегда направлено на открытие устойчивых повторяющихся связей.

7) Язык исследования

Функции исследования (задачи)

1) Познавательная

2) Манипулирование общественным мнением

3) Разработка и принятие управленческих решений

4) Контроль за ситуацией

 

Типы заказчиков исследования. Особенности и проблемы взаимодействия Заказчика и Социолога.

Типы заказчиков исследования. Особенности и проблемы взаимодействия Заказчика и Социолога.

Типы заказчиков:

1) В зависимости от организации

- Правительственные

- полит и общ организации

- коммерческие организации

2) По степени компетентности

- сведущие (в соц исследованиях)

- несведушие

3) От характера постановки задач

- четкие

- расплывчатые

4) В зависимости от позиций социологов во взаимодействии с заказчиками

- Заказчики, построенные на конструктивный диалог – потенциальные заказчики по мнению социологов

- Заказчики с жесткой собственной позицией, видят в социологе только исполнителя

Этические проблемы социологических исследований

1.ненаучное поведение со стороны социолога.
-иследоват мошеничество
- плагиат
-проблема оценочных суждений
2.привлечение людей к участию в иследовании
-добровольное. деятельность по проведению соц иследования не подлежит лицензированию
-сенситивные проблемы- вызывают сильную эмоцион реакцию
-неразглашение информ (анонимность и конфединциальнсоть)
-проблема участия в исследовании определнных категорий (детей, сотрудников предприятия, больные люди)
-проблема псих здоровья
-вознаграждение. политич исследоват - как взятка.
Заказчик может оказать давление на социолога
1-заказ на нужный результат
2-ограничение объекта исследования
3-предостаить готовый инструмент, методику, котор направлена на отпределнный результат.
4-ограничить тему иследования
5-заранее предупреждать что оплата будет зависить от содержания информации
Разглашение заказчика респондентом.
-открывать путь
- заказчик не хочет сознательно говорить кто открывает, запускает заказ
Проблема финансирования иследований.
проблема соотношении цены и качества
Этические проблемы
-проблемц возможно раскрыть информацию для других людей, не для заказчика
2.проблема членства в различных организациях
3.найчног и прикладного исследования

 

Подготовительный этап социологического исследования, его цели и задачи. Значение и функции программы в социологическом исследовании. Структура программы.

Подготовительный этап:
1) Разработка программы исследования (в том числе методическая и организационная стратегия)
2) Инструмент исследования (совокупность всех методов, приемов)
3) Пилотажное исследование
Программы соц. Исследования – это изложение теоретический и методологических оснований исследования.
Задачи: 1)Уточнить все параметры исследования
2)Позволяет окунуться в тему
Алгоритм (как я понял это и есть структура программы)
1) Формулировка проблемы заказчиком
2) Объект исследования (в прикладном исследовании всегда определяется соц. Группа)
3) Предмет исследования (характеристики объекта)
4) Цели исследования (конечный результат который мы должны получить) Для её достижения требуется решение нескольких задач.
5) Теоретическая интерпретация понятий (определение всем ключевым категориям, используемым в исследовании)
6) Эмпирическая интерпретация понятий (найти индикаторы, при помощи которых можно измерить предмет исследования)
7) Гипотеза исследования(научные предположения, которые выдвигаются для объяснения факто
8) Дерево возможных решений – набор типичных решений, кот когда-то использов и могут использов в нашей ситуации. Альтернативный набор для решения конкретн ситуации.
Подразделяется: 1-прогнозируемая модель – прогнозируется состояние исследования ситуации
2-нормативня модель – состояние исследуем ситуации, котор обеспечивает нормальн функциониров данной организации города, системы.3-желаемая модель – что хочет заказчик.
9)методическая стратегия исследования. Материальная база исследования. (деньги, ресурсы)
10) штат сотрудников (количество интервьюеров, квалификация сотрудников, наличие модераторов)
11) сроки исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: