Эксперимент: основные принципы применения, сложности организации. Виды и задачи экспериментов.
Эксперимент – это опытное исследование воздействия определенного фактора на интересующую исследователя переменную.
Главная цель – это установить наличие причинно-следственных связей между двумя факторами.
Главная проблема – проблема чистоты эксперимента.
Виды экспериментов:
1. Лабораторный и полевой.
Лабораторный. Проводится в специально созданных условиях. Исследователь получает возможность всё контролировать, он получает возможность фиксировать информацию. Но: это искусственная среда, в реальной жизни всё не так.
Полевой. Изучает человека в его естественной среде. Вносим некий экспериментальный фактор. Нет контроля над процессом.
2. Эксперименты, направленные на улучшение реальной ситуации и эксперименты, которые воспроизводят реальную ситуацию.
3. Психологические (участвует один человек) и социально-психологические (с участием наивного субъекта, который не знает об эксперименте, не знает истинной цели или он знает правду, но вся группа сговорилась против). Социальные эксперименты.
13. Специфика опроса как метода сбора первичной социологической информации. Разновидности опросов.
Опрос - вопросно-ответная процедура, при помощи которой получается информация, исходя из цели исследования.
Специфика опроса в науке:
Научный опрос – это неестественный вид общения. В контакт вступают два незнакомых человека.§
Анкета – это инструмент сбора первичной информации в виде опросного листа. Блоки: 1. Блок информации о проекте и исследовании (организация, координаты, обращение к респонденту, указываем на анонимность, использование данных). 2. Основной содержательный блок (программные вопросы). 3. Паспортичка (вопросы социально-демографические)§
Требования к формулировке вопросов в анкете:
ЛОГИЧЕСКИЕ. 1. Однозначность употребляемых терминов и формулировок. Использование аббревиатур, которых не все знают. Использование специфических терминов. Использование терминов, которые имеют множественную смысловую нагрузку. 2. Необходимость учитывать и не превышать порок компетентности респондента. 3. Максимально простые приближенные к разговорной речи синтаксические конструкции. 4. Нейтральность вопросов. Вопрос содержит оценочные суждения или эмоционально насыщенные понятия. Подсказка в формулировке вопроса. Среди вариантов ответа должно быть одинаковое число позитивных и негативных высказывание, и любой перекос- это давление на респондента. 5. Варианты ответов должны точно соответствовать формулировке вопроса. 6. Точность и однозначность в формулировке шкал. Шкала – это варианты ответа, которые могут быть выстроены в определенной четкой последовательности. 7. Четкое указание респонденту, что он должен сделать в данном вопросе.Ø
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. Учитывать факторы, влияющие на уровень языковой свободы респондента. 1. Уровень образования. 2. Образ жизни. 3.Диалекты и национальности. 4. Род деятельности.Ø
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. 1. Вежливость. 2. Деликатность формулировок. 3. Предоставление респонденту возможности уклониться от ответа. 4. Терпеливое общение.Ø
Требования к оформлению анкеты:
1. Белая качественная бумага.
2. Качественная печать. Разные типы шрифтов.
3. Нельзя переносить один вопрос на две страницы.
4. Единая кодировка.
5. Наличие пустого пространства.
|
|
14. Вопрос как важнейший элемент инструмента социологического опроса. Вопросник и его структура, требования к оформлению. Классификация вопросов анкеты
Создание вопросника: I раздел. «Введение». Цель вводной части состоит в том, чтобы представить исследование респонденту. Желательно, чтобы на этой стадии создалось положительное впечатление от участия респондента в опросе. Чтобы с самого начала не оттолкнуть опрашиваемого, не рекомендуется начинать введение словами: «Нас интересует…». Такой подход скорее вызовет ответное желание ответить, что это «Вас интересует, а не меня». На этом этапе нужно использовать другие мотивы, которые могут или придать исследованию социально-значимый оттенок, или сыграть на самолюбии, на чувстве ответственности, долга и других.
Часто сведения, которые могут быть получены в ходе опроса, относятся к очень личным или даже интимным. В таких случаях полезным бывает во введении подчеркнуть гарантии анонимности опроса. Можно предложить респонденту воспользоваться псевдонимом.
У анкеты обязательно должен быть заголовок и вводная информация о том, кто и с какой целью проводит исследование, не стоит начинать опрос с сухого и ничего не значащего для респондента слова “Анкета”.
II раздел. “Паспортичка” – классификационный раздел опросного листа. Он посвящен изучению характеристик респондента: социальный статус, образ жизни, образование, семейное положение и многое другое, способное создать некий портрет респондента для исследователей, необходимый для решения задач исследования. Хотелось бы подчеркнуть один важный момент в этой части опросника.
Исключаются люди, причастные к тому виду деятельности, по которому проводится опрос. Например, если мы исследуем покупательское отношение к покупке новых автомобилей, то желательно исключить людей, работающих на автомобильном производстве, в автосервисе, дилеров, посредников и работников отделов продаж.
Желательно исключить из опроса сотрудников маркетинговых фирм.
Все три перечисленные группы включают людей, если не напрямую заинтересованных, то уж во всяком случае, имеющих собственные профессиональные пристрастия.
III раздел. Так называемая “Рыба”. Этот раздел является основным в анкете. Дальнейшая обработка данных, полученных от опрашиваемых по вопросам этого раздела, должна дать решение задачи, поставленной перед исследованием.
|
15. Типы ошибок в формулировке вопросов анкеты
1. Вопрос должен быть ясным и понятным респонденту и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса, были понятны респонденту.
2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы. что не следует...").
3. Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).
4. Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.
Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.
2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого, в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.
3. Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному".
4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к. при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.
5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.
6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вилки".
7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
16. СПЕЦИФИКА АНКЕТИРОВАНИЯ И ИНТЕРВЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ АНКЕТ, ОШИБКИ.
Анкета – инструмент сбора первичной информации в виде опросного листа, включает в себя несколько блоков:
1. Блок информации (о проекте и об исследователе, организация, которая проводит исследование, координаты)
- обращение к респонденту (выражение благодарности, избегать давления на респондента)
2. Основной содержательный блок, ради которого проводится исследование
3. «паспортичка» (??) социальное демографическое состояние.
Требование к анкете:
I. Логическое требование.
1. Однозначность понимания, терминов и формулировок.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:
- использование аббревиатур, которые не все знают
- использование сложных малоупотребляемых терминов
- использование терминов и слов, которые содержат множественную смысловую нагрузку
2. Необходимо учитывать и не превышать порог компетентности респондента к данной теме.
3. Максимально простая и понятная речь
4. Нейтральность, отсутствие давления на респондента.
ОШИБКИ:
- Оценочные суждения, эмоционально насыщенные понятия
- подсказки к формулировке вопроса, склонять респондента к конкретному ответу
- Намеки, пересечение оснований
5. Варианты ответа должны точно соответствовать формулировке
6. Логичная определенная четкая последовательность вопросов
7. Четкое указание респонденту, что он должен сделать в этой анкете
II.Социологические требования.
Необходимо учитывать факторы влияющие на:
уровень языковой свободы респондента
уровень образования,
образ жизни (городской\сельский)
субкультуры,
диалекты и национальности
род деятельности
III Психологические требования
-вежливость
-деликатность формулировок
- терпеливое обстоятельное общение для снятия напряжения
- предоставление респонденту возможности уклоняться от ответа.
Требование к оформлению:
1. Хорошая бумага
2. Хорошая печать
3. Нельзя переносить один на две страницы (???)
4. Единая кодировка
5. Наличие пустого пространства, что не утомляет респондента
17) Методы обработки первичной социологической информации. Методы анализа социологической информации. Отчётные документы по исследованию.
Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие.
Первый этап. Разрабатываются логическая схема обработки и анализа получаемых данных. В ходе этого этапа устанавливаются формы документов для сбора информации, методы ее кодирования для ручной и машинной обработки, методы контроля данных и устранения ошибок. Определяются порядок и методы обработки данных, алгоритм расчетов, разрабатываются система анализа полученных в ходе обработки данных, основные направления анализа.
Второй этап. В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение. На данном этапе используется большое количество разнообразных программных продуктов как импортного, так и отечественного производства, как профессиональных статистических пакетов, так и “доморощенных”, полупрофессиональных и просто любительских программ. Наиболее квалифицированные социологи предпочитают использовать SPSS, SAS или SYSTAT.[1]
Третий этап. Подготовка данных первичной социологической информации к обработке. Работа эта очень трудоемка. Так, при обработке данных анкетирования открытые вопросы анкет «закрывают» — классифицируют по определенным признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией. Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:
• на полноту заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении анкеты). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или вся анкета изымается из обработки. Часто устанавливают «критерий полноты заполнения», например, процент незаполненных вопросов анкеты, при превышении которого она будет изъята из обработки. В случае большого изъятия, ставящего под сомнение репрезентативность выборки, возможно возникновение необходимости дополнительного сбора исходных данных;
• на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах и т д.);
• на технологичность (удобство обработки). Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки. Из анкет убирают все пометки, которые можно неоднозначно трактовать, номера (шифры) выбранных ответов четко обводятся ручкой.
Далее подсчитывают все документы, входящие в обрабатываемый массив информации, каждому присваивается порядковый номер. Информация кодируется, т.е. категориям документа присваиваются условные обозначения (шифр, код). Если все вопросы анкеты закрытые, кодирование может осуществляться в ходе ее разработки. При наличии полузакрытых и открытых вопросов кодировать информацию возможно только после их «закрытия». Закодированную информацию переносят на машинные носители, контролируют качество переноса и устраняют ошибки.
Четвертый этап. Обработка информации (расчет средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.)