Часовня Рождества Богородицы, XVIII в.




Тулмозерский чугуноплавильный завод.

Туломозерский чугуноплавильный и железоделательный завод впервые был построен в устье реки Туломы в 1762 году,, близ деревни Колатсельга. Он работал до 1778 года и изготовлял до 10 тыс. пудов стали и железа в год. Его хозяевами были олонецкий купец Бармин и петербургский купец Митрофанов, угодившие, увы, после разорения в долговую яму.

Самым величественным памятником горнозаводской истории являются руины тулмозерского завода, построенного обществом «Сталь». Сегодня эти руины производят впечатление средневекового замка, сложенного из диких валунов и красного каленого кирпича.

Сохранились остатки литейного двора, шихтарника (Шихтплац и шихтарник, место, где смешивают руду с плавнями), известковые печи, подземные сводчатые воздуховоды и водоводы, бассейн, фрагменты плотины, по которой была проложена узкоколейка. Руины завода расположены на берегу разлива реки Колас, окруженного лесными полянами.

Деревня Кинерма.

На территории района в деревне Кинерма располагается уникальный исторический архитектурный комплекс, который сохранился почти полностью: часовня сер. XVIII в., дома XVIII-XIX вв., культовая роща, бани по-черному.

Первое упоминание о деревне относится к 1563 году. Сегодня Кинерма представляет собой уникальный комплексный памятник народного деревянного зодчества Карелии XIX века карел-ливвиков. Поселение включает в себя деревенскую часовню Смоленской Богоматери второй половины XVIII века, окружённую старинной еловой рощей, а также крестьянские дома и бани по-черному XIX века.

Деревня Кинерма является одним из 7 чудес финно-угорского мира по версии сайта FINUGOR.RU. Местные жители деревни активно занимаются сохранением карельской культуры и языка.

Часовня Смоленской Богоматери относится к концу XVII - началу XVIII века. До неё на этом же месте стояла часовня, сгоревшая при пожаре. Это типичная для юго-западной Карелии развитая культовая постройка, представляющая историко-культурную ценность. Часовня состоит на государственной охране в качестве памятника архитектуры.

 

Деревня Ламбисельга

Одним из ярких архитектурных акцентов деревни Ламбисельга является дом семьи Кульковых. Дом представляет историко-архитектурную ценность благодаря сохранившейся объемно-планировочной структуре и своеобразному декору фронтонной части фасада. Он расположен в центре деревни и ориентирован главным фасадом на улицу. Дом-комплекс типа "брус", состоит из жилой и хозяйственной частей под разновысокими двускатными кровлями. Главный фасад и выпуски бревен сруба обшиты тесом. В хозяйственную часть здания, состоящую из двора-сарая с хлевами, ведут ворота со стороны бокового фасада. Некогда богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено резными причелинами и подзорами, кронштейнами-крюками, остатками декоративного балкона.

Часовня Рождества Богородицы, XVIII в.

Маньга - небольшая деревня, расположенная в 12 км от Пряжи, в средней части этнического ареала карелов-ливвиков. Деревня находится на правом берегу реки Маньга. Деревня возникла в середине XVI века и первоначально состояла из 4 домов; позже число домов увеличилось до 11. В 1580-х годах деревня была разорена шведами. Только спустя полвека Маньга была восстановлена и получила дальнейшее развитие.

Во II половине XVIII века в деревне Маньга была построена часовня рождества Богородицы, здание сохранилось до настоящего времени.

Старинная деревянная часовня располагается среди редких сосен и елей. Низкий шатёр колокольни, стоящей на столбах, увенчан главкой, вторая главка — на здании часовни. Для здания часовни главка великовата — вероятно, раньше это была церковь. Несоразмерность деталей говорит о том, что русская церковь была перестроена карелами в местном стиле. В 1970 г. была проведена реставрация, в 1987–88 годах снята обшивка.

В часовне находились две древние иконы «Знамение» и «Никола» неместного производства, которые с 1957 г. экспонируется в Русском музее. Обе иконы размером 60×70 см первоклассного письма могли быть созданы в иконописной мастерской новгородского Софийского дома, а в XVI веке, вероятно, были перевезены в деревню. Иконы написаны по всем правилам, принятым в крупных иконописных мастерских: на тонких липовых досках с ковчегами, с прокладкой паволоки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: