Близкие друзья-пастушки Кришны
Вступление
Не так давно я получил от двух хорошо известных проповедников из Кришна-Баларама Мандира неожиданное сообщение под заголовком «Друзья Кришны, прия-нарма-сакхи, действительно находятся в мадхурья-расе и являются рупанугами ». В конце заявления написано:
«[ Прия-нарма сакхи ] служат в мадхурья-расе под руководством Рупы-манджари. Шрила Свами Махарадж из этой же категории. Прия-нарма сакхи служат в мадхурья-расе и являются рупанугами. Это сиддханта Шрилы Гурудева из его собственных уст. Мы следуем сиддханте Шрилы Гурудева».
Я был потрясен и обеспокоен. Во-первых, имею ли я правильное понимание моих отношений с гуру-таттвой или нет, но я никому не даю права навязывать мне чьи-то совершенно чуждые идеи. Я не давал на это согласия. Во-вторых, содержание этого сообщения полностью противоречит моему пониманию того, что Шрила Гурудев на самом деле говорил, а также шастрам, которые он нам дал.
Я уже знал, что эти проповедники слышали от своих шикша-гуру, будто мой Гуру Махарадж (далее - Шрила Прабхупада) – не манджари-гопи, а прия-нарма сакха. Я также знал, что они всеми путями пытались убедить преданных в том, что Шрила Гурудев принимал эту идею, хотя и не проповедовал это открыто. Сначала они говорили, что Шрила Гурудев хотел привлечь учеников Шрилы Прабхупады и для этого намеренно вводил их в заблуждение, говоря, что Шрила Прабхупада – гопи. Позже они изменили свое заявление и сказали, что когда Шрила Гурудев говорит, что Шрила Прабхупада находится в мадхурья-расе, он имеет в виду, что Шрила Прабхупада - прия-нарма сакха в мадхурья-расе. В этом суть сообщения, которое они прислали мне.
|
Бесполезно спорить о сварупе Шрилы Прабхупады. Как сторонники сакхьи, так и сторонники мадхурьи могут найти доказательства в поддержку их точки зрения. Сторонники сакхьи будут указывать на молитвы, написанные Шрилой Прабхупадой на борту «Джаладуты» - один из стихов, казалось бы, отражает настроение сакхьи, - и поэтому они будут игнорировать те цитаты из книг Шрилы Прабхупады, которые доказывают, что он служит Шримати Радхике. Сторонники мадхурьи (к числу которых я принадлежу, следуя нашим Шриле Гурудеву и Шриле Гоур Говинде Махараджу) будут утверждать, что в книгах Шрилы Прабхупады содержатся неоспоримые доказательства того, что он находится в мадхурья-расе; и в свете его книг ссылаться на данную молитву неубедительно, потому что сакхья-раса содержится в мадхурья-расе. Ни одна из сторон не сможет убедить друг друга. И в любом случае, для большинства из нас это спор находится за пределами нашего опыта и реализаций.
Я прочитал авторитетные тексты, чтобы узнать: каково положение прия-нарма сакхов, в какой расе они на самом деле служат, и какова их роль в играх Кришны. Я также проконсультировался с другими преданными, чтобы выяснить, какова сиддханта нашего Шрилы Гурудева на эту тему. Я в долгу перед ними за их поддержку и руководство. Я узнал, что прия-нарма сакхи гораздо ближе к Кришне и гопи, чем я раньше думал, и что у них даже есть сакхи-бхава. Я также узнал, что сакхи-бхава отличается от мадхурья-расы, и подтвердил, что наше понимание того, что прия-нарма сакхи действительно находятся в сакхья-расе, а не в мадхурья-расе – правильное. Кроме того, я убедился, что Шрила Гурудев всегда твердо заявлял, что Шрила Прабхупада - манджари, и категорически отрицал, что он является прия-нарма сакхом.
|
Иными словами, хотя проповедники Кришна-Баларама ашрама хотели, чтобы я поверил в их объяснения сокровенной сути шастр и учения Шрилы Гурудева, в действительности я убедился в обратном - их учение противоречит Гурудеву и шастрам. Они исказили то, что Шрила Гурудев на самом деле говорил о сварупе Шрилы Прабхупады, и создали то, что является, по-видимому, новой апасиддхантой.
Прежде всего, здесь приводятся некоторые цитаты из шастр о прия-нарма сакхах, а затем я буду комментировать сообщение, которое я получил от проповедников Кришна-Баларама ашрама.
Основные утверждения о сакхах и прия-нарма сакхах
(БРСБ – «Бхакти-расамрита-синдху бинду»; Ч-ч М-л – «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила; Дж-дх – «Джайва-дхарма»; НП – «Нектар преданности»; РКГД – «Радха-Кришна-ганоддеша-дипика»; УН – «Уджджвала-ниламани»)
У Кришны во Врадже есть дорогие друзья-пастушки.
У Кришны во Врадже есть друзья-пастушки четырех видов.
«Те, кто обладают такими же, как у Шри Кришны качествами и обликом, кто одет в такие же одежды, кто совсем не имеет ограничений, присущих слугам, и чувствует глубокую и исполненную близости веру в Кришну, известны как ваясьи (друзья). … Враджа-ваясьи описываются в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.3.16):
«Те, кто приходит в беспокойство, стоит Кришне исчезнуть из их поля зрения даже на мгновение, кто всегда играет с Ним и кто дорожит Им, как собственной жизнью, являются враджа-ваясьями. Именно по этой причине они считаются наилучшими из друзей Кришны» (БРСБ, с. 214-215).
|
Прия-нарма сакхи – лучшие среди всех друзей.
«Есть и другие, еще более близкие друзья. Их называют прия-нарма, – наперсниками. К их числу относятся Субала, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Уджджвала. …О степени близости отношений Кришны и Субалы можно судить по тому, что когда они доверительно разговаривали между собой, никто другой не мог понять, о чем они говорят» (НП, гл. 41).
Это подтверждается в БРСБ, с. 216 и Дж-дх, с. 633-634[1].
Друзья прия-нарма помогают Кришне в любовных играх.
«Прия-нарма сакхам известны самые сокровенные тайны игр Кришны с гопи. Их любовь к Кришне почти такая же сильная, как любовь гопи» (УН).
«Нет каких-либо сокровенных тем, о которых не знают прия-нарма сакхи» (РКГД, Лагху-бхага, стих 42).
«Главная обязанность прия-нарма сакхов – помогать Кришне в Его мадхура-лиле. Подобно дасам (слугам), они украшают Кришну лесными цветами и служат Ему, обмахивая Его (Дж-дх, с. 633).
«Прия-нарма-сакхи передают от Кришны послания враджа-кишори. Они поддерживают любовь враджа-кишори к Кришне. Когда враджа-кишори ссорятся с Ним, прия-нарма-сакхи принимают сторону Кришны, но в отсутствие кишори, они искусно поддерживают ютхешвари [2], которая дала им прибежище. Они также шепчут Кришне на ухо секретные послания. Таковы анубхавы, характерные для прия-нарма-сакх » (БРСБ, 218).
Следующий пример иногда приводят как пример очень близкого служения Субала Радхе и Кришне, хотя «Уджджвала-ниламани» на самом деле не называет конкретную гопи в этом отношении. Субал описывается в следующем утверждении, где Рупа-манджари говорит своей подруге:
«Затем, когда эта гопи поссорилась с Кришной и покинула Его, Субал встретил ее и успокоил. Своими словами он доставил ей огромное удовольствие и убедил ее вернуться и насладиться любовными играми с Кришной в лесной беседке. После Их развлечений Кришна, покрытый испариной, отдыхал на груди Своей возлюбленной, и Субал обмахивал Его. Какое еще служение Субал не достоин выполнять?» (УН).