Опыт миссионерства в среде панков




Православие и молодежные субкультуры – точки соприкосновения

Приход к конструктивному диалогу с субкультурной молодежью – одна из главных задач православных миссионеров. Ребятам нужно показать, что православие – не свод запретов и ограничений, как это пытаются представить лидеры оккультных сектантских организаций, а образ активной деятельной жизни, которая может приносить радость…

 

Идеология субкультуры – этап на пути духовного поиска

В подростковом и юном возрасте активно формируется мировоззрение и ценностные ориентации. Молодежь пытается критически осмыслить свое место в мире, она обеспокоена поиском смысла жизни, ответов на вопросы «Кто я?», «Зачем живу?», «Почему меня никто не понимает?». Далеко не всегда и не сразу духовный поиск приводит молодых людей в стены православного храма. Ответы на вопросы смысла жизни молодежь может искать и в идеологиях субкультур, предлагающих альтернативные варианты личностного самоопределения. Попадающие в ряды представителей субкультур – не всегда дети из неблагополучных семей или беспризорники, как рассуждали советские исследователи молодежи. Это, прежде всего, люди с повышенными духовными потребностями, которых не удовлетворяет массовая китчевая культура с ее ориентацией на материальные блага, потребление, низкопробные образцы искусства, упразднение духовных ценностей. Субкультуру можно сравнить с театром, ее участники используют сленг – речь, доступную для понимания только «своим». У них специфический внешний вид, элементы которого несут символическую нагрузку. Так молодые люди кодируют «свою» информацию, создавая пространство субкультуры, куда запрещен вход большинству.

 

…и в то же время принадлежность к группе риска

Нередко потребность в духовной самореализации толкает молодежь, в частности принадлежащую к той или иной субкультурной группе, в многообразие духовных практик и учений, как правило, прагматического характера, обещающих результат «здесь и сейчас». Религиозно-сектантские организации рассматривают представителей молодежных субкультур как целевую аудиторию, проводя в СМИ пропаганду своей деятельности, нередко сопряженной с критикой православия как «уже давно неэффективной практики в современном мире». Зачастую в область духовного поиска возводится протест против господствующей культуры и идеологии. Неприятие такими людьми православия может объясняться тем, что они воспринимают религию как часть государственной идеологии, воздвигая своеобразный протест против системы. Таким образом, участники молодежных субкультур – одна из наиболее рискогенных групп вовлечения в религиозные секты.

В частности поэтому проповедь Евангелия в среде представителей молодежных субкультур очень важна. Причем речь не о том, чтобы примирить непримиримое, наоборот. Участники церковно-общественного диалога «Молодежь. Церковь. Общество» (Кострома, 2002) отмечают, что «состоящее из множества различных субкультур молодое поколение все-таки представляет собой единый психологический тип, который совсем не так далек и оторван от православия, как принято считать. На первый взгляд, крикливые и взбалмошные «неформалы» – с одной стороны и тихая, строгая истовость, самоуглубленная духовная сосредоточенность православия – с другой кажутся совершенно разными, почти полярными культурно-психологическими типами. Однако на самом деле большинство даже самых одиозных проявлений юношеских субкультур коренятся во вполне здоровой психологической почве и представляют собой всего лишь нелепое искажение первоначальных устремлений, ловко используемое современными псевдопастырями ».

 

Опыт миссионерства в среде панков

Интересен опыт миссионерской деятельности американского православного богослова отца Серафима Роуза, проводившего катехизаторскую работу с представителями субкультуры панков. Идеология этого движения основана на протесте против существующих общественных норм, эпатаже и радикальном нигилизме, который выражен в ненависти ко всему окружающему и к самому себе. Отец Серафим работал с молодыми людьми, учитывая специфику данного сообщества. «Этим ребятам тошно от самих себя, – рассказывал помощник отца Серафима отец Дамаскин. – Они чувствуют, что в этом мире им нет места. Мы пытаемся открыть для них красоту Божьего творения и предлагаем встать на путь умирания для своих страстей, что и имеется в виду под словом «мир». Господь силен обратить отчаяние в его противоположность. Самолюбивые страсти могут превратиться в любовь к Богу, как это случилось с Марией Магдалиной. Мы постоянно говорим о понятии страдания, потому что это наиболее близкая ребятам тема. И в страдании может быть смысл – это-то мы и стараемся показать».

Отец Серафим начал издавать журнал «Death to the world» («Смерть для мира»). Тема выбрана неслучайно: смерть – одна из главных составляющих панк-мировоззрения. Успех превзошел все ожидания: журнал не только был с интересом принят представителями субкультур, но и привлек их к православной вере. Как объясняют редакторы, панки ополчились против пошлости мира и насилия системы над личностью человека. Да ведь святые отцы, монахи-аскеты, говорят авторы журнала, сделали то же самое! Их протест против мира сего тоже вылился в радикальную форму. Но вместо того, чтобы слушать агрессивный рок, устраивать протесты и погромы, демонстративно бросать вызов обществу, они бросили вызов всему, что их связывало с миром и системой: ушли подальше от цивилизации, отказались от удобств и комфорта, от карьеры и почестей, от удовольствий мира. Ради Христа, Который сказал: «Не любите мира, ни того, что в мире» и призвал всех к настоящей жизни. Примерно так звучит православная проповедь в среде панк-культуры.

Татьяна Андреенкова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: