Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92»

Проект для детей старшего дошкольного возраста:

"Взаимодействие с семьёй как условие духовно-нравственного воспитания"

 

 

Автор:

Корепанова Любовь Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной

категории МАДОУ «Детский сад № 92»

Березники, 2020г.

В наши дни российское общество переживает не лучшее время. Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям оказались дети. В силу возраста ещё не имея поддержки внутренней, они во многом утратили поддержку внешнюю — семьи. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие — в первую очередь, духовная культура семьи. Дух, который царит в семье, дух которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира. Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей, является не только первостепенной задачей, но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье.
Проблема:

Низкая степень сплочённости членов семьи.
Сближение взрослых и детей невозможно без участия ребёнка и родителей, как двух равноправных и равновеликих сторон.
По нашему мнению, предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось.
Необходимо координировать её с работой с детьми и вести её одновременно и параллельно.
В связи с этим перед нами стоит задача поиска эффективных форм работы с детьми и родителями по предупреждению и преодолению семейных проблем.

Тип проекта: исследовательско- творческий
Методы: Наблюдение
Исследование
Анкетирование
Консультации
Этические беседы

Цель:
Приобщение детей и родителей к духовно-нравственным ценностям семейного воспитания, вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Задачи:
Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к родителям, близким, уважение к их жизненному опыту.

2. Воспитывать желание проявлять заботу, уважительное отношение к домашнему труду членов семьи, прежде всего мамы.

3. Воспитывать эмоциональное отношение к нормам поведения.

4. Воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию к чужой боли.

5. Воспитание коммуникативных качеств всех участников процесса: и родителей и детей.

Развивающие:
1. Развивать умение оценивать свой поступки и поступки окружающих.
2. Способствовать развитию нравственных качеств личности; развивать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
В работе с родителями:
Взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка:
- выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей.
- определить их влияние на развитие ребёнка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу с детьми и с семьёй.
- целенаправленно воздействовать на родителей с учётом их подготовленности к воспитанию детей; пожеланий и их предложений.
- предложить родителям рассматривать процесс воспитания и развития ребёнка как диалог со своим ребёнком на основе психологических особенностей возраста, учитывая его интересы, способности, активно участвовать в делах группы и д/сада.

Социально – коммуникативное и познавательное развитие
Темы занятий:
1. «Я и моя семья» (старшая группа)
2. «Моя семья». (подготовительная группа)

3. «Мужчины и женщины в моей семье»

4. «Нет милее дружка, чем родная матушка» (Под.гр.)
5. «При солнышке тепло при матушке добро» (Ст.гр.)
6. «Какой хороший папа!» (Ст., Под., гр.)
7. «О бабушках и дедушках»
8. «О дружбе и друзьях»
9. «Привычки хорошие и плохие»
10.«Защитникам Родины славу поём»
11. «Будим в армии служить»
12. «Моя Родина»

Темы бесед:

1. «Что значит быть добрым и заботливым» –
доброта что Солнце.

2. «Дружба в делах помощница»

3. «Одно дело делаешь, другое не порть» - беседа о лености и трудолюбии.

4. «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.

5. «Зачем нужны правила».

6..«Нарочно и нечаянно».

7. «Учусь прощать».

8. «Почему бывают драки».

9. «Почему ты обиделся».

10.. «Мой родной язык».

11. «Из какой я сказки».

12.. «Будь всегда вежливым».

13. «Чем можно порадовать маму».

Игровая деятельность

Создали условия для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Больница», «Библиотека», «Магазин», «Парикмахерская».

Художественно-эстетическое развитие

1. «Дома на нашей улице» (из конструктора, картона, цветной бумаги).

2. Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап и дедушек

3. Театрализованные представления сказок «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», Заюшкина избушка, «Колобок», «Теремок» и т.д.

4. Рисование:

- моя семья
-это было летом, летом
- портреты бабушек и дедушек
- мой дом
- мой верный друг (домашние питомцы)

5. Составление коллажей из природного материала. Изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для членов семьи.
Расписывали дымковскую, филимоновскую игрушку.
Городская роспись «Хохлома»- расписывали доски и деревянную посуду. Познакомили с жостовской росписью.

Речевое развитие
Составление рассказов, творческое рассказывание по темам:
- Моя семья
- Мой друг
- Выходной день в семье
- Наше лето
- Новый год пришёл к нам в дом
- Мой день рождения
- Мой портрет
- Я – мамин помощник
- Я буду мамой (папой)
- Наши четвероногие друзья(домашние питомцы)

Художественная литература
Пословицы и поговорки о семье, чтение разных сказок:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Дикие лебеди», ненецкой сказки «Кукушка», нанайской сказки «Айога», татарской сказки «Три дочери», рассказов В. Осивой «Сыновья», «Волшебное слово», рассказа В. Сухомлинской «Седьмая ночь», сказок «Терещечка», «Про Ивасика»,сказки «Снежная королева».
Хрестоматия по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо».

Физическое развитие

Дни здоровья:

1. «Вместе с папой, вместе с мамой» (соревнования семейных команд, игры – эстафета)

2. День туризма (соревнования командные детей и родителей)

3. День физкультурника «Спортивному движению – наше уважение»

Работа с семьей

1. Круглый стол «Вперед, только вперед!»

2. Мастер – класс «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через игровую и творческую деятельность»

3. Семинар – практикум «Особенности современных детей»

4. Детско- родительская конференция «Игровая совместная деятельность»

5. Консультация «Компьютерная зависимость»

6. Круглый стол «Ваш ребенок будущий школьник» и др.

7. Презентация «Наша гордость» в рамках празднования Дня Защитника Отечества, рассматривание альбомов армейских

8. Проект «Читаем вместе»

9. Оформление газет «Наша дружная семья»

10. Выставки совместных творческих работ «Праздники народов России», «Уральские самоцветы» (по сказам Бажова) и Выставка «Русская старина», в которой семьи с детьми приняли активное участие, принося предметы русской старины, выставка «Символ года» (творческие работы детей и родителей), «Парад шляп», «Моя любимая книжка»

11. Семьи приняли активное участие в конкурсе, организованном корпорацией ВСМПО «Ависма» «Уральские самоцветы, конкурсы новогодние «Символ Нового года», оформление группы на конкурс на лучшее новогоднее оформление, где родители с детьми так же приняли активное участие и наша группа заняла 1 место, конкурс «Безопасность везде и всюду», конкурс «Парад шляп», конкурс «Кормушки» на базе детского сада и т.д. Различные конкурсы городские, где нужно было предоставить творческие работы детей и родителей, а так же требующие выступление детей: «Девочка –весна», «Давай раскрасим вместе мир», «Зарница», «ГТО», выставки рисунков и поделок по масленичной неделе «Игрушка – веселушка», «Моя масленичная неделя», конкурс видеороликов «Мы – победили», олимпиада по изобразительному искусству «Рисуем сказку», конкурс по формированию основ профессиональных компетенций, фестиваль рисунков «Театральная маска» и многие другие. А также всероссийские и международные конкурсы.

12. Концерты, праздники, развлечения, досуги с участием родителей и детей

13. Участие семей в акциях городских и краевых «Добро рядом», «Коробочка добра», «Новый год – старость в радость», «Дед морозим» (подарки для детей), сбор макулатуры и батареек «Подари жизнь дереву», «Спасем ежиков» и т.д.

14. Совместные игры и соревнования: Брейн – ринг «Профессии», «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я», день Туризма и другие

Огромная работа проводится с родителями, для того чтобы семьи осознали, как это важно находить диалог со своим ребенком, воспитывать его правильно, творчески и интересно в этом симбиозе. А образовательное учреждение активно помогает семьям формировать духовно нравственные ценности семейного воспитания. Во многом цель и задачи проекта выполнены. Это видно и по включенности семей в образовательный процесс, (конечно не все семьи активны, но большинство – да) и по общению детей и родителей и по результатам анкетирования.

 

Литература

1. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (под ред.Л.В. Кокуевой.) Ярославаль,2006г.

2. «Социально- нравственное воспитание детей 5-7лет» мет. пос., М.2006г.

3. «Дошкольникам о защитниках отечества»(под ред. Л.А, Кондрыкиной) М.,2007г.

4. «Работа ДОУ с семьёй» мет.рек-ции. М2007

5. «Вместе с семьёй» пос. по взаимодействию ДОУ и родителей М.2006

 

 

Приложение

Игровой практикум "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах формирования межэтнической толерантности и культуры межнационального общения"

Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых, чужих и непонятных. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, не похожего на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты – другой, но я уважаю твое право быть другим. В далекой истории нашей страны существовали определенные традиции, которые регламентировали отношения между разными группами, предотвращали проявления неуважительности, агрессии, нетерпимости.

Конечно, наша страна всегда была многонациональной, общаться с этими «иными», жить и работать рядом с ними и вместе с ними стало важной, жизненной необходимостью.

Сейчас очень широко используется понятие «толерантность». Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но политическая и правовая потребность. Человек не может стать толерантным мгновенно. Толерантности нужно учиться, и чем раньше – тем лучше. Наиболее важную роль в воспитании толерантной личности, уважающей и себя, и других, играют педагоги и, конечно же, родители.

Личный пример взрослых воспитывает у детей национальное сознание, правильное отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, вере. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Одна из задач педагога - это регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что означает:

То есть работа педагога с родителями по формированию толерантности у детей происходит с учетом особенностей семей, прежде всего семейных взаимоотношений. Ведь для того, чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную среду, в которой она воспитывается.

Важной задачей педагога заключается в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в саду.

Мы предлагаем родителям ряд форм и игр по формированию основ этнической толерантности:

· «Корнями дерево сильно»

Задачи:

- создать воспитательную среду, основанную на истории и национальной культуре

- воспитывать уважение к национальным традициям, обычаям, формировать положительное отношение к ним как к явлениям культуры

- формировать понимание участниками образовательных отношений фундаментального значения разнообразия культур. Уважения иного мнения.

· «Мой семейный альбом» (традиции семьи)

· Выставки творческих семейных работ «Народные праздники»

· Изготовление народных кукол

· Чтение сказок народов России

· Игры разных народов

На играх остановимся поподробнее и предлагаем родителям поиграть в несколько игр различных народов, проживающих на территории Российского государства.

§ «Слепой медведь» (осетинская народная игра) Традиционно в этой

игре внимание «слепого медве­дя» игроки привлекали с помощью трещоток: две де­ревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно ис­пользовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начи­нают трещать деревянными палочками. «Слепой мед­ведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медве­дем».

§ «Рукавицу гнать» (бурятская народная игра) Выбирают водящего

садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приго­варивать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает ру­кавицу дальше. Водящий указывает на игрока, кото­рый должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается.

Правила:

1. Поет только тот, у кого рукавица.

2. Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с неболь­шой задержкой по времени.

3. Если водящий правильно указал игрока, у кото­рого рукавица, тот не имеет права передавать ее даль­ше, а должен показать водящему и занять его место.

§ «Платочек» (русская народная игра) Чертится большой круг, в центр кладут платок. Участники стоят за кругом и танцуют национальный танец. По окончании музыки дети забегают в круг и стараются схватить платок и высоко его поднять. Кто выиграл, тот может всех участников оставить в игре, а может кого-то удалить, показывая на него платком.

В игровом процессе родители раскрываются, им становится интересно. Предлагаем родителям сравнить игры народов с национальными русскими играми, чем схожи и чем отличаются? Почему? Обращаем внимание на то, что в такие подвижные игры можно поиграть с детьми и со взрослыми во время больших семейных и дружеских встреч на природе.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: