Лекция
«Сущность и актуальные проблемы противоборства идеологии терроризма»
Введение
Россия по своему геополитическому положению находится в центре Евразийского очага современной цивилизации, т.е. между Западом и Востоком. С Запада на нее воздействуют либерально-демократические ценности, а с Востока - традиционные, общинные, деспотические ценности. Ее положение в некотором роде парадоксально, не будучи лидером западной цивилизации, претендуя на сохранение традиций православной культуры, она попала на острие международного терроризма. Историческую судьбу не выбирают, Россия не первый раз оказывается на пути выплесков нестабильности с Востока. Терроризм - это тоже порождение нестабильности.
Основная часть
Насколько адекватно ведет себя Россия в свете борьбы с терроризмом дома и в мире?
Одной из главных предупредительных мер по недопущению возникновения новых очагов терроризма является противодействие его распространению. В связи с этим особый интерес представляют факторы, влияющие на распространение данного явления, выявление и всестороннее изучение которых, позволяет выработать наиболее эффективный механизм предупреждения возникновения новых очагов терроризма. В наиболее общем виде все факторы, влияющие на распространение терроризма, можно разделить на те, которые возникают внутри страны и те, истоки которых следует искать за ее пределами. С нашей точки зрения, среди внешних дестабилизирующих факторов на первое место следует поставить внешнюю угрозу.
Первый внешний фактор, это западные амбиции свести Россию до положения небольшой малозначимой нации, отрезав Россию от ее самой важной статьи экспорта, сырой нефти.
|
Второй внешний фактор, это доктрина грубой версии ислама, ваххабитской секты Саудовской Аравии и ее последователей
Северный Кавказ в силу своего выгодного геополитического положения, являясь издревле «воротами» из Азии в Европу, постоянно служит объектом геополитических устремлений разных, часто противостоящих друг другу сил. На это есть ряд причин
1. Нестабильность региона - удобный повод для вмешательства мировых держав на постсоветское пространство и оттеснения России от ключевых источников энергоресурсов.
2. Кавказ - удобный стратегический плацдарм для влияния на близлежащие регионы: Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Китай.
В настоящий момент, Северный Кавказ, наряду с Ближним и Средним Востоком, Балканами и прикаспийскими областями, оказавшись втянутым в сферу восточной политики НАТО, привлек внимание уже не только традиционно соперничающих с Россией в этом регионе Турции и Ирана, но и западных стран, особенно США
Как известно, за последние два десятилетия традиционное влияние России в Кавказско-Каспийском регионе несколько ослабло, курс же государства на его восстановление, противоречит не только экономическим, но политическим и военным интересам: Запада, так как это делает возможным восстановление политического влияния России на Ближнем и Среднем Востоке, блокирование ее с недружественными США режимами.
Для противодействия реализации этой цели, Вашингтон объединился с Саудовской Аравией, Пакистаном и другими мусульманскими государствами, чтобы рекрутировать, финансировать и вооружать десятки тысяч исламских фундаменталистов со всего Ближнего Востока, Северной Африки, Южного Кавказа и Средней Азии.
|
Для Вашингтона проблема международного терроризма второстепенна по отношению к более важному вопросу: Разгромлены ли враги или соперники империи? Можно ли будет создать в будущем военные базы? Можно ли будет использовать террористические группы в качестве режима-сателлита, Не стимулируя открыто сепаратистских тенденций в республиках Северного Кавказа, США и Западная Европа учитывают перспективу конфликтов в регионе, изучают региональные элиты и контрэлиты, их интересы, мотивы, характер поведения и т.п. Нередко Северный Кавказ оценивается как «внутреннее зарубежье» России.
Состоявшаяся нестабильность Северного Кавказа отвечает национальным интересам так же Турции, Ирана, Китая, Афганистана и других стран, для которых открылись благоприятные условия и шансы для продвижения своих интересов на южную периферию бывшего Советского Союза. Турция является сторонницей традиционной геополитики и в лице радикалистски мыслящих кругов предусматривает возможность превращения Северного Кавказа в зону преимущественно турецкого влияния. Хотя публично правительство Турции всячески осуждает терроризм, крупные центры переброски «международных благотворительных» денег на Северный Кавказ, по сведениям российских спецслужб, находятся и в этой стране. Под видом помощи братьям-исламистам туда переводили счета физические лица и организации Катара, Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Индонезии и даже Вьетнама, всего из 40 стран. По данным МВД России, в оказании финансово-материальной помощи чеченским боевикам были в разное время задействованы более 60 международных исламских экстремистских организаций и около ста иностранных фирм.
|
В тоже время, тот факт, что турецкие геополитические интересы объективно противоположны российским, не означает, что отношения между Россией и Турцией не могут быть стабильными, мирными и достаточно добрососедскими, не говоря уже о взаимной выгоде, учитывая, что Иран — традиционный геополитический соперник Турции — не заинтересован в ослаблении позиций России на Северном Кавказе, поддерживает отношения с ней, Арменией и Грузией. Геополитический интерес здесь превалирует над идеей расширения пространства мусульманской солидарности.
Северный Кавказ как транзитная территория перекачки нефти из Казахстана и Азербайджана является реальным конкурентом в маршрутном отношении для Грузии, Турции, Центральной Азии и Ирана. Российское доминирование в Кавказско-Каспийском регионе признается США и странами ЕЭС как «нежелательное».
Западные нефтяные компании пытаются отрезать Россию от нефтеносных районов Средней Азии в Казахстане и в Каспийском море. Недавно открытые новые нефтяные месторождения в Каспийском море нуждаются в транзитных маршрутах, чтобы поставлять нефть западным странам Так, планировалось создание нефтепровода Баку -Джейхан (Турция) для переброски каспийской нефти. По оценкам экспертов этот проект экономически крайне слабо обоснован и по своей эффективности уступает российскому нефтепроводу Баку - Новороссийск. Другие предложения включают трубопровод через Иран, который США находят неприемлемым главным образом по политическим причинам. Смысл всех этих крайне нерентабельных затей отражен в словах известного американского политолога З.Бжезинского: "Каспийская нефть - наилучший инструмент для того, чтобы геоэкономически вывести Среднюю Азию и Закавказье на мировые рынки, оторвать их от России и тем самым навсегда ликвидировать возможность постсоветской имперской реинтеграции". Для большей убедительности необходимо дискредитировать саму идею альтернативного нефтепровода, проходящего по территории России. Лучший способ - это дестабилизация обстановки на Северном Кавказе и, прежде всего, в Дагестане и Чечне. Кроме того, наличие управляемого конфликта, на Кавказе, по мнению ряда западных государств, существенно ослабляет Россию как возможного геополитического конкурента, предоставляет возможность вмешиваться в ее внутренние дела, активно влиять на ее внешнюю политику.
Не секрет, что военные специалисты армии Великобритании занимаются подготовкой военнослужащих в Азербайджане, тюркской стране, которая этнически родственна населению Северного Кавказа, Военные специалисты армии США уже находится в Грузии, которая дает убежище чеченским террористам.В свою очередь, Великобритания и США предоставляют политическое убежище бывшим лидерам чеченских террористов.
Это означает лишь то, что мировые державы все ближе подступают к границам России. Представьте себе карту страны: запад заблокирован, север омывается океаном, а восток постепенно превращается в важный форпост альянса ведущих государств мира. Только в Киргизии насчитывается 6 тысяч американских военнослужащих. Это больше, чем на крупной американской базе Гуантанамо. Остается лишь маленькое «окошко» в южном направлении - это Кавказ. При условии неудачного для России развития событий захлопывается и оно.
Если станет возможным Западу отрезать Северный Кавказ от России, это существенно повлияет на российскую способность экспортировать нефть и природный газ на европейские рынки. В свою очередь независимость Кавказа породит цепную реакцию в других российских регионах с преобладающей долей мусульманского населения, в частности в Татарстане. Отделение от России Кавказа и Татарстана сократит российские запасы нефти до очень небольшого уровня, поскольку сибирские нефтяные поля расположены в самых неприветливых областях мира как результат этого Россия будет сведена к положению очень бедной страны, которая не будет иметь никакого военного значения.
Именно у южных рубежей нашей страны сегодня стремительно нарастает военно-политическая напряженность, именно здесь происходят наиболее кровавые и беспощадные столкновения. При этом следует иметь в виду, что любой конфликт в этом регионе (между Арменией и Азербайджаном, Грузией и Абхазией, события в Таджикистане или в Чечне) больно затрагивает интересы Российской Федерации. С одной стороны, южные границы у нас протянулись на многие тысячи километров, с другой стороны на территории воюющих ныне государств проживает огромное количество русских людей, терпящих бедствия и притеснения (только на территории Казахстана и бывших республик Средней Азии проживает более 9,3 млн. русских).
Как уже отмечалось, второй внешний фактор, это доктрина грубой версии ислама: ваххабизм. Ваххабиты финансируют террористов всего мира - в Афганистане, в Кашмире, в Боснии, в Косово, в Таиланде, в Индонезии, на Филиппинах и в Чечне. Во всех этих "горячих точках" международные армии террористов получают финансы и обеспечение от ваххабитов. Наиболее активными в этом плане являются три страны: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан, Саудовская Аравия активно финансирующие распространение исламской литературы, подготовку конфессиональных кадров для Кавказа, строительство мечетей, организацию конференций, встреч и т.д. Сотрудничество чеченских сепаратистов именно с ваххабитскими эмиссарами открыло путь идеологам террористического «интернационала» на территорию России
Говоря о международном влиянии ваххабизма на ситуацию в России, целесообразно выделить два его аспекта. Во-первых, необходимо отметить, что исламское возрождение на Северном Кавказе началось на фоне мощного всплеска исламского радикализма на Ближнем Востоке. Во-вторых - детонатором превращения России в «Дар-эль-Гарб» (территорию войны ислама с «неверными» стала эволюция военных действий в Чечне. В середине 90-х годов Россия казалась самым слабым звеном среди великих держав. Именно у нас, в Чечне, и была предпринята первая серьезная попытка прорыва на Кавказ исламского радикализма. Сепаратистское движение Чечни консолидировалось в начале 90-х г.г. на основе сугубо националистического фактора и финансово-криминальных интересов местной элиты. Первая чеченская война представляла из себя классический конфликт центра с сепаратистами (каких около сотни в мире), в основном не нагруженный никакими религиозно-идеологическим содержанием, там был политический вакуум, там можно было проявлять свою активность, плюс мечта о создании «всемирного халифата», эта территория была свободна от политической власти долгое время, и логично было бы её занять. Этот факт не мог пройти мимо внимания транснациональных структур радикального ислама, в первую очередь организации Бен Ладена.
Агрессия исламского терроризма против России имеет свою идеологическую основу. Речь идет не о каком-то специально разработанном документе, а об определенном устойчивом комплексе идей, которые прослеживаются в работах и заявлениях многих радикальных исламистских деятелей. В свое время «Правая рука» Бен Ладена Айман аль-Завахири, лидер египетской джихадистской группировки в своей в высшей степени поучительной книге «Рыцари под знаменем пророка», помещенной в Интернете в конце 2001 года открытым текстом писал: «В результате освобождения Кавказа образовался бы очаг джихада. И этот регион превратился бы в убежище для тысяч мусульманских моджахедов из различных частей исламского мира, особенно из арабских стран», в которых прослеживается их стремлении осуществить на Северном Кавказе политические решения, которые, в свою очередь, были составной частью более широкого, глобального радикально-исламистского проекта, содержащего планы, где конечной целью было создание единого исламского государства на Кавказе, и предусматривали отделение Северного Кавказа от России. Венчала же проект идея экспансионизма: независимый Северный Кавказ рассматривался как плацдарм для дальнейшего распространения ислама в глубь России - на север, к мусульманским республикам Поволжья с перспективой создания единого исламского пространства от Черного моря до Урала.
.Это и есть геостратегические интересы на практике, Конечной целью исламского проекта второй половины 90-х г.г. для Северного Кавказа, с позиций сегодняшнего дня, может рассматриваться попытка выведения региона из под контроля Москвы; блокирование маршрутов транспортировки каспийской нефти (в интересах заинтересованных арабских государств-спонсоров); создание плацдарма для дальнейшей экспансии в направлении мусульманских регионов Поволжья, Урала, Казахстана (одновременно со встречным выдвижением по Центрально-азиатскому направлению с афганского плацдарма). Что же касается исламских государств, занимающихся экспортом нефти, то они вообще не заинтересованы в поставках каспийской нефти на мировые рынки, независимо от маршрутов ее транспортировки. Поэтому ситуация нестабильности как на Северном Кавказе, так и в Закавказье их вполне устраивает.
По данным Дагуправления МПР России, запасы нефти и газа на дагестанском участке каспийского шельфа оцениваются в 1,3—1,5 миллиарда тонн условного топлива. Нефтеносный участок считается самым уязвимым направлением с точки зрения вероятности нанесения ущерба национальным интересам и безопасности России. Утрата хотя бы небольшой части территорий может привести к образованию некоего «геополитического клина», способного впоследствии отколоть от страны гораздо больше куски ее территории. Именно этим, в первую очередь, а не исламской солидарностью можно объяснить щедрую финансовую помощь террористам рядом арабских государств.
Для решения этой сверхзадачи на Северном Кавказе в свое время началась реализация разработанная руководителями «Аль-Каиды» затратной многоходовой типовой схемы, включавшей этапы предварительного изучения, легализации, внедрения, развертывания, и активизации.
Если при реализации этого плана вооруженные незаконные террористические формирования ваххабитов Кавказа достигнут берегов богатого нефтью Каспийского моря, их будет отделять от Афганистана только нейтральное государство Туркменистан. К югу от России образуется моджахедский исламский пояс, соединенный на востоке с Пакистаном, переполненным моджахедскими движениями в Кашмире. На юге этот пояс будет соединен с Ираном и Турцией, симпатизирующими мусульманам Центральной Азии. Это сломает кордон, установленный вокруг мусульманского Кавказа, и позволит ему сообщаться не только с исламским миром в целом, но и в первую очередь с моджахедским движением.
Более того, реализация ваххабитского плана на Кавказе приведет к фрагментации Российской Федерации и поможет эскалации движений джихада, уже существующих в республиках Узбекистан и Таджикистан, чьи правительства получают российскую поддержку в подавлении этих джихадистских движений. Вывод американских войск из Ирака могут вновь повысить интерес «Аль-Каиды» к Северному Кавказу, подтолкнуть ее к передислоцированию туда части боевиков с Ближнего Востока и Магриба. В таком случае возрастает вероятность перехода нынешней «вялотекущей войны» в ряде республик региона активную фазу.
Для определения сущности и актуальных проблем противоборства идеологии терроризма в России нельзя обойтись без анализа внутренних факторов развития явления на Северном Кавказе Социально-политическая обстановка сегодня на Северном Кавказе — это тот же классический питательный бульон для вирусов исламской революции: бедность, тотальная коррупция светских властей, демографический взрыв, массовая безработица среди молодежи и полное обнищание населения Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Руководящие должности в органах власти и на крупных предприятиях занимают лица, состоящие в родственных связях.
Во всех этих республиках приверженцы религии традиционного ислама составляют преимущественное большинство населения и в сложившейся ситуации население Северного Кавказа все больше начинают обращать взоры к широко внедрившимся в практику традиционного ислама северокавказского региона деятельность религиозных международных экстремистских организаций. Эти силы, объясняя развитие негативных тенденций в обществе отклонением от установок шариата, пропагандируют терроризм как единственный путь установления шариатского порядка, победы в борьбе с «неверными» и установления справедливости, как они её понимают.
На сегодняшний день этнополитическая ситуация на Северном Кавказе характеризуется все еще наличием вооруженных конфликтов, ростом преступности, попытками реализации различных форм сепаратизма и т.д. Количество терактов в СКФО составляет 84% от общего по России. Причем если еще 10 лет назад единственной «нестабильной точкой» в России была Чечня, то сегодня их значительно больше: Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия Дерзкие террористические акты радикальных исламистов в других субъектах Российской Федерации красноречиво свидетельствуют прежде всего, что диверсионно-террористическая деятельность, медленно, но неуклонно пытается распространиться по всей территории Северного Кавказа и периодически выплескивается за его пределы. Все чаще непосредственными организаторами и исполнителями терактов становятся представители других северокавказских этносов, а теракты почти практически все осуществлялись вне территории Чеченской республики.
Характерно, что из числа совершенных в Дагестане террористических актов, больше половины было направлено против высокопоставленных чиновников, треть – против депутатов разного уровня и сотрудников правоохранительных органов, остальные – против военнослужащих и членов их семей, то есть теракты трансформируются все более в покушения на представителей власти.
По словам руководителя ФСБ А. Бортникова, помощь террористам оказывают также спецслужбы Грузии, финансирующие и снабжающие оружием НВФ в Дагестане, осуществляющие тренировку боевиков и обеспечивающие им свободный проход, так в свое время грузинское руководство отказалось принять меры по ликвидации «террористического анклава» в Панкисском ущелье, чеченские боевики и иностранные наемники беспрепятственно находились на территории Грузии и имели возможность проникать оттуда в Чечню и Дагестан.
Помимо вышесказанного, на Северном Кавказе с его сложной оперативной обстановкой сформировался ещё один узел противоречий: При безусловном наличии комплекса общеизвестных, так скажем, объективных и имеющих давнюю историю проблем (прецедент Чечни, радикальный исламский фундаментализм, сепаратизм и соответственно политический терроризм), которые предстоит решать ещё долго, в этот ряд для усиления данных опасных обстоятельств, желанием наших южных соседей сохранить напряженность в данном регионе добавились новые. Так сочинская Олимпиада 2014 года, стараниями грузинского руководства, может стать не только спортивным праздником и воплощением олимпийской мечты, но и спровоцировать на Кавказе политические проблемы, выходящие далеко за пределы региона, с учетом того что уже имеющиеся требуют постоянного и пристального внимания всех силовых структур России. Воодушевленные восстаниями во всем арабском мире исламские боевики, действующие на юге России, меняют тактику и пытаются сорвать Зимние Олимпийские игры 2014 года. Террористы используя Интернет ресурсы распространяют свои программные заявления, Так террористический портал «Кавказ центр» обещает террор на Олимпиаде в Сочи, ранее со специальным заявлением относительно планов по проведению Олимпиады в Сочи выступил дагестанский джамаат "Шариат". Грузинское руководство использует любой повод для того, чтобы подорвать авторитет России на международной арене, дискредитировать ее действия на Кавказе с целью привлечь внимание международного сообщества к проблеме возврата в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии, вывода с их территории российских войск. Анализ происходящего свидетельствует, что действия Грузии по срыву зимней Олимпиады в Сочи не случайны и планы в этом направлении зарождались не только в Тбилиси - сорвать Олимпиаду пытались и США. Во время нападения Грузии на Южную Осетию и ответной реакции России по принуждению агрессора к миру, американские конгрессмены предлагали лишить Москву права проводить игры в Сочи. «Мы стоим рядом с Грузией, с нашим другом и союзником, и призываем МОК определить новое место для проведения Олимпиады-2014», - говорилось в проекте резолюции конгресса США. Другим примером идеологической поддержки грузинской позиции по Сочинской Олимпиаде является совместный израильско-американский авантюрный проект «Великая Черкессия». За экспансию царского режима, по мнению главы Грузии, должно ответить нынешнее российское руководство и срыв Олимпиады выпадами о геноциде - сейчас главный козырь в развернувшейся за рубежом с подачи Грузии пропагандистской компании по созданию Великой Черкессии. Вкратце же можно сказать, что проект этот представляет собой некое "историческое" сочинение с обоснованием панчеркесской державности. Авторы проекта предполагают создать Великую Черкесию «от моря и до моря» (имеются в виду Чёрное и Каспийское), а в перспективе организовать её выход из состава РФ и провозгласить независимость.
Россия на этой Олимпиаде должна победить не просто спортсменов из другой страны, она должна победить систему, налаженную против нас.
Вывод
Итак, тезис первый. Против России развязана крупномасштабная террористическая война. Прежде всего, эта война психологическая, в которой традиционно-хрестоматийные понятия, связанные со стратегией и тактикой обычных боевых действий, не работают. Для террористических операций не существует ни линии фронта, ни глубокого тыла. Те, против кого развязана террористическая война, должны понимать, что она идет не на жизнь, а на смерть и Россия является воюющим государством. Террористическая война - это война на уничтожение, в том числе и особого рода уничтожение человеческого достоинства страхом, который с точки зрения террористов, должен быть тотальным, включая стариков, женщин, детей.
Тезис второй. Террористическая война — это война заведомо более слабого против заведомо более сильного. Главное психологическое оружие слабого в такой борьбе - обратить силу сильного против него же самого, что применительно к нынешней России это может означать только одно - возбудить, подогреть и направить ненависть народа против собственной власти. Психологическая ставка нынешнего антироссийского терроризма - доведение людей до состояния ужаса. Именно с этой целью террористические акты происходят в публичных местах, на улицах, площадях в театральных центрах, в больницах, роддомах, в том числе в так называемых спальных районах, по ночам. То есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности — под крышей собственного дома, в собственной постели. Если и здесь нельзя укрыться, значит, спасения нет вообще. Все эти факты и обстоятельства должны свидетельствовать, что террористы намерены идти до конца и взрывы будут происходить с неотвратимостью неизбежного.
Тезис третий. Инициаторы террористической войны от своих целей и намерений никогда и ни за что не откажутся. Они либо добьются свержения российской власти нашими же руками, либо погибнут все до единого. Такова объективная логика террористической войны. Ошибаются те, кто видит ее причины в ответной реакции на нанесение террористам тех или иных локальных поражений. России остается только одно - либо адекватно отвечать на возникшую террористическую деятельность, либо погибнуть как государство, на что существуют реальные предпосылки.
Заключение
Проведенный правоохранительными органами, аналитические прогнозы показывают, что тенденция дальнейшего распространения терроризма в Российской Федерации и в XXI веке будет сохраняться, создавая угрозу национальной безопасности России. указанный анализ выявил следующие тенденции последних трех лет.
Во-первых, это абсолютное преобладание экономической мотивации у организаторов и исполнителей терактов над политическими, религиозными и иными идейными мотивами. До некоторой степени исключением могут быть лишь отдельные непосредственные исполнители, но никак не те лица, которые являются организаторами терактов, координаторами подготовки преступных групп и ответственны перед заказчиками за исполнение терактов. В ряде случаев, когда теракты удавалось предотвратить, несостоявшиеся исполнители через какое-то время демонстрировали отказ от первоначальных намерений, что подтверждает использование организаторами терактов технологии «зомбирования», психологической, в том числе и психотропной, обработки рядовых исполнителей-самоубийц.
Во-вторых, это рост среди террористов числа наемников, в том числе и иностранных, и снижение среди них числа лиц, совершающих теракты в местах своего постоянного проживания. То есть в большинстве террористических актов, проведенных в последнее время в Чечне и Дагестане, действовали жители совсем не тех городов, районов и поселений, где эти теракты произошли. Что косвенно свидетельствует об отсутствии у террористов-самоубийц мотивов личной мести каким-то конкретным людям, допустим, военнослужащим федеральных сил, участвовавшим в спецоперациях в районе проживания террористов. Характер поведения и мировоззрения чеченских боевиков и сочувствующей им части населения, особенно молодежи, стремительно меняется, вооруженные формирования становятся по своему составу все более интернациональными и в первую очередь за счет представителей различных северокавказских этносов. Здесь орудуют международные террористы всех мастей со своим военным и финансовым потенциалом, направленным, прежде всего на развал России. В основном это наемники из Ближнего Востока, Афганистана, Пакистана и Африки. Исламским «интернационалистам», в том числе и чеченским, безразличен статус Северного Кавказа, да и вообще судьба её народа. Они рассматривают её как плацдарм для всемирной исламской революции. На смену полевым командирам, преследовавшим чисто сепаратистские цели, приходят люди, идеологически воспринимающие себя частью мирового исламского джихада против России. Исламисты воюют, потому что уверены, что русские все равно с Северного Кавказа уйдут.
В-третьих, так как XXI век для мирового сообщества и в частности для России будет временем дальнейшего усиления проявлений терроризма, требуется дальнейшее усиление борьбы с террористическими проявлениями, поиска новых методов и средств, совершенствования правовой базы. Важной стороной дальнейшего совершенствования борьбы с терроризмом является применение сил специального назначения, использующих специфические способы и приемы борьбы с его проявлениями. При этом по опыту других стран (США, Израиль, Великобритания и др.) применение сил специального назначения позволяет значительно (на порядок) сократить расход материальных средств и предотвратить гибель гражданского населения. Однако для успешного развития и применения сил специального назначения в России требуется дальнейшее развитие правовых основ, условий, способов и приемов их применения. Эффективным средством в борьбе с терроризмом является неотвратимость наказания. Уверенность в том, что преступное посягательство не останется безнаказанным для того, кто его совершит, достаточно надежное средство для предотвращения преступлений. Многие из актов терроризма не были бы совершены, если бы человек, замышляющий совершить их, знал, что его посягательство не останется без отпора со стороны потерпевшего или государства.
В-четвертых, к борьбе с терроризмом должно подключиться гражданское общество, все слои населения. Здесь не должно быть людей равнодушных и безразличных, несмотря на их принадлежность к разным национальностям и вероисповедования. К сожалению, при общем осуждении фактов терроризма, как показывает анализ расследования террористических актов, люди повсеместно проявляют беспечность, медленные, нерешительные действия по их недопущению. Необходимо очень много сделать
соответствующим структурам муниципальной власти и правоохранительным органам по формированию, воспитанию, привитию у граждан качеств бдительности, разумной подозрительности к предметам и действиям людей, могущим привести к терактам, фактам экстремизма, которые повлекут гибель и разрушения. Нужно повсеместное просвещение граждан об ухищрениях и методах действий террористов. На это должно быть направлено и наглядное оформление территорий населенных пунктов и мест скопления граждан (рынки, вокзалы, площади, стадионы и т.д.).
В-пятых, информация, которой располагают правоохранительные органы, дает основание предполагать возможность совершения террористических актов со стороны националистических и экстремистских организаций, движений в различных городах Российской Федерации, используя в этих целях организованные преступные группы (ОГ). Особую опасность представляют ОГ, связанные с религиозными и политическими организациями, которые имеют намерения разжечь межнациональную и межконфессиональную рознь, и тем самым разрушить целостность России.
Для России важно сегодня продолжить формирование новой политики на Северном Кавказе для решения проблем региона, профилактики экстремизма, терроризма, реализации важнейших экономических задач в области национально-культурного развития народов. В подобных геополитических ситуациях в истории, необходимо одно условие - сила России, незыблемость ее позиций на Черном море, и на Кавказе, последовательность исторически преемственной политики на Балканах, политическая воля, ибо именно это объективно переориентирует политический потенциал слишком амбициозного и энергичного соседа на другие, не враждебные России, цели. Враг России — не автономная Чеченская республика или какая то другая северокавказская, а террористическое гангстерское государство «Имарат Северного Кавказа», управляемое гангстерами и боевиками, под контролем американских и британских спецслужб, переправляющее наркотики, военную контрабанду, глубоко вовлеченное в терроризм вдоль южной российской границы и нацеленное на дальнейшее расчленение России.
Тестовые задания
1. В плане борьбы с терроризмом мировое сообщество, а Россию в большей степени – ожидает нелегкое будущее:
А) На фоне продолжающегося традиционного геополитического противостояния Востока и Запада, которое по мере укрепления России может обостриться, следует быть готовым к защите национальных интересов в многочисленных локальных и региональных конфликтах, об источниках которых было оказано ранее;
Б) В международных отношениях возможно возникновение совершенно новых противоречий и соответственно новой системы военных угроз, в том числе и религиозных, противодействие которым необходимо просчитывать и планировать уже сейчас;
В) У государства не может быть ни вечных противников, ни вечных союзников, только вечны его национальные интересы;
Г) В связи с состоявшимися широко масштабными радикальными исламскими революциями Севера Африки;
Д) все вышеперечисленное.
2. В XXI веке политический терроризм становится наиболее широко используемой формой:
А) Ведения войны нового формата;
Б) Уголовных разборок;
В) Вспышек немотивированного насилия;
Г) Массовых беспорядков хулиганствующих элементов или митингов политической оппозиции;
Д) Преступлениями маньяков-одиночек.
3. Вооруженные конфликты 21 века, внешне протекающие в виде актов терроризма, приведут к важным изменениям в организации вооруженных сил:
А) Увеличится количество танковых соединений;
Б) В связи с техническими и социальными изменениями, будет происходить чередование природы массовых армий и небольших, типа дружин или коммандос, военных соединений, не имеющих четкой государственной принадлежности;
В) Увеличится количество пехотный соединений;
Г) Усложнится создание инженерно-технических сооружений;
Д) Измениться масштаб применения ВВС и ВМФ.
4. Численность «воинов» - боевиков в нынешнем мире измеряется:
А)Сотнями тысяч;
Б) Одиночки;
В) Миллионами;
Г) Тысячами;
Д) Десятками тысяч.
5. Современный терроризм - это…
А) Мощные структуры с соответствующим оснащением и финансово-экономическими возможностями;
Б) Боевики-одиночки;
В) Угонщики самолетов;
Г) Убийцы-камикадзе;
Д) Телефонные хулиганы.
6. Повышение общественной опасности терроризма происходит в результате:
А) Увеличение числа террористических организаций;
Б) Выступая следствием развертывающихся в мире кризисных процессов и тесно связанных с ними экономических, социальных, политических, идеологических, межконфессиональных, межнациональных, психологических, и других конфликтов, терроризм сам, в свою очередь, их предельно обостряет и осложняет;
В) Увеличение поражающего диапазона оружия массового поражения;
Г) Отсутствие свободных от заселения территорий;
Д) Применением тактики «живая» бомба.
7. Осмысление природы и средств борьбы с терроризмом:
А) Становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики, особенно в переходный период восстановления мирового влияния, который проходит сейчас наше общество, испытывая череду серьезных кризисов и даже катастроф, тяжело отзывающихся на жизни и судьбе обширных масс населения;
Б) Становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики в связи с необходимостью освоения бюджетных средств выделенных на военные расходы;
В) Становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики в связи с необходимостью создания общенациональной идеи развития российской нации;
Г) Становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики в связи с необходимостью исполнения Федерального закона 35 «О Противодействию терроризму» от 6 марта 2006 г;
Д) Становится важной и неотложной проблемой социальной теории и практики в связи с необходимостью реформирования ВС РФ.
8. Сердцевина терроризма являются организованное насилие, или угроза его применения, в импульсном, или продолжительном режиме, и их немедленные производные – страх, паника, атмосфера колаппса. Долгосрочный целевой диапазон структур, реализующих терроризм в качестве средства достижения цели, включает: