РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ГОСБЮДЖЕТУ
САРАНСК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ГОСБЮДЖЕТУ
Составители: | АРТЕМЬЕВА Светлана Степановна |
БАРАШКОВ Олег Александрович | |
МАКЕЙКИНА Светлана Михайловна | |
РОЗУВАЕВ Александр Александрович | |
ЧУГУНОВ Виктор Иванович |
Содержание
Введение | |
1 Цели и задачи производственной практики | |
2 Организация и порядок проведения практики | |
3 Содержание производственной практики | |
3.1 Содержание производственной практики в государственных финансовых органах | |
3.2 Содержание производственной практики на предприятиях, функционирующих на коммерческих началах | |
3.3 Содержание производственной практики в некоммерческих организациях | |
4 Оформление материалов и подведение итогов практики | |
Приложение А (справочное) | |
Приложение Б (справочное) | |
Приложение В (справочное) | |
Приложение Г (справочное) | |
Приложение Д (обязательное) |
Введение
Развитие рыночной экономики требует проведения адекватной финансово-бюджетной и налоговой политики. Это обусловило коренное реформирование всей финансовой системы страны и ее основного звена – бюджетной системы. Бюджетно-налоговый механизм играет большую роль в структуре рыночных отношений, поэтому важно знать его природу, разбираться в особенностях функционирования, находить способы наиболее полного его использования в интересах развития экономики. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности и профессионализма в своей области. В соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования они должны уметь реализовать полученные знания и навыки в конкретной деятельности, чему в немалой степени способствует производственная практика.
Практика по бюджету – один из важнейших элементов учебного процесса. Ее проходят студенты всех форм обучения специальности «Финансы и кредит». Она дает возможность приобрести научную и практическую подготовку в системе бюджетно-налоговых отношений, способствует развитию организаторских способностей.
Цели и задачи производственной практики
Производственная практика по бюджету является органической частью учебного процесса. Она направлена на повышение качества подготовки специалистов. Продолжительность ее – 3 недели.
Цель производственной практики – углубление и закрепление полученных теоретических знаний, приобретение необходимых практических навыков в области бюджетно-налоговых отношений.
Задачи производственной практи ки:
1) закрепление теоретических знаний в области бюджетных взаимоотношений, полученных в вузе, с целью их возможного использования в практической деятельности;
2) изучение вопросов организации бюджетных отношений и управления ими на объекте практики;
3) приобретение умений и практических навыков в действующей практике налогообложения и бюджетного процесса, изучение законодательных и нормативных документов, регламентирующих бюджетно-налоговые связи;
4) умение на основе анализа выявлять недостатки бюджетного и налогового механизмов и разрабатывать предложения по их устранению;
5) сбор теоретических и практических материалов с целью подготовки отчета по практике, а также научных докладов и написания курсовых работ по тематике кафедры.
Во время производственной практики студенты получают практические навыки работы в государственных финансовых органах, на предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, в некоммерческих организациях.
Организация и порядок проведения практики
Основу практики по бюджету составляют двусторонние договоры, заключенные между МГУ им. Н.П. Огарева и организациями, давшими согласие на предоставление базы для студенческой практики. Место прохождения производственной практики студент выбирает самостоятельно. Направление его на базу практики производится на основании письма организации на имя декана факультета о согласии принять студента для прохождения практики (образец письма в приложении А).
После утверждения места практики на кафедре финансов и кредита готовится приказ о закреплении студентов за базами практики и руководителями, который подписывается ректором университета. Каждому студенту выдаются рабочая программа практики и путевка установленного образца, в которой указываются место и сроки прохождения практики, ставятся отметки о прибытии и выбытии, заверенные печатью организации.
Руководителями практики по бюджету от университета являются преподаватели кафедры финансов и кредита, специализирующиеся в области бюджетно-налоговых отношений, от организации – практические работники с базы практики – квалифицированные специалисты, имеющие высшее экономическое образование.
До начала практики необходимо изучить нормативно-справочную и учебно-методическую литературу по вопросам, связанным с предстоящей работой. В первый день студентам необходимо ознакомиться с режимом работы предприятия (организации), правилами внутреннего распорядка, техникой безопасности. На рабочем месте руководитель практики от организации (предприятия) знакомит студента с отчетами и инструкциями. В случае совмещения подразделениями функций количество дней практики суммируется в соответствии с графиком.
Методическое и научное руководство практикой студентов осуществляет преподаватель кафедры. Руководители практики от университета:
– помогают студенту в составлении плана работы;
– консультируют его по вопросам, связанным с производственной практикой, ведению дневника и составлению отчета;
– осуществляют контроль за выполнением студентом согласованного плана работы;
– оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
Непосредственный контроль за работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия (организации). Его функции:
– помогать составлять план прохождения практики;
– помогать своевременно и доброкачественно выполнять задания в соответствии с планом;
– консультировать студента в процессе практики, оказывать помощь в подборе материала;
– проверять качество выполненной работы и отчеты;
– давать письменную характеристику на каждого практиканта и подписывать составленные ими отчеты.
Студенты должны:
– явиться на место практики в срок, установленный графиком учебного процесса;
– выполнять правила внутреннего распорядка предприятия (организации);
– выполнять задания, предусмотренные программой;
– следовать указаниям руководителя практики;
– вести дневник по установленной форме;
– составить отчет и защитить его по окончании практики.
Содержание производственной практики
Содержание производственной практики в государственных
Финансовых органах
К базам практики относятся: Министерство финансов Республики Мордовия, Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия и его районные отделения, Министерство экономики Республики Мордовия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия и его инспекции, финансовые органы муниципальных образований, Счетная палата РМ, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Мордовия, а также аналогичные подразделения в иных субъектах Российской Федерации.
Продолжительность и последовательность работы на отдельных рабочих местах согласовываются с руководителями практики от университета и от организации в соответствии с календарным графиком, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 – Примерный календарный график прохождения производственной практики в финансовых органах
Структурные подразделения | Продолжительность практики, дни |
Общий (организационный, организационно-правовой) | 1 – 3 |
Отделы анализа и планирования (прогнозирования) доходов бюджета (федерального, регионального, местного) | 6 – 7 |
Отделы финансирования (производства платежей) из бюджета | 6 – 7 |
Итого |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫПРАКТИКИ
В первые дни производственной практики студент должен ознакомиться с базой практики, ее организационной структурой, задачами и функциями в целом, а также основных отделов.
Указанную информацию студент может получить из соответствующего положения о конкретном финансовом органе. При отсутствии общего или организационного отделов студент может получить информацию у руководителя от базы практики. Полученные материалы являются основой для написания первого раздела отчета о производственной практике.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ ОТЧЕТА
Второй раздел отчета выполняется на основе выданного руководителем от университета индивидуального задания. Примерный перечень индивидуальных заданий представлен в приложении Д.
Для того чтобы собрать данные для второго (основного) раздела отчета по практике, необходимо провести анализ составления, планирования (прогнозирования) бюджетных доходов и финансирования расходов (производства платежей) из бюджета; изучить процесс исполнения бюджетов различных уровней, механизм налогового контроля, результативность налоговых проверок с учетом величины доначисленных средств в бюджеты различных уровней и т.д. С этой целью практиканту необходимо ознакомиться с работой структурных подразделений, указанных ниже.