Музыкально - теоретический анализ «Верую» из Литургии св. Иоанна Златоуста op.42




«Символ веры» является одной из главных канонических молитв христианской религии, в названии которой заключен глубокий смысл. Произносимое только раз, в начале слово «Верую» является невидимым рефреном и мысленно относится ко всем частям. Таким образом, программный характер названия определяет функциональную основу «Символа веры», где доминирующую позицию занимает вера человека, без которой осмысление всего текста молитвы теряет свою духовную суть.

Особо важным принципом христианской религии является наличие у человека вечного стремления к познанию Бога. Верить в существование Бога означает нечто большее, чем признавать это за истину. Верить в Бога – значит полностью доверять Его Закону и Слову, выраженным в Библии и «Символе веры».

Текст молитвы складывался на протяжении многих веков и первоначально был составлен самими апостолами, друзьями и учениками Иисуса Христа, Сына Божия.

«Символ веры» заключает в себе основные догматы Христианства, идущие от глубокой древности и данные человечеству Самим Богом. «Символ веры» занимает особое место в богослужебной Литургии Православной Церкви. Он входит в состав второй части Божественной Литургии – Литургии всех верных и предваряет самую важную часть действа – Евхаристический канон. Также он имеет функцию обрамления, некой арки, во взаимодействии с молитвой «Отче наш», которая звучит после Евхаристического канона.

В настоящее время «Символ веры» поётся во время богослужения чаще всенародно, за исключением великих праздников.

Началу предшествует возглас диакона «Двери, двери, премудростию вонмем». Во время самого исполнения «Символа веры» в алтаре, который закрыт от всех присутствующих в храме, священник берёт воздухъ – покров из ткани, возлагает его на Чашу со Святыми Дарами и возвевает несколько раз. После воспевания «Символа веры» священник произносит слова:»Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами».Так начинается самая главная часть Литургии Верных – Евхаристический канон (в переводе с греческого «Евхаристия»- благодарение), во время которого Святой Дух нисходит на Святые Дары, и происходит Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Верующие благодарят Создателя за Благодать Святого Духа, поылаемого во время совершения Таинства.

Таким образом «Символ веры» наряду с «Херувимской песнью» и «Тебе поем» занимает центральное местов Литургии верных.

Форма. Главным формообразующим фактором в хоре «Верую» является духовный текст. В основе текста лежат 12 стихов молитвы «Символа веры», являющиеся кратким изложением молитвы, подчиняя всю логику музыкального развития каноническому слову, в результате чего образуется сложная трёхчастная форма.

1. 1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

2. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна

5 И воскресшаго в третий день, по Писанием; 6 И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

3. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино Крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых; 12 И жизни будущаго века. Аминь.

 

Мелодика. В хоре «Верую» просматриваются черты духовного концерта, где оформление музыкального материала соответсвует драматургии текста молитвы. Контрастность настроений композитор передаёт многими средствами музыкальной выразительности. Одним из таких средств является мелодика рассматриваемого хора, имеющая два контрастных музыкальных тематизма, меняющихся в каждой части.

В духовных сочинениях П.Г.Чеснокова все стредства музыкальной выразительностиаодчинены слову, в особенности, ладогармонический язык в синтезе с удивительной простотой и стройностью гармонических созвучий.

В хоре «Верую» основная тональность – G-dur. Композитор считал её нарядной, роскошно-красочной, празднично-торжественной.

«Верую» написано для четырёхголосного смешанного хора a capella (с divisi в партиях басов и теноров) и тенора solo

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: