Музыкально - теоретический анализ 4 хоров




Для подробного разбора берутся 4 хора П. Г. Чеснокова: два хора на стихи Ф. Тютчева «Альпы» и «Весеннее успокоение», хор на стихи А. Кольцова «Лес» и хор на стихи К. Гребенского «Теплится зорька».

 

Хор «Альпы» op. 29 №2 (на сл. Ф. Тютчева) - это пейзажная зарисовка, картина природы. Стихотворение Тютчева написано в двухдольном рамере (хорей).

Альпы

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят.

Властью некой обаянны,

До восшествия Зари

Дремлют, грозны и туманны,

Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,

Чарам гибельным конец —

Первый в небе просветлеет

Брата старшего венец.

И с главы большого брата

На меньших бежит струя,

И блестит в венцах из злата

Вся воскресшая семья!..

Картина величественных гор у Тютчева «нарисованна» в двух разных состояниях - ночь и утро(характерные тютчевские образы). Композитор чутко следует за литературным текстом. Как и поэт, композитор так же делит произведение на две части, так же различные и контрастные по своему настроению.

Первая часть хора - медленная, сдержанная, рисует картину ночных Альп, в которой передан почти мистический леденящий ужас перед этими горами - суровый и мрачный колорит минорной тональности (Соль минор), звучание неполного смешанного хора, с divisi во всех партиях.

 

Во второй строфе «Властью некой обаяны» композитор использует имитацию между тенорами и сопрано, что в сочетании с восходящей направленностью мелодии создает ощущение движения, однако это движение угасает (в соответствии с текстом).

Хор «Весеннее успокоение» op. 13 №1 (на сл. Ф. Тютчева) значительно отличается от прежде рассмотренных нами произведений. Это картина, куда легли некоторые важные мировозренческие идеи Тютчева, воплощающиеся в музыке Чеснокова.

Романтический образ весны в его творчестве - это предвосхищение новизны, возрождения, обновления природы.

О, не кладите меня
В землю сырую:
Скройте, заройте меня
В траву густую!..
Пускай дыханье ветерка

Шевелит травою —
Свирель поет издалека,
Светло и тихо облака
Плывут надо мною…

Ключевой особенностью творческого мировоззрения Тютчева является то, что природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философских размышлений о мире, его происхождении, развитии, взаимосвязях и противоположностях.

Произведение П. Г. Чеснокова написано в строфической форме, разделяемой на три небольших части, текуче переливающихся одна в другую.

Подчиняясь смысловой стороне текста, первая часть - это самая вершина звукового напряжения, куминация, от которой мы будем наблюдать постепенное умиротворительное угасание, успокоение.

Особенность данного произведения - это простота гармонии, устой на протяжении всего сочинения в одной тональности.

Хор «Весеннее успокоение»смешанный и многоголосный.

 

Хор «Лес» op. 28 № 3 (на сл. А. Кольцова) - это эпическая картина, проникнутая духом и влиянием русского народно - песенного творчества, органично сочетающаяся с собственно творческой индивидуальностью Чеснокова. Этому сочинению присущи поэтическая задушевность, исполнененная глубокого лирического раздумья, созерцания и изящества в сочетании с свойственным русскому народу трашизмом, пением «навзрыд», с огромной кульминационной точкой на fff.

Хор «Лес»смешанный и многоголосный. Хор этот написан в нароном духе. Это доказывает наличие унисонного запева, нисходящие опевающие мотивы, полифоническое канонизированное развитие, колоссальные кульминации.

В конце каждой фразы, на последнее слово, в партии баса присоединяется подголосок (divisi). Партия басов проходит в высокой тесситуре. Примечательно, что первая фраза заканчивается на тонике - интонация утверждения, а вторая фраза «Грустью темною затуманился?» в силу своей вопросительной интонации оканчивается на пятой ступени.

 

Посвящено памяти А. С. Пушкина

Что, дремучий лес,
Призадумался,-
Грустью темною
Затуманился?

Что Бова-силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою,-

Ты стоишь — поник,
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей-бурею.

Густолиственный
Твой зеленый шлем
Буйный вихрь сорвал —
И развеял в прах.

Плащ упал к ногам
И рассыпался…
Ты стоишь — поник,
И не ратуешь.

Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?

У тебя ль, было,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная…

У тебя ль, было,
Дни — роскошество,-
Друг и недруг твой
Прохлаждаются…

У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдет;

Распахнет она
Тучу черную,
Обоймет тебя
Ветром-холодом.

И ты молвишь ей
Шумным голосом:
«Вороти назад!
Держи около!»

Закружит она,
Разыграется…
Дрогнет грудь твоя,
Зашатаешься;

Встрепенувшися,
Разбушуешься:
Только свист кругом,
Голоса и гул…

Буря всплачется
Лешим, ведьмою,-
И несет свои
Тучи за море.

Где ж теперь твоя
Мочь зеленая?
Почернел ты весь,
Затуманился…

Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.

Так-то, темный лес,
Богатырь-Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.

Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.

Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.

С богатырских плеч
Сняли голову —
Не большой горой,
А соломинкой…

 

Поэзия Кольцова проникнута синтезом книжной поэзии и крестьянского песенного фольклора. Народность стихотворения «Лес» прежде всего идет из употребляемых поэтом эпитетов таких, как «Бова -силач», «не ратуешь», «молвишь». Так же в народном творчестве часто встречаются сравнения, к которым Кольцов обращается и в изучаемом нами стихотворении. Например, образ леса он сравнивает с богатырем(«Бова- силач»), который находится в состоянии борьбы со стихией («…богатырь Бова, ты всю жизнь свою маял битвами»).

В связи с такими настроениями стихотворения, музыка Чеснокова проникнута трагизмом, стихийным движением. Все произведение написано в смешанной форме: сквозная строфическая форма, присущая практически всем произведениям, написанным на основе стиха, синтезирует с куплетностью, некой рефренностью (запевностью), идущей от связи рассматриваемого нами произведения с народным искусством. Так же несомненно здесь можно увидеть и трехчастность.

Начинается сочинение в тональности До минор на общем нюансе f, но тем не менее пока что несет характер «спокойного трагизма».

Первая и третья части изображают нам повествование, некоего баяна, запевающего о далеких временах. Средняя часть переносит нас в время непосредственного бытия леса, его борьбы со стихиями. И третья часть вновь возвращает нас к Баяну.

 

Хор «Теплится зорька» op. 28 № 1 (на сл. К. Гребенского) по типу своему смешанный, написанный многоголосно для 4х партий: сопрано, альт, тенор, бас.

Теплится зорька. Тихо, светло.

Озеро дремлет точно стекло.

Не шелохнет волна.

Тишина.

Лишь чуть слышно камыш шелестит.

Да далекая песня грустит;

Звучно рыбка плеснет

И заснет.

По воде разбегается круг,

Тихих всплесков доносится звук;

Где-то филин кричит –

Ночь молчит.

А вдали над зеркальной рекой,

Отражаясь дрожащей звездой,

Светит точно глазок,

Огонек.

В небе звездочки робко горят,

Точно грустно душе говорят:

В эту бледную ночь

Думы прочь.

Отдохни успокойся, душа,

И прислушайся, как хороша,

Как для сердца слышна

Тишина

Для исполнения этот хор вызывает некоторые трудности в связи с использованием богатой гармонии, постоянно меняющейся нюансировкой, изобразительностью в музыке.

­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________________________

П. Г. Чесноков - великий мастер голосоведения. В этом плане его можно поставить в один ряд с знаменитыми Моцартом и Глинка. При главенстве гомофонно - гармонического склада, при красоте и яркости гармонической вертикали всегда можно легко проследить плавную линию мелодического движения каждого голоса.

Его вокально - хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало себе равных среди композиторов отечественной и зарубежной хоровой литературы. Он знал и чувствовал «тайну» вокально - хоровой выразительности.

Как композитор, Чесноков и поныне пользуется большой популярности. Это объясняется свежестью и современностью его «подслащенной» гармонией, ясностью формы, плавным голосоведением.

При разучивании произведений Чеснокова могут возникнуть некоторые трудности в исполнении «богатой гармонии» Чеснокова, в постоянном ее движении. Так же сложность чесноковских произведений заключается в большом количестве подголосочности, в нюансировке отдельных партий, выводом главенствующих и второстепенных планов мелодического движения.

Мы познакомились в данной работе с выдающимися творениями хоровой литературы. Хор «Альпы» и хор «Лес» - яркие зарисовки, картинные изображения происходящего в тексте. Хор «Лес» - эпическая песня, былина, показывающая нам образ Леса в виде «Бова- силача» - богатыря русских народных сказаний. И хор «Весеннее успокоение» - значительно отличающийся от всех остальных хоров. Зарисовка состояния через природу, скромная по гармонии, но как всегда картинная по своему содержанию.

 

Список литературы и электронных ресурсов

· Дыганова Е.А.- История хорового искусства. Лекция Западноевропейская хоровая музыка XIV-XV вв. Хоровая музыка эпохи Возрождения и эпохи Барокко Лекция Часть 1

 

· (https://stomfaq.ru/lekciya-zapadnoevropejskaya-horovaya-muzika-xiv-xv-vv-horovaya/index13.html)

 

· Исследовательская работа Ткаченко Е.А. «П.Г.Чесноков «Верую»», Саратов,2016

 

· https://ru.wikipedia.org/wiki/Чесноков,_Павел_Григорьевич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: