II. словарно-орфографическая работа.




К о мпьют е р, тр и буна, ст а д и он, фу т бол, ма тч, пр е дл о жение, сл о в о с о четание, ф а нтастика, г а зета, к орр еспондент.

III. Знакомство с материалами учебника, с. 83.

IV. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения 196, 197, 198, 199.

V. Повторение понятия обобщающего слова.

1. Упражнения 200, 201 – устно.

2. Чтение теоретического материала, с. 83.

VI. Закрепление изученного.

1. Упражнение 202 – устно.

2. Упражнение 203 – письменно.

Домашнее задание: упражнения 204, 205.


Предложения с обращениями

Цели: ознакомить учащихся с особенностями обращения, выделением на письме; учить находить обращения в тексте; отличать от подлежащего; использовать как средство оценки; тренировать в составлении предложений с обращениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Автор – autor (лат.) – творец, создатель.

Автор музыкального произведения.

2. Запись слов вежливости: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите.

III. Работа по теме урока.

1. Работа по материалам учебника, с. 85–86.

2. Выполнение упражнения 206 устно.

3. Восприятие обращения на слух.

Учитель читает предложения, ученики называют обращения.

1) Здравствуй, гостья-зима! (И. Никитин). 2) Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? (Ф. Тютчев). 3) Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу. 4) Голубчик! Дедушка! Я вновь к тебе пишу! (С. Есенин). 5) Присядем, друзья, перед дальней дорогой … (из песни). 6) Сережа мечтает стать космонавтом. 7) Сергей, пригласи малышей за стол.

4. Предложения 6, 7 записать, разобрать по членам.

Пронаблюдать отличие подлежащего от обращения.

5. Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями и наоборот.

1) Ребята готовили домашнее задание. 2) Старшие помогают младшим овладеть знаниями. 3) Дети любят родные места.

6. Прослушайте предложения, запишите те из них, где встретились обращения.

1) Ветры, бури, ураганы, дуйте, что есть мочи! (С. Маршак). 2) Охотник шел берегом широкого озера. 3) Длинный овраг спускался к реке. 4) Мама, в эту корзину много золота войдет? (С. Маршак).

IV. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнения 207.

2. Расставить знаки препинания.

Солнце солнце ты откуда?

Я из зорьки золотой!

Дождик дождик ты откуда?

Я из тучи грозовой!

Ветер ветер ты откуда?

Я из дальней стороны!

Мы три брата, и повсюду

Добрым людям мы нужны!

О. Высотская

V. Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных произведений. (Русская народная сказка «Морозко» – обращение мачехи к падчерице и к родной дочери; А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу; И. А. Крылов, басня «Свинья под дубом» – обращение дуба к свинье.)

Домашнее задание: придумать и записать 4–5 предложений с обращениями.

Тема: Р/Р Письмо

Цели: совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать различные типы речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа «Пиши правильно».

Ба сс ейн, ф о нтан, б а лко н, по пруду, в мелу, то нн ель,

р е гул и ровщик, ст о ляр, а лф а вит, д о г о вор, а така.

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство со статьей учебника, с 88.

2. Беседа с классом «Зачем нужны письма».

3. Чтение отрывка из рассказа А. П. Чехова «Ванька» (от слов «Милый дедушка Константин Макарович»).

4. Повторение материала о типах речи.

5. Написание коллективного письма деду морозу, в котором ребята сообщат, как позаботились о зеленых насаждениях на школьных и личных участках; поделятся, какими успехами они встретят новый год, как проведут зимние каникулы; пригласят хозяина зимы к себе в гости.

Домашнее задание: упражнение 216.

Синтаксический разбор предложения

Цели: ознакомить с порядком синтаксического разбора; закрепить умение производить синтаксический разбор; развивать умение самостоятельно строить простое предложение по заданной схеме.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. Повторение сведений о главных и второстепенных членах предложения.

IV. Запись предложений, знакомство с синтаксическим разбором простого предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

Внимание! Предложение с одной грамматической основой называется простым.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными определениями.)

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено обращением.)

V. Выполнение упражнения 217 устно, упражнения 218 письменно.

VII. Найти в тексте простые предложения, выписать и разобрать синтаксически.

Между корнями бурлила вода. Не успел охотник вскрикнуть, как лодка налетела на камни. Человек и собака оказались в воде. Вдали виднелся остров, на котором много раз уже ночевал охотник со своей собакой.

Домашнее задание: из художественного произведения выписать 5 простых предложений и произвести синтаксический разбор..

Тема: Пунктуационный разбор предложения

Цели: ознакомить учащихся с порядком пунктуационного разбора; учить производить пунктуационный разбор.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа. «Пиши правильно».

1. Уча ст вовать, к а п и тан, р е к о м е ндация, к а нд и дат, музей, к а рн а вал, к о стюм.

III. Знакомство с порядком пунктуационного разбора, с. 86–87.

IV. Выполнение упражнений 220, 221.

V. Самостоятельная работа (отражена на экране)

Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Ты сид_ на трибун_ ст_диона и смотр_ футбольный2ма_ч4. К_питан команды устр_мился с мячом3к в_ротам пр_тивника, и ты как бы беж_ вместе с ним. Ты хоч_ помоч_ и нап_дающему и защитнику и врат_рю5.Ты боле_ за них, и они это чу?ствуют.

VI. Придумать и записать 2–3 предложения, в которых будут 2–3 грамматические основы.

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Простые и сложные предложения

Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.

Ход урока

I. Синтаксическая разминка.

Предложения записаны на доске.

Начертите схему, дайте характеристику.

1. Летом пчелы гудят.

2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед.

3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.

– Что соединяет союз и в предложении?

– Какое предложение называется простым?

– Сколько мыслей выражает одно простое предложение?

II. Объяснение нового материала, с. 92–93.

III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.

1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.

2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз.

3. Таял последний снег, текли ручьи.

4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.

– Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и?

IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.

1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.

V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.

VI. Проверочная работа. (Знаки препинания не поставлены).

в а р и а н т I

1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)

2. Пришла весна закапали сосульки.

3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)

4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)

в а р и а н т II

1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).

2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)

3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)

4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.

К л ю ч: в. I – 2, 3. в. II – 2, 3, 4.

Домашнее задание: самостоятельно составить 4–5 сложных предложений, начертить схемы.

Простые и сложные предложения. словарный диктант

Цели: закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке; тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают предложения, называют грамматические основы.

II. Беседа по вопросам.

1. Какое предложение называется сложным?

2. Какую роль может выполнять союз и в простом и в сложном предложениях?

3. Сколько мыслей несет простое предложение? сложное?

4. С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного?

5. как называется предложение, если его части связаны по смыслу? если его части связаны при помощи союза?

Отвечая на вопросы, учащиеся приводят примеры.

III. Работа со схемами.

Дать характеристики предложениям по схемам:

– Что интересного вы заметили в схемах?

Внимание! Союзы и, а, но связывают независимые друг от друга предложения. Союзы и, а могут связывать однородные члены предложения.

IV. Конструирование предложений с опорой на схемы.

1. [ ], [ ]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ], а [ ].

1) Я отогнал собаку. Ежика отнес подальше.

2) Утром прихожу я на пасеку. Толя уже сидит возле улья.

3) Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки.

V. Выполнение упражнения 223.

Объясните постановку запятой на схемах.

1) 2) [ ], и [ ]. 3) [ ], а [ ].

4.

VI. Словарный диктант.

1. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось. 2. Снова ударил гром, и с шумом и ветром начался ливень. (М. Горький.) 3. Солнце еще не вставало, а жаворонки уже звенели высоко-высоко. 4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.

VII. Самостоятельная работа с текстом.

• Задание. Поставьте недостающие запятые, выделите грамматические основы в сложных предложениях.

Текст записан или спроецирован на доске.

Над рекой ярко светило солнце. Баржа стояла у стенки причала. На берегу тусклыми пятнами поблескивали замерзшие лужи и на кочках прибрежной тундры из-под снежных шапок там и сям виднелись зеленые клочья травы. Грузчики таскали из трюма ящики и тюки и ловко сбрасывали на бегущую ленту транспортера. Два крана склонились над соседней баржей и потихоньку тащили оттуда целый паровоз.

Шкипер стоял возле трюма и отмечал что-то в записной книжке. Бочки с рыбой грузили быстро, но он торопил и грузчиков и начальство и всех матросов.

Ветер стих и мороз забирал крепче. Молодой ледок широкими масляными блинами плыл по воде и по краям реки кое-где уже белели ледяные полосы. Нужно было спешить да спешить.

И. Назаров

Домашнее задание: упражнение 224.

Тема: Синтаксический разбор сложного предложения.

Цели: сообщить порядок синтаксического разбора; учить синтаксическому разбору сложного предложения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

Диктант (упр. 234).

III. Повторение о сложном предложении.

В о п р о с ы:

1. На какие группы делятся все предложения?

2. Как различать сложные и простые предложения?

3. Какими бывают предложения по цели высказывания? по эмоциональной окраске?

4. На какие группы по средствам связи делятся сложные предложения?

5. Какими бывают сложные союзные предложения?

– Обобщая сказанное, и используя таблицу, расскажите о сложном предложении.

IV. Знакомство с порядком синтаксического разбора (с.91) и Памяткой.

П а м я т к а

1. Прочитайте предложение.

2. Выделите грамматические основы каждого простого предложения.

3. Пронумеруйте ПП в составе СП.

4. Составьте схему.

5. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи.

6. Объясните постановку знаков препинания.

V. Разбор сложных предложений.

Коллективная работа с применением памятки на доске и в тетрадях.

1.

(В. Лебедев-Кумач.)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, БСП, состоит из двух ПП.)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, ССП, состоит из 2-х ПП, соединенных союзом и, перед и – запятая.)

3. [Ученые считают]1, (что зима начинается 22 декабря)2.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП, состоит из 2-х ПП, придаточное присоединено к главному союзом что, перед что – запятая.)

VI. Закрепление изученного.

Выполнение упражнения 232.

VII. Дать характеристику предложениям по схемам.

1. 2. (Чтобы …), 3.

Домашнее задание: упражнение 233.


Прямая речь

Цели: учить различать прямую речь и слова автора, составлять предложения с прямой речью и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

До свидания, до скорого свидания, до встречи.

Спасибоот спаси бог.

Пожалуйста, пожалуй, будьте любезны.

III. Наблюдения, с. 98–99 учебника.

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнение упражнений. 237 (устно), 238 (письменно).

2. Анализ схем:

1. А: «П». «П,» – а.

2. А: «П!» «П!» – а.

3. А: «П?» «П?» – а.

V. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 238.

Учитель сообщит, что в сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли, – глаголы говорить, сказать, спросить, прошептать, крикнуть, приказать, молить, подумать, вспомнить, решить, а также глаголы, обозначающие действия, которые сопутствуют говорению, мысли, чувству: засмеяться, ухмыльнуться, улыбнуться, обрадоваться, удивиться, воспрянуть духом, прищуриться, насторожиться, обидеться, расстроиться, вздохнуть, огорчиться, ужаснуться и т. п.: «Лошадь тонет!» – ахнул на всю палату Степан Иванович. (Б. Полевой.)

Прямая речь может состоять из одного слова: «Ау …ау …уу!» – отозвались на разные голоса совсем рядом. (А. Фадеев.) может включать в себя одно или несколько предложений.

VI. Разбор по членам предложения.

(М. Лермонтов.)

(М. Лермонтов.)

Пронаблюдав, учащиеся придут к выводу о том, что данные предложения с прямой речью можно отнести к БСП.

VII. Работа с текстом.

Текст записан на доске или на карточках.

• Задание. 1. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Передайте своими словами содержание и смысл текста. В чем не прав герой?

Озорник

Сказал Барбосу озорник Пойди сюда, кис-кис! И пес веселый в тот же миг от огорченья скис. Кота окликнул озорник цып-цып, иди сюда! Наш кот, услышав этот крик, заплакал от стыда. А он уже кричит Кря-кря! – кричит корове вслед! Обидел всех, обидел зря мой озорной сосед

И я тогда сказал ему Все звери мне друзья а ты их дразнишь. Почему? Так девочка нельзя. Что тут случилось! Озорник готов уж съесть меня. И долго раздавался крик Я мальчик! Мальчик я.

М. Кудинов

Домашнее задание: упражнение 240.


Косвенная речь

Цели: учить ребят различать предложения с прямой и косвенной речью; тренироваться в постановке знаков препинания.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка упражнения 241.

2. контрольный словарный диктант.

Вазочка с цветами, беспомощный щенок, грустная мелодия, лист березы, весеннее солнце, капустная бабочка, легкий ветерок, собирается молодежь, плывет морж, интересный рассказ, далекая деревня.

II. Работа по новой теме.

1. В о п р о с ы:

1) Что такое прямая речь? 2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 3) Какое место в предложении может занимать прямая речь? слова автора? 4) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? до слов автора?

Свои ответы учащиеся подкрепляют примерами.

2. Н а б л ю д е н и я над предложениями с прямой и косвенной речью.

1. Покупатель благодарно сказал продавщице: «Я доволен покупкой». 2. Дед сказал маме: «Мы поедем за грибами». 3. «Ты меня не вини», – испуганно сказала старуха. 1. Покупатель благодарно сказал продавщице, что он доволен покупкой. 2. Дед сказал маме, что мы поедем за грибами. 3. Старуха сказала ему, чтобы он ее не винил.

Учитель сообщит, что при замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, в главном предложении меняется порядок слов.

III. Записать предложения, начертить схемы.

• Задание. запишите одно из предложений, заменив прямую речь косвенной. Произведите синтаксический разбор.

1. Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных: «Приходите к нам с корзинкой после дождиков грибных». (З. Александрова.)

(Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных, чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных.)

2. Мама сказала: «Тайное всегда становится явным». (Мама сказала, что тайное всегда становится явным.)

Домашнее задание: придумать и записать 5–6 предложений с прямой речью, затем перестроить их в предложения с косвенной речью.

Диалог.

Цели: учить правильно ставить знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Фантастика, интонация, гр амм атическая о снова, ше ст- вовать, ше фст вовать, г а зета, к орре спондент, пролил, пролила, пролили.

2. Диалогдиа – ‘два’

логос – ‘слово’ (греч.)

Ш. Наблюдения над текстами учебника и знакомство с правилами на с. 103–104.

Учитель сообщит, что слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строчки, перед ними ставится тире, кавычки не ставятся.

IV. Закрепление изученного.

Прочитайте стихотворение, определите его главную мысль, рассмотрите особенности записи диалога.

Ёж фонарик не включил

Из лесной гнилушки

И на ёлку наскочил

Ночью на опушке.

– Как твои иголки? –

Ёж спросил у ёлки.

– Все целы. А как твой нос?

– Целый! – ёжик произнес.

– Извини! – промолвил ёж,

Еле сдерживая дрожь.

– Извини и ты, сосед, –

Ёлка скрипнула в ответ.

Ёж и ёлка при ночной

Встрече на опушке

Не сказали ни одной

Колкости друг дружке.

В. Орлов

– В каких репликах диалога отразились вежливость и внимательное отношение друг к другу его участников?

– Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использованы?

– Как это отразилось в пунктуации диалога?

V. Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнений 244, 245, 246.

VI. Работа в парах.

• Задание. Составьте и запишите диалог с соседом по парте на одну из тем: «Зимнее утро», «Животные – наши друзья».

Взаимопроверка. Обсуждение допущенных ошибок.

Домашнее задание: упражнение 248.

Тема: Контрольный диктант № 2 на тему: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Цель: проверить знания учащихся.

О пословицах

Пословица – это краткое мудрое изречение народа4. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжелой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка2. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны4. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка2дает яркую оценку событиям или человеку. (88 слов.)

II

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка2уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет4.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел4. Внезапно заговорил торопливый ручеек2, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)

III

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам2деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички4. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес.
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки2стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка4. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: