Самообразование
Тема:
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Составитель: С.В.Плоскова воспитатель младшей группы
2014- 2016 год
с.Коктюль
«Детская речь на всех этапах своего
Развития питается неисчерпаемой
Жизненной силой народного языка»
К.Чуковский
Актуальность темы:
Почему так актуально развитие речи у дошкольников?
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средствами общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребенка, приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные процессы через игровую деятельность. А так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, то необходимо использовать развивающие игры.
Актуальность заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
План работы по теме самообразования
№ | Тема | Сроки | Практический выход |
Подбор и изучение литературы по теме Планирование работы по самообразованию. | |||
Развитие речи через игровую деятельность | На протяжении всего срока | Дидактические игры Хороводные игры Сюжетно-ролевые игры | |
Разучивание считалок, стихов, песен. | На протяжении всего срока | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | |
Работа над развитием речи через чтения литературы. Инсценировки | На протяжении всего срока | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | |
Развиваем речь в игре | На протяжении всего срока | Развитие монологической речи у детей, развитие воображения. Игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | |
Развитие правильной речи ребёнка. Артикуляционная гимнастика | На протяжении всего срока | Развитие речевого дыхания. Логопедические игры для детей | |
Проговаривание поговорок, чистоговорки, повторяй-ка, досказалка | На протяжении всего срока | Речевые упражнения помогают научить чётко, произносить слова | |
Пальчиковые игры, упражнения | На протяжении всего срока | Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создаёт зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребёнка | |
Работа над грамматическим строем речи | На протяжении всего срока | Расширять и активизировать словарь, обогащение словаря. Учить правильно строить предложения, правильно произносить звуки и слова | |
Рассказы по сюжетным картинкам, пересказ сказок, ответы на вопросы воспитателя | На протяжении всего срока | Грамматически правильно оформить предложения. Развитие подражания правильнойфонетической речи взрослых | |
Работа с родителями | Август-ноябрь | 1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей. 2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. 3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем». | |
Работа с родителями | Декабрь-февраль | 1.Рекомендации родителям по развитию речи детей, через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику 2. Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы | |
Работа с родителями | Период 2015г | 1. Консультация «Учим ребёнка общаться». 2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет». 3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». | |
Работа с родителями | Период 2016г | 1. Анкетирование, тесты 2. Проведение праздника 3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. 4. Памятки для родителей. |