Экономическая составляющая ЧС




Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых ведущую роль играют экономические показатели. В настоящее время уделяется большое внимание экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, как основному элементу обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий воздействия чрезвычайных ситуаций, способствует формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, от их последствий. Это позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать и без того ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.
Экономический ущерб от природных и техногенных ЧС следует определять как совокупность непосредственных и отдаленных потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме.

 

По идее, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из этого определения, экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который в свою очередь, разделяется на хозяйственный и демографический т.е. социальный, косвенный ущерб, так же ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб дополнительно включает следующие элементы:

1. Прямой экономический ущерб состоит из:

- затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;

- расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;

- расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;

- затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;

- затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;

- расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т. п.;

- затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
2. Косвенный экономический ущерб. Он представляет собой неопределенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:

- снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.

- расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторнокурортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;
Как определить, насколько пострадала экономическая часть в результате чрезвычайной ситуации? Определение физической характеристики последствий экстремальных явлений как раз таки дает возможность для расчета экономических последствий чрезвычайной ситуации. При этом, основными входными параметрами являются данные о наличии и составе основных производственных и непроизводственных фондов в населенных пунктах попадающие в зону влияния поражающих факторов, и конечно же, также данные о численности населения, поголовье скота, объемах запасов материальных средств, объемах производства предприятий и размерах сельскохозяйственных угодий, подвергающихся возможному воздействию.

Данные прогнозы позволяют получить комплексную картину. Эта картина дает возможность на общегосударственном уровне рассмотреть вопросы устойчивости экономики области и выявить имеющиеся узкие места. Так же уточнить стратегию защиты от последующих экстремальных явлений.
Сегодня, воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику рассматривают на микро и макро уровнях.

 

На макроуровне на экономику влияют чрезвычайные ситуации природного, биолого-социального, экологического характера, только если их масштабы достигаю регионального или глобального уровня. Эти фактору влияют на величину валового национального продукта, на доходы населения, на величину импорта и экспорта, на равновесие совокупного спроса и предложения на рынке, на активность предпринимательской деятельности, сбережения и инвестиции, на рынок труда, на политику государства и многое другое.

Что касается микроуровня, то на нем проявляются все чрезвычайные ситуации, в том числе местного и объектного масштабов. Они сильно влияют на работу производственных объектов и на такие экономические категории, как количество и качество выпускаемой продукции, спрос и предложение на рынке, рентабельность работы предприятия, товарооборот, замещение потребностей, издержки производства, прибыль от выпускаемой продукции, заработная плата, конкурентоспособность выпускаемой продукции и др.
Примерно с 90-х годов в Российской Федерации в связи с ростом числа чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, усилия, направленные только на ликвидацию последствий этих самых чрезвычайных ситуаций становятся всё менее и менее эффективными. В этот период времени, одной из самых главных и основных задач в области защиты населения и территорий становятся задачи прогнозирования и предупреждения опасности.

До конца двадцатого века основное внимание в деятельности МЧС уделялось непосредственно ликвидации ЧС, но необратимый рост величины ущерба от стихийных бедствий, а так же различных аварий а катастроф делает эти усилия всё менее эффективными. Так, на 2006 год общий экономический ущерб в год от чрезвычайных ситуаций составил 6-7% внутреннего валового продукта страны. Возможный среднегодовой материальный ущерб с затратами на ликвидацию опасных ситуаций в составил около 100-125 миллиардов рублей.
На территории России функционирует более 45 тысяч опасных объектов. В их число входят:

-3 600 объектов, которые имеют значительные запасы аварийно химически опасных веществ,

-113 исследовательских ядерных установок,

- 12 предприятий ядерного топливного цикла,

-свыше 8 тысяч взрыво - и пожароопасных объектов, 10 АЭС с 30 ядерными энергетическими установками,

-16 специальных комбинатов по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Все эти объекты представляют потенциальную опасность в случае возникновения на них аварий и катастроф. Нужно отметить, что на радиационно дестабилизированных территориях проживает 10 млн. человек, а на территориях возможного химического заражения — 60 млн. человек.

За год происходит около 220 тысяч пожаров. Ежегодно во время пожаров погибает 12–16 тысяч человек. Величина потерь от пожаров порядком превышает общий ущерб государства от ЧС техногенного характера и является, безвозвратной. Урон от пожаров требует больших затрат для восстановления уничтоженных материальных ценностей.

Помимо всего вышесказанного, в стране эксплуатируется более 30 тысяч водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных отходов. Гидротехнические сооружения на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов эксплуатируются без реконструкции более 50 лет и находятся в предаварийном состоянии. Так о каком положительном состоянии экономики тогда можно говорить, если вероятность потерь с каждым днем все больше и больше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: