В 1-2 классе можно использовать следующие упражнения:
1. Восприятие времени по песочным часам.
Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часам
Игровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только, по его мнению, 1 минута закончится.
Игровые действия: Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают нанизывать бусины на шнурок в течение минуты. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда время закончится, дети рассказывают, сколько бусин они успели нанизать на шнурок. Учитель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили задание вовремя.
2. Оценка промежутка времени без часов.
Приложение – схемы для вырезания!
Дидактическая задача. Формировать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача. Детям предлагается разрезать листы бумаги (шаблон для вырезания) на полоски по отмеченным линиям. Необходимо выбрать тот из предложенных вариантов шаблонов для вырезания, который можно разрезать за 3 минуты.
Игровые действия: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор шаблонов для вырезания, который можно нарезать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают выполнять задание. Через 3 минуты учитель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы учитель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания.
3. Выполнение задания за определённый промежуток времени без часов.
|
Дидактическая задача. Формировать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Игровая задача. Учитель раздает детям карточки, на которых написано через сколько минут каждый должен вернуться к учителю (от 1 до 3 минут) и просит детей отойти от нее на расстояние 5 шагов. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно вернуться к учителю, как только, по его мнению, закончится время, написанное на его карточке.
Игровые действия: По сигналу учителя дети одновременно отходят от нее на расстояние 5 шагов. Учитель даёт указание: когда время, написанное на вашей карточке, по вашему мнению, истечет вернитесь ко мне. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда ребенок возвращается к учителю и отдает карточку, учитель отмечает на нейвремя прихода. Когда последний ребёнок заканчивает задание, учитель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.
В 3-4 классе можно использовать следующие упражнения:
1.Сколько времени прошло?
Игровые действия: Учитель,смотря на часы, дает первый сигнал и через 25 секунд — второй. Каждый должен сказать, сколько времени, по его мнению, прошло между сигналами, а учитель объявляет, кто правильнее определил время. Изменяя промежуток между сигналами, учитель повторяет это задание 5—6 раз и объявляет победителя.
2.А сколько нужно времени?
Игровые действия: Учитель намечает на расстоянии 200-500 или более метров группу отдельно стоящих деревьев или что-либо другое, выделяющееся на местности, и заранее посылает туда своего помощника с часами. Играющие делятся на 2—3 отряда, и каждый отряд самостоятельно определяет на глаз расстояние до намеченного места и время, за которое он может до него добежать или дойти. По сигналу учителя все начинают движение, а его помощник засекает время прибытия на место каждого отряда. Побеждает тот отряд, который выполнил задание наиболее точно по времени. Игру хорошо проводить на местности, где нужно преодолевать препятствия, переходить речку или глубокий овраг, пройти сквозь лесок и т. д.
|
3. Сколько букв?
Игровые действия: побеждает в игре тот, кто первым подсчитает количество букв в предложении, прочитанном учителем 1—2 раза. (В предложении должно быть 25—40 букв.) Можно тренироваться в подобном подсчете так: прочитать про себя 1-2 раза предложение и, прикрыв текст, подсчитать количество букв в нем. Затем проверить себя.
Подберите упражнения на преобразование величин, выраженных в различных единицах измерения времени. Приведите возможные рассуждения учащихся. На что нужно обратить внимание учащихся при рассмотрении арифметических действий с величинами, выраженными в единицах времени? Подберите интересный познавательный материал, который можно использовать для подобных заданий.
В последнюю очередь в 4 классе рассматривается сложение и вычитание величин, выраженных в разных единицах времени, умножение и деление на число.
Нужно обратить внимание на то, что соотношение между мерами времени не кратно 10, следовательно, сложно для заучивания. Рекомендуется, все действия с мерами времени выполнять с предварительным переводом, из крупных в мелкие.
|
Сложение и вычитание именованных чисел,выраженных в мерах времени, имеет большое сходство с выполнением этих действий над именованными числами, выраженными в метрических мерах: те же ступени, обусловленные нарастанием трудностей, те же формы записи этих действий, те же условия выполнения действий — действия с небольшими числами выполняются устно, с большими числами — письменно.
Но в выполнении действий над этой категорией чисел есть и различия, которые сводятся к следующему:
1. при сложении в некоторых случаях окончательный результат получается не сразу, а после превращения мер низшего наименования в меры высшего наименования;
2. при вычитании, когда приходится занимать единицу высшего разряда и раздроблять ее, нужно строго учитывать единичное отношение этих мер, так как они разные.
Приведем примеры сложения и вычитания именованных чисел с мерами времени, которые целесообразно рассматривать совместно в порядке их сопоставления:
Сложение | Вычитание |
1) К простому именованному числу прибавляется простое именованное число другого наименования: 3 часа + 45 мин. = 3 часа 45 мин. | 1) Из составного именованного числа вычитается простое именованное число и в остатке получается простое именованное число: 3 часа 45 мин. — 45 мин. = 3 часа |
2) Сложение составных именованных чисел без превращения полученного результата: | 2) Вычитание составных именованных чисел без занимания и раздробления: |
3) Сложение составных именованных чисел с превращением: | 3) Вычитание составных именованных чисел с раздроблением: |
При изучении этой величины, предлагают для решения три вида задач, в которых:
1. находят время окончания события, если известно начало и продолжительность;
Например. Саша пришел в школу в 8 часов. Уроки продолжались 4 часа. Во сколько закончились уроки?
2. находят время начала события, если известно продолжительность и конец;
Например. Соревнования по теннису закончились в 4 ч 10 мин дня. В котором часу они начались, если длились 5 ч 40 мин?
3. находят продолжительность события, если известно начало и конец.