А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Лирические отступления в романе».




Роман «Евгений Онегин» приближается к поэме лирическим тоном изложения, обусловленным близостью изображаемых персонажей к жизни автора, его мыслям, чувствам. Произведение изобилует лирическими отступлениями, в которых поэт открыто выражает свои личные настроения и переживания, свои общественные и литературные взгляды, предположения, свое личное отношение к изображаемым персонажам. Поэтому прав был Белинский, когда писал, что «Онегин»- самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».

В образ Евгения Онегина Пушкин вложил некоторую долю автобиографического материала. Вот что читаем мы в первой главе романа:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Игру страстей мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас…

Но, несмотря на некоторое сходство в настроениях и жизни между Пушкиным и Онегиным, автор предостерегает от отождествления его с главным героем романа. В этой же главе поэт отмечает «разность» между ним и Евгением:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны…

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Поэт горячо любит свою Татьяну, сочувствует ей. Он, например, пишет:

Я так люблю

Татьяну милую мою!..

Письмо Татьяны предо мною:

Его я свято берегу,

Читаю с тайною тоскою

И начитаться не могу…

Остановимся на тех отступлениях, которые касаются литературных вопросов. В главе третьей Пушкин намечает возможность перехода к прозе:

Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес,

И Фебовы презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы,

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

Этот план романа был действительно осуществлен Пушкиным в конце жизни изданием романа «Капитанская дочка».

К той же теме Пушкин возвращается в главе шестой:

Лета к суровой прозе клонят,

Лета шалунью рифму гонят…

Наконец, в отрывках из путешествия Онегина Пушкин говорит о смене в своем творчестве романтического метода реалистическим.

В начале главы восьмой Пушкин вкратце намечает важнейшие для своего творческого пути, начиная с лицейских годов (смотри строфы I и II).

Дальнейшие этапы своего литературного развития Пушкин олицетворяет в образе музы, которая меняла свой облик, характер вместе с ростом поэта.

То муза «несла свои дары в безумные пиры и как вакханочка резвилась», то «по скалам Кавказа она Ленорой при луне скакала на коне», то

… В глуши Молдавии печальной

Она смиренные шатры

Племен бродящих посещала…

Вдруг изменилось все кругом;

И вот она в саду моем

Явилась барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою

в руках.

В романе поэт размышляет и о других литературно- художественных направлениях, например:

Пою приятеля младого

И множество его причуд.

Благослови мой долгий труд

О ты, эпическая муза!

И верный посох мне вручив,

Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

Довольно! С плеч долой обуза!

Я классицизму отдал честь,

Хоть поздно, а вступленье есть.

Отметим также те строфы, где Пушкин выражает свое отрицательное отношение к высшему светскому обществу; в конце главы шестой поэт пишет о мертвящем влиянии света:

А ты, младое вдохновенье…

 

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И, наконец, окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Еще более резкая характеристика высшего света дана в седьмой главе (45 строфа) и в восьмой главе (строфы 24- 26-я), а также в 46-й и 47-й строфах шестой главы.

В 36-й строфе седьмой главы Пушкин выражает свои патриотические чувства в связи с воспоминаниями о Москве:

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Глубоким, задушевным лиризмом проникнуты те строфы, где Пушкин говорит о непрерывной текучести жизни, о быстрой смене поколений, возрастов, времен года.

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут…

Так наше ветреное племя

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

Мне б было грустно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить.

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Прекрасны лирические отступления, посвященные описанию картин природы, обращениям к друзьям поэта, даже описаниям женских ножек. Поистине перед читателем раскрывается «даль свободного романа», »собранье пестрых глав».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: