Исследование умений чтения учащихся на разных этапах обучения иностранному языку




Федюшкина Светлана Владимировна,

учитель английского языка МАОУ «Лингвистическая гимназия № 27»,

г. Северодвинск

svetifed@mail.ru

 

Самыловская Марина Вячеславовна,

учитель английского языка МАОУ «Лингвистическая гимназия № 27»,

г. Северодвинск

m.samylovskaya@yandex.ru

Исследование умений чтения учащихся на разных этапах обучения иностранному языку

Аннотация. Данная статья посвящена одному из ведущих виду речевой деятельности при обучении иностранному языку – чтению. Авторы статьи раскрывают понятие данного вида деятельности, акцентируя внимание на его роли и функциях в современном информационном обществе в целом и образовательном процессе в частности. В статье также описаны три этапа работы над текстами, цели, которые ставятся на каждом этапе, подробно рассмотрены упражнения, выполняемые на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах подачи материала. В статье рассмотрена последовательность упражнений, направленная на решение речемыслительных задач, которая способствует повышению мотивации и стимулирует речевую активность обучающихся.

Ключевые слова: ведущий вид речевой деятельности, чтение, образовательный процесс, предтекстовый, текстовый, послетекстовый этап, упражнения разного типа.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения и познавательную функцию языка. Существенную роль при этом играет сам процесс чтения, который создает предпосылки для работы мышления. И для того чтобы процесс чтения стал увлекательным, интересным и понятным, задача учителя сегодня – использовать ситуацию текста в качестве опоры для успешного формирования и развития речемыслительных умений учащихся.

 

Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение на ИЯ сопровождается целым рядом мыслительных операций – наблюдением, сравнением, анализом, синтезом. [1, с.107]

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

ü чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации);

ü чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности.

Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

ü с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

ü с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

ü с выборочным пониманием конкретной информации (просмотровое/поисковое чтение). [3, с.16]

 

Обучение разным видам чтения нацелено на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающего на основе процессов зрительного восприятия и перекодировки информации. Для того чтобы текст стал продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап:

Цели:

Ø определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения;

Ø создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

Ø сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Текстовый этап:

Цели:

Ø проконтролировать степень сформированности различных языковых и речевых умений;

Ø продолжить формирование соответствующих умений.

Послетекстовый этап:

Цель:

Ø использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. [1, с.107]

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Возможные упражнения предтекстового этапа:

Упражнения на прогнозирование содержания:

1. Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте.

2. Сформулируйте предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, фото, фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.

3. Определите основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. (Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями).

4. Просмотрите текст/ первый абзац и определите, о чем этот текст.

5. Прочитайте вопросы/ утверждения по тексту и назовите его тему.

 

Возможные упражнения текстового этапа:

Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:

1. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.

2. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.

Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

1. Найдите синонимы, антонимы к данным словам.

2. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.

3. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.

Упражнения на различение грамматических явлений:

1. Выпишите предложения с данной грамматической формой.

2. Объясните употребление данной грамматической формы.

Трансформационные упражнения:

1. Составьте из двух предложений одно простое.

2. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.

3. Выразите ту же мысль другими средствами (словами).

4. Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.

Упражнения на свертывание текста:

1. Выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания.

2. Прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования.

3. Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию.

4. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.

5. Составьте сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора из предложенных 20.

6. Заполните таблицу (впишите нужную информацию).

Упражнения на реконструкцию текста:

1. Расположите следующие предложения текста в логической последовательности.

2. Предложите, как будут развиваться события во второй главе/следующей части текста.

3. Выберите подходящий заголовок к каждому из абзацев.

Упражнения на перефразирование:

1. Замените слово синонимом по образцу.

2. Замените слова дефиницией (описанием).

3. Преобразуйте текст из настоящего в прошедшее время.

 

Возможные упражнения послетекстового этапа:

Упражнения на выявление нового в тексте:

1. Выявите новое из прочитанного текста, выскажите свое мнение по поводу прочитанного.

2. Выразите свое согласие (несогласие с приведенными ниже утверждениями).

3. Выберите правильный ответ (задания на множественный выбор).

Упражнения на передачу сюжета:

1. Ответьте на вопросы по тексту.

2. Используя факты из текста, расскажите о….

3. Составьте план текста, выделив его основные мысли.

4. Перескажите текст, используя план.

5. Придумайте, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.

6. Драматизация целого текста или его отрывков.

Упражнения на составление характеристики персонажей:

1. Выделите авторские характеристики.

2. Дайте свою характеристику героям.

3. Расскажите текст от лица главного героя, возможно и письменно. [2, с.109]

Данные виды упражнений направлены на развитие умений репродуктивно-продуктивного характера, т.е. умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста. Как видим, текст является основой для формирования и развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. В этом смысле работе с текстом на каждом этапе обучения отводится значимая роль в учебном процессе. Безусловно, задания на каждом этапе будут варьироваться в зависимости от вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое и просмотровое) и сформированности умений учащихся. Для работы с текстом на иностранном языке характерны и специфические трудности, связанные с наличием незнакомых слов, с необходимостью уметь пользоваться словарем или догадаться о значении слов по контексту, понимать структуру чужого языка, его грамматический строй и особенности различных стилей. Для лучшего усвоения учащимися материала, предложенного в любом тексте, необходима последовательность упражнений (от простого к сложному), которые бы позволили учащимся понять текст, выделить главные идеи, найти нужную информацию, передать содержание прочитанного.

С целью выявления необходимости использования специальных упражнений для формирования речемыслительных умений учащихся, мы провели анкетирование обучающихся 3, 6, 9 классов МАОУ «Лингвистической гимназии №27». В опросе принимали участие 50 человек.

Цель анкетирования – выявление показателей сформированности речемыслительных умений при работе с учебным текстом. В ходе проведения анкетирования ученикам было задано пять вопросов. К каждому вопросу предлагался выбор ответов.

Представляем содержание анкеты:

1. При работе с текстом я хорошо справляюсь с такими заданиями как:

1) определите верное/неверное суждение;

2) ответьте на вопросы после текста;

3) перескажите текст.

2. Лучше понять содержание текста мне помогают следующие упражнения:

1) соотнесите слово с его значением;

2) выберите подходящий заголовок к каждому из абзацев;

3) расположите следующие предложения текста в логической последовательности.

3. Я испытываю трудности при выполнении заданий:

1) замените слова синонимами по образцу;

2) составьте сокращённый вариант текста;

3) определите от каких слов образованы данные слова.

4. Из творческих заданий я чаще всего выбираю:

1) выполните проект по содержанию текста (рисунок, коллаж, комикс, презентацию и т.п.);

2) придумайте окончание истории;

3) подберите к сюжету рассказа пословицы.

5. Работа с текстом помогает мне:

1) составить лексическую тему (свой рассказ);

2) лучше понять применение грамматических правил;

3) расширить словарный запас.

Представим результаты анкеты для учащихся.

В процессе количественной обработки данных анкетирования на первый вопрос было выявлено процентное увеличение ответов «ответьте на вопросы после текста» на разных этапах обучения.

При ответе на второй вопрос, касающегося понимания содержания текста мы наблюдаем рост интереса к заданию «выберите подходящий заголовок к каждому из абзацев» в 9 классах. Кроме того, мы отмечаем повышение показателя такого явления, как «соотнесите слово с его значением» у учащихся 6 класса.

Достаточно позитивным моментом в нашем исследовании является снижение показателя речемыслительных умений учащихся по третьему вопросу «трудности при составлении сокращенного варианта текста», т.е. процентное уменьшение положительных ответов на данный вопрос с 11 до 6 % на разных этапах обучения.

В соответствии с ответами учащихся на четвертый вопрос мы наблюдаем, что для формирования данных умений способствуют следующие виды творческих заданий: преимущественно презентация проекта – 3, 6, 9 классы; продолжение рассказа - 6, 9 классы, больше всего выбирают работу с подбором пословиц по содержанию текста 3 классы.

Ответы учащихся на пятый вопрос свидетельствуют, что работа с текстом на начальном и среднем этапах обучения помогает расширить словарный запас, а в старших классах становится более актуальным составление лексических тем на основе текста, что обусловлено тем, что обучающиеся владеют достаточным количеством лексических единиц для данного вида упражнения.

Наглядно процентные подсчёты представлены в диаграммах.

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

 

 

Вопрос 5.

Итак, в ходе количественной обработки полученных данных анкетирования были сделаны следующие выводы:

В связи с уровнем сформированности речемыслительных умений на разных этапах обучения, учащиеся выбирают задания в формате ОГЭ, наблюдается снижение такого показателя как «трудности при составлении сокращенного варианта текста». Но у детей проявляется активный интерес к выбору творческих заданий на разных этапах обучения.

Таким образом, полученные результаты предоставляют возможность педагогам модифицировать упражнения при работе с текстом в соответствии с уровнем сформированности данных речевых умений обучающихся. Кроме того, дают резерв для педагогического мастерства.

Общим результатом нашего исследования является не только выявление взглядов участников образовательного процесса, но и разработаны методические рекомендации по данному вопросу.

Учителю, нацеленному на проведение уроков, способствующих формированию у учащихся речемыслительных умений при работе с учебным текстом:

1. Необходимо учесть, что задания, предлагаемые в УМК возможно модифицировать в соответствии с уровнем сформированности у учащихся данных речевых умений.

2. Необходимо ориентировать учеников на практическое применение речевой компетенции в ситуациях общения.

3. Помнить, что подготовка к урокам связана с затратами на подбор адекватного дидактического обеспечения: поиском упражнений и способов устранения возникающих трудностей при выполнении данных заданий.

4. Принимать во внимание, что использование разнообразных заданий в контексте современных образовательных технологий должно быть методически оправдано.

5. Учитывать, что подбор упражнений должен быть направлен на формирование и развитие креативных способностей всех участников образовательного процесса.

 

Ссылки на источники

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.

2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А. Ф Будько, С.И. Петрова. – 9-е изд., стер.- Мн.: Выш. шк., 2004. – 522 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – 202 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Шевякова А. Методики обучения чтению: что лучше? https://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/Txt/rev_read_meth.htm.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: