В настоящее время в Тверской области остро стоит проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления. Значительное количество твердых бытовых отходов (далее - ТБО) попадает на несанкционированные свалки, число которых постоянно растет, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот. Эта ситуация усугубляется несовершенством действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, недостаточным финансированием полномочий по регулированию деятельности в сфере обращения с отходами, возложенных на органы местного самоуправления.
В настоящее время ТБО в хозяйственный оборот на территории Тверской области вовлекаются слабо, существенный их объем направляется на захоронение. На территории Тверской области за 2013 год Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области было выявлено 141 несанкционированная свалка.
По имеющейся в Министерстве информации (Приложение 1) в Калининском, Конаковском, Калязинском, Кувшиновском, Лесном, Спировском, Удомельском, Старицком районах Тверской области оставшийся ресурс действующих свалок ТБО почти исчерпал себя. Отсутствие единой идеологии сбора и размещения ТБО, технологии обращения с отходами неэффективны и, при этом, зачастую не удовлетворяют санитарно-экологическим нормам. По-другому ситуация обстоит в Андреапольском, Западнодвинском, Селижаровском, Сонковском районах Тверской области, где срок завершения эксплуатации действующих свалок ТБО приходится на 2036-2053 года.
Основные источники образования отходов на территории Тверской области, по данным Управления Росприроднадзора Тверской области, являются предприятия:
· Конаковская ГРЭС филиал ОАО «ЭНЕЛ ОГК-5»;
· Общество с ограниченной ответственностью «Дантон – Птицепром» Ржевская птицефабрика» филиал №1;
· ОАО «Савеловский машиностроительный завод» г.Кимры;
· Производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комплекс»;
· ЗАО «Вагонкомплект»;
· ОАО «Агрофирма Дмитрова Гора»;
· ООО «ТверьВодоканал», ОАО «Сибур-ПЭТФ»;
· ООО «Лескомбинат» п. Лесной.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов производства и потребления относится к вопросам местного значения.
Отсутствие у органов местного самоуправления достаточного количества финансовых ресурсов для решения вопросов в сфере обращения с ТБО, эксплуатация большинства санкционированных свалок ТБО с грубыми нарушениями технологии захоронения мусора, отсутствие системы сбора и удаления ТБО с территорий населенных пунктов, отсутствие экологических механизмов, препятствующих возникновению несанкционированных свалок, бесконтрольность вывоза ТБО, приводит к тому, что на территории Тверской области создается неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, возникает угроза здоровью населения.
При этом распоряжением Правительства Тверской области от 21.02.2013 № 78-рп «О рабочей группе по вопросам развития отрасли обращения с отходами в Тверской области» образована межведомственная рабочая группа по вопросам выработки основных направлений государственной политики Тверской области в области обращения с отходами, в которую вошли представители высшего исполнительного органа государственной власти Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, муниципальных образований Тверской области и Общественной палаты Тверской области. К работе привлечены представители прокуратуры Тверской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Рабочей группой был разработан план мероприятий по вопросам выработки основных направлений государственной политики Тверской области в области обращения с отходами (в части твердых бытовых и промышленных отходов).
Указанным выше планом мероприятий предусмотрено решение задач, поставленных перед субъектом Российской Федерации в рамках Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р, а также планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р.
На заседаниях рабочей группы обсуждались действующие нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами, а также проекты федеральных нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами. Принято решение об уточнении полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Постановлением Правительства Тверской области от 02.04.2013 № 114-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп» в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области закреплено полномочие по участию в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Внесение других изменений в положения об иных областных исполнительных органах государственной власти Тверской области, определяющих полномочия в сфере обращения с отходами, планируется осуществить после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В рамках работы межведомственной рабочей группы подготовлены отчеты о современном состоянии санкционированных свалок, расположенных на территории Тверской области, а также о выявленных несанкционированных свалках в Тверской области и их санитарном состоянии. Предложены варианты зонирования территории Тверской области на технологические районы для размещения объектов утилизации твердых бытовых отходов. Проведен анализ существующих тарифов на сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых и производственных отходов в разрезе муниципальных образований Тверской области, а также обеспеченности муниципальных образований Тверской области парком транспортных средств по вывозу твердых бытовых отходов. Сформирован перечень земельных участков в Тверской области, которые возможно представить инвесторам для размещения полигонов твердых бытовых и производственных отходов. Подготовлены предложения по совершенствованию системы санитарной очистки территорий населенных пунктов и обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Тверской области, по комплексу мер развития системы сбора и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов в Тверской области, по предоставлению муниципальным образованиям Тверской области субсидий из областного фонда софинансирования расходов на софинансирование расходных обязательств в сфере обращения с отходами, по привлечению инвестиций в строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов с целью использования твердых бытовых и промышленных отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.
Состоялись заседания Общественных Советов при Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерстве экономического развития Тверской области, на которых рассмотрены предложения по проведению организационных и разъяснительных работ с населением Тверской области по порядку организации раздельного сбора отходов.
Общественные обсуждения приоритетных мероприятий в области обращения с отходами не проводились, а также не осуществлено внесение изменений в государственные программы областных исполнительных органов государственной власти Тверской области в части включения в них мероприятий в области обращения с отходами с необходимым финансированием, в связи с тем, что принятие законопроекта, направленного на внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе наделяющих субъект Российской Федерации полномочиями по участию в организации деятельности по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов, отложено.
По результатам деятельности рабочей группы разработана и 01.10.2013 распоряжением Правительства Тверской области от 01.10.2013 № 488-рп утверждена Стратегия развития системы обращения с отходами в Тверской области на период до 2030 года (далее – Стратегия), определяющая основные направления государственной политики Тверской области в области обращения с отходами.
Наличие такого документа как Стратегия обусловлено необходимостью гармоничного решения природоохранных и экономических задач, устранения ряда дисбалансов и рисков негативного воздействия на окружающую среду при обращении с твердыми бытовыми отходами.
В разработке Стратегии приняли участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти Тверской области, представители бизнес-сообщества, научных и общественных организаций.
При подготовке Стратегии использованы положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. № Пр-1102, а также принципы и нормы международного права, международных договоров Российской Федерации.
Стратегия определяет главную цель, принципы, приоритеты, основные задачи и направления реализации долгосрочных действий Правительства Тверской области и общества, направленных на минимизацию негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду и на максимальное вовлечение твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот.
Реализация Стратегии осуществляется в четыре этапа со сроком полной реализации до 2030 года.
Эффективность реализуемых мер оценивается в соответствии с целевыми показателями, которые устанавливаются для достижения главной цели Стратегии.
Реализация Стратегии, достижение ее стратегической цели должны обеспечиваться эффективной деятельностью органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями.
В рамках исполнения мероприятий вышеуказанной Стратегии за 2013 год на базе Тверского института экологии и права 13.12.2013 состоялся семинар «Правовые аспекты охраны и рационального использования природных ресурсов», приуроченный ко Дню Конституции Российской Федерации. В рамках семинара прозвучал целый ряд докладов, в том числе по экологическим проблемам в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Общественной палатой Тверской области в 2013 году изданы и распространены среди воспитанников детских садов брошюры для детей дошкольного возраста «Скажи мусору «Нет!», разъясняющие правила обращения с отдельными видами отходов.
Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области издается и распространяется ежеквартальный экологический вестник Тверской области.
При этом, несмотря на активную позицию Правительства Тверской области и предпринимаемые шаги по реализации мероприятий Плана «Стратегии развития системы обращения с отходами в Тверской области на период до 2030 года», следует отметить крайне низкую заинтересованность органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в реализации мероприятий Плана Стратегии.
Вместе с тем, принимая во внимание планируемое вступление в силу существенных изменений в федеральном законодательстве, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления, которые повлекут за собой необходимость совершенствования региональной нормативной правовой базы в указанной сфере, дальнейшая слаженная и эффективная работа всех заинтересованных сторон в рамках рабочей группы будет способствовать скорейшему решению проблем в области обращения с отходами в Тверской области.
Цель государственной политики в области обращения с ТБО является также установление максимального уровня утилизации и обезвреживания ТБО путем вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии.
Переработка отходов является экономически выгодной деятельностью, поскольку продукция, произведенная из вторичного сырья дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду, почву, чем сжигание. При правильной организации сортировки и вывоза ТБО можно достичь стопроцентной их переработки. Информация о предприятиях, принимающих вторичные ресурсы, представлена в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1.
Информация о предприятиях, принимающих вторичные ресурсы
№ | Наименование организации | Наименование принимаемого вторичного сырья | Адрес, телефон, сайт | График работы |
ООО «ВторРесурс» | Макулатура, пленка, бумага | Тверь, пр-т 50 лет Октября, 14. Пункт приёма: Старицкое шоссе, 14; 8(4822)44-62-48; https://ekotver.ru | 8.00 – 17.00 | |
ООО «Технострой» | Макулатура, пленка, бумага, ящики | Тверь, ул. 8-Марта, 23; 8(4822)44-04-04; https://tstver.com/ | 8.00 – 20.00 | |
ООО «Эко-Сервис» | Макулатура | Тверь, ул. Брагина, 36. Пункт приёма: Барихино поле, 5; 8(4822)34-71-01 | 9.00 – 17.00 | |
ООО «Альт Папир Тверь» | Макулатура | Тверь, Промышленный пр-д, 11 | 9.00 – 18.00 | |
ООО «ТВМК» | Пленка, пластик | Тверь, Александровский пер., 2-А, 8(4822)58-82-95 (двор Пролетарки) | 9.00 – 18.00 | |
ООО «Экобытсервис» | Вывоз мусора, ТБО и ЖБО | Тверь, ул. Серебряная, 11, 8(4822)33-14-68 | 9.00 – 17.00 | |
ООО «МетПром» | Лом цветных и чёрных металлов | Тверь, пл. Гагарина, 1 (Московское шоссе), 8(4822)33-68-60 | 8.00 – 17.00 | |
ЗАО «Тверьвтормет» | Лом цветных и чёрных металлов | Тверь, ул. Симеоновская, 11, 8(4822)34-29-02; 44-00-81 | 8.30 – 17.30 | |
ОАО «Тверьвторцвет-мет» | Лом цветных и чёрных металлов; бытовая техника | Тверь, ул. Карбышева, 8; 8(4822)44-01-11; https://tvcm.org/ | 8.00 – 18.00 | |
ООО «Тверьломторг» | Лом цветных и чёрных металлов | Тверь, ул. Хрустальная, 51 (база); (4822)70-50-50; 70-50-55 | ||
ООО «РосВторМет» | Лом цветных и чёрных металлов | Тверь, ул. 8 Марта, 23; 8(4822)33-15-85 | 8.00 – 20.00 | |
ООО «Экоуниверсал» | Отходы I-IV класса опасности | Тверь, ул. Советская, 32; 8(4822)47-67-92 | 8.00 – 18.00 | |
Комиссионный магазин Yolanta | Одежда, обувь | Тверь, ул. Вольного Новгорода, 13, стр. 1; 8(4822)34-88-25, www.yolanta.ru | 10.00 – 18.00 | |
ООО НПП «Диапазон» | Люминисцент-ные лампы | Тверь, ул. Дмитрий Донского, 35а; 8(4822)32-18-79; 34-31-71 | 8.30 – 16.45 | |
ООО «Экорезина» | Покрышки | Тверь, ул. Индустриальная, 13; 8(4822)34-28-30 | 8.30 – 16.00 (будни) |
Таблица 2.5.2
Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы)[3] за 2013 год, тонн
Класс опасности отходов для окружающей среды | Наличие отходов на начало отчетного года | Образование отходов за отчетный год | Поступление отходов из других организаций | Использование отходов | Обезвреживание отходов | ||||||||||||
ВСЕГО | 1366422,875 | 906006,653 | 245877,249 | 418621,674 | 3622,359 | ||||||||||||
I класс | 3,750 | 33,478 | 0,006 | 0,001 | 0,090 | ||||||||||||
II класс | 6,564 | 208,953 | 51,908 | 122,033 | 12,191 | ||||||||||||
III класс | 152,582 | 213947,281 | 111,715 | 2969,123 | 9,275 | ||||||||||||
IV класс | 1007338,120 | 143129,754 | 113601,737 | 119612,656 | 25,551 | ||||||||||||
V класс | 358921,861 | 548687,187 | 132111,884 | 295917,862 | 3575,251 | ||||||||||||
Класс опасности отходов для окружающей среды | Передача отходов другим организациям | Размещение отходов на собственных объектах за отчетный год | Наличие в организации на конец отчетного года | ||||||||||||||
всего | из них: | всего | из них: | ||||||||||||||
для использования | для обезвре-живания | для хранения | для захоронения | хранение | захоронение | ||||||||||||
ВСЕГО | 554081,676 | 466279,097 | 3825,323 | 6834,777 | 74330,317 | 207976,502 | 97530,618 | 110155,082 | 1431825,986 | ||||||||
I класс | 30,834 | 0,407 | 27,762 | 0,196 | 2,176 | 0,376 | 0,341 | 0,001 | 6,307 | ||||||||
II класс | 73,268 | 36,836 | 22,957 | 4,907 | 8,272 | 50,583 | 0,553 | 50,030 | 9,903 | ||||||||
III класс | 210837,692 | 209445,344 | 1230,468 | 124,453 | 37,299 | 265,577 | 35,880 | 228,550 | 166,938 | ||||||||
IV класс | 19126,139 | 2671,774 | 611,420 | 374,910 | 15454,074 | 68810,075 | 99,712 | 68687,176 | 1056618,088 | ||||||||
V класс | 324013,744 | 254124,737 | 1932,716 | 6330,312 | 58828,496 | 138849,891 | 97394,132 | 41189,325 | 375024,750 | ||||||||
В настоящее время назрела острая необходимость создания эффективной системы сбора и переработки ТБО, которая должна содержать финансовые и организационные условия с учетом современных технологий и возможности привлечения финансовых ресурсов и инвестиций.
Государственный реестр объектов размещения отходов - систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов, получаемых в результате проведения государственного учета объектов размещения отходов, состоит из территориальных разделов. Территориальный раздел государственного реестра объектов размещения отходов – раздел государственного реестра, содержащий сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории определенного субъекта Российской Федерации. Функция по ведению территориального раздела реестра в пределах Тверской области возложена на Управление Росприроднадзора по Тверской области.
Таблица 2.5.3
Наличие действующих свалок для захоронения отходов потребления, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)
№ п/п | Свалки | Местонахождение | ИНН | Регистрационный номер ГРОРО |
ООО «Благоустройство» | г. Андреаполь, ул. Советская, д.67а | |||
ООО «Благоустройство» | г. Лихославль, л. Гагарина, д.51 | |||
МУП «ТБО – Сервис» | г.Нелидово, ул. Советская, д.30 | |||
ООО «Жилищное и коммунальное хозяйство» | г. Калязин, ул. Володарского, д. 11 | |||
ОАО «Комбинат «Изоплит» | Конаковский район, д. Изоплит, д. Стариково | |||
ОАО «ЖКХ Редкино» | Конаковский район, п. Редкино, ул. Парковая | |||
ООО «Весьегонск-Строй» | г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д.37Г | |||
ООО «Ресурс» | г. В. Волочек, Ржевский тракт, стр.187 | |||
МУП «Доркомсервис» МО Конаковского района | г. Конаково, ул. Восточно-промышленный район, д.12 | |||
ООО «Жилищное благоустройство» | г. Кимры, ул. Кольцова, д.40 | |||
МУП ГП – город Кашин «КХ» | г. Кашин, ул. Луначарского, д.16/2 | |||
ООО МПКХ | г. Бежецк, ул. Красноармейская, д.6 | |||
МУП «Тверьспецавтохозяйство» | г. Тверь, ул. Волынская, д.65 Калининский район, Михайловское с/п, д. Александровка | |||
ОАО «Племзавод «Заволжское» | Калининский район, п. Заволжский | |||
ООО «Волонте-2» | Бологовский район, ЗАТО Озерный, ул. Заводская, д.7 | |||
ООО «Сервис» | г. Торжок, Ленинградское шоссе, д.46В | |||
ООО «Максатихинские коммунальные системы» | п. Максатиха, ул. Железнодорожная, д.1б | |||
МУП «Жилкоммунсервис» | п. Рамешки, ул. Строительная, д.2 | |||
ООО «Осташков ЖКХ» | г. Осташков, ул. Строителей, 9А | |||
МП Удомельского района Тверской области коммунального хозяйства | г. Удомля, пр-т Энекргетиков, д.22, стр.3 | |||
МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» | г. Андреаполь, ул. Октябрьская, д.57 | |||
ООО «ЖКХ Жарковский» | п. Жарковский, ул. Коммунальная, д.19 | |||
ООО «Благоустройство» | г. Западная Двина, ул. Школьнаяд.2а | |||
МУП «ККХ» | пгт. Кесова Гора, ул. Заводская, д.16 | |||
ООО «Дороги» | г. Кувшиново, ул. Красноармейская, д.53 | |||
МУП «Старица-Сервис» | г. Старица, ул. Захарова, д.70 | |||
МУП ГТ «Жилкоммунуслуги» | г. Торопец, ул. Комсомольская, д.41 | |||
ООО «Спецтехника» | г. Ржев, ул. Н. Головни, д.33а | |||
МП «ЖКУ» | г.Красный Холм ул..Мясникова, 1/17 | |||
ООО «Благоустройство» | г.Андреаполь | |||
ООО «Управляющая компания Альянс» | п. Сандово |
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что отсутствие единой системы обращения с бытовыми и промышленными отходами является одной из серьезных экологических проблем Тверской области.
Размещение отходов
По данным сведений статистической отчетности по форме 2тп (отходы) в течение 2013 года на территории Тверской области образовалось 906006,653 т отходов производства и потребления. Из них I класса опасности – 33,478 т, II класса опасности – 208,953 т, III класса опасности –213947,281 тыс. т, IV класса опасности – 143129,754 тыс. т, V класса опасности – 548687,187 тыс. т (рис. 2.5.1.).
Сведения об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов на территории Тверской области в 2013 году представлены в таблице 2.5.2 [4].
Использование отходов на предприятиях области в 2013 г. составило 418,622 тыс. тонн, или 46 % от общего количества образовавшихся отходов, в основном, это отходы IV и V классов опасности.
Обезвреживание отходов на предприятиях составило 3,622 тыс. тонн, или 0,4 % от количества образовавшихся отходов, в основном это отходы V класса опасности.
Передача отходов сторонним предприятиям составила 554,082 тыс. тонн, или 61 % от количества образовавшихся отходов.
На собственных объектах размещено (хранение и захоронение) 207,98 тыс. тонн, или около 23 % образовавшихся отходов.