Раздел 5. Отходы производства и потребления




 

В настоящее время в Тверской области остро стоит проблема в сфере обращения с отходами производства и потребления. Значительное количество твердых бытовых отходов (далее - ТБО) попадает на несанкционированные свалки, число которых постоянно растет, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот. Эта ситуация усугубляется несовершенством действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, недостаточным финансированием полномочий по регулированию деятельности в сфере обращения с отходами, возложенных на органы местного самоуправления.

В настоящее время ТБО в хозяйственный оборот на территории Тверской области вовлекаются слабо, существенный их объем направляется на захоронение. На территории Тверской области за 2013 год Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области было выявлено 141 несанкционированная свалка.

По имеющейся в Министерстве информации (Приложение 1) в Калининском, Конаковском, Калязинском, Кувшиновском, Лесном, Спировском, Удомельском, Старицком районах Тверской области оставшийся ресурс действующих свалок ТБО почти исчерпал себя. Отсутствие единой идеологии сбора и размещения ТБО, технологии обращения с отходами неэффективны и, при этом, зачастую не удовлетворяют санитарно-экологическим нормам. По-другому ситуация обстоит в Андреапольском, Западнодвинском, Селижаровском, Сонковском районах Тверской области, где срок завершения эксплуатации действующих свалок ТБО приходится на 2036-2053 года.

Основные источники образования отходов на территории Тверской области, по данным Управления Росприроднадзора Тверской области, являются предприятия:

· Конаковская ГРЭС филиал ОАО «ЭНЕЛ ОГК-5»;

· Общество с ограниченной ответственностью «Дантон – Птицепром» Ржевская птицефабрика» филиал №1;

· ОАО «Савеловский машиностроительный завод» г.Кимры;

· Производственный кооператив «Максатихинский лесопромышленный комплекс»;

· ЗАО «Вагонкомплект»;

· ОАО «Агрофирма Дмитрова Гора»;

· ООО «ТверьВодоканал», ОАО «Сибур-ПЭТФ»;

· ООО «Лескомбинат» п. Лесной.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов производства и потребления относится к вопросам местного значения.

Отсутствие у органов местного самоуправления достаточного количества финансовых ресурсов для решения вопросов в сфере обращения с ТБО, эксплуатация большинства санкционированных свалок ТБО с грубыми нарушениями технологии захоронения мусора, отсутствие системы сбора и удаления ТБО с территорий населенных пунктов, отсутствие экологических механизмов, препятствующих возникновению несанкционированных свалок, бесконтрольность вывоза ТБО, приводит к тому, что на территории Тверской области создается неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, возникает угроза здоровью населения.

При этом распоряжением Правительства Тверской области от 21.02.2013 № 78-рп «О рабочей группе по вопросам развития отрасли обращения с отходами в Тверской области» образована межведомственная рабочая группа по вопросам выработки основных направлений государственной политики Тверской области в области обращения с отходами, в которую вошли представители высшего исполнительного органа государственной власти Тверской области, областных исполнительных органов государственной власти Тверской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, муниципальных образований Тверской области и Общественной палаты Тверской области. К работе привлечены представители прокуратуры Тверской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Рабочей группой был разработан план мероприятий по вопросам выработки основных направлений государственной политики Тверской области в области обращения с отходами (в части твердых бытовых и промышленных отходов).

Указанным выше планом мероприятий предусмотрено решение задач, поставленных перед субъектом Российской Федерации в рамках Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р, а также планом действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 2423-р.

На заседаниях рабочей группы обсуждались действующие нормативные правовые акты в сфере обращения с отходами, а также проекты федеральных нормативных правовых актов в сфере обращения с отходами. Принято решение об уточнении полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Постановлением Правительства Тверской области от 02.04.2013 № 114-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 90-пп» в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области закреплено полномочие по участию в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Внесение других изменений в положения об иных областных исполнительных органах государственной власти Тверской области, определяющих полномочия в сфере обращения с отходами, планируется осуществить после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В рамках работы межведомственной рабочей группы подготовлены отчеты о современном состоянии санкционированных свалок, расположенных на территории Тверской области, а также о выявленных несанкционированных свалках в Тверской области и их санитарном состоянии. Предложены варианты зонирования территории Тверской области на технологические районы для размещения объектов утилизации твердых бытовых отходов. Проведен анализ существующих тарифов на сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых и производственных отходов в разрезе муниципальных образований Тверской области, а также обеспеченности муниципальных образований Тверской области парком транспортных средств по вывозу твердых бытовых отходов. Сформирован перечень земельных участков в Тверской области, которые возможно представить инвесторам для размещения полигонов твердых бытовых и производственных отходов. Подготовлены предложения по совершенствованию системы санитарной очистки территорий населенных пунктов и обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Тверской области, по комплексу мер развития системы сбора и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов в Тверской области, по предоставлению муниципальным образованиям Тверской области субсидий из областного фонда софинансирования расходов на софинансирование расходных обязательств в сфере обращения с отходами, по привлечению инвестиций в строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов с целью использования твердых бытовых и промышленных отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.

Состоялись заседания Общественных Советов при Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Министерстве экономического развития Тверской области, на которых рассмотрены предложения по проведению организационных и разъяснительных работ с населением Тверской области по порядку организации раздельного сбора отходов.

Общественные обсуждения приоритетных мероприятий в области обращения с отходами не проводились, а также не осуществлено внесение изменений в государственные программы областных исполнительных органов государственной власти Тверской области в части включения в них мероприятий в области обращения с отходами с необходимым финансированием, в связи с тем, что принятие законопроекта, направленного на внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе наделяющих субъект Российской Федерации полномочиями по участию в организации деятельности по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов, отложено.

По результатам деятельности рабочей группы разработана и 01.10.2013 распоряжением Правительства Тверской области от 01.10.2013 № 488-рп утверждена Стратегия развития системы обращения с отходами в Тверской области на период до 2030 года (далее – Стратегия), определяющая основные направления государственной политики Тверской области в области обращения с отходами.

Наличие такого документа как Стратегия обусловлено необходимостью гармоничного решения природоохранных и экономических задач, устранения ряда дисбалансов и рисков негативного воздействия на окружающую среду при обращении с твердыми бытовыми отходами.

В разработке Стратегии приняли участие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти Тверской области, представители бизнес-сообщества, научных и общественных организаций.

При подготовке Стратегии использованы положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г. № Пр-1102, а также принципы и нормы международного права, международных договоров Российской Федерации.

Стратегия определяет главную цель, принципы, приоритеты, основные задачи и направления реализации долгосрочных действий Правительства Тверской области и общества, направленных на минимизацию негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду и на максимальное вовлечение твердых бытовых отходов в хозяйственный оборот.

Реализация Стратегии осуществляется в четыре этапа со сроком полной реализации до 2030 года.

Эффективность реализуемых мер оценивается в соответствии с целевыми показателями, которые устанавливаются для достижения главной цели Стратегии.

Реализация Стратегии, достижение ее стратегической цели должны обеспечиваться эффективной деятельностью органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления Тверской области в рамках предоставленных им полномочий во взаимодействии с бизнес-сообществом, научными кругами, общественными и иными организациями.

В рамках исполнения мероприятий вышеуказанной Стратегии за 2013 год на базе Тверского института экологии и права 13.12.2013 состоялся семинар «Правовые аспекты охраны и рационального использования природных ресурсов», приуроченный ко Дню Конституции Российской Федерации. В рамках семинара прозвучал целый ряд докладов, в том числе по экологическим проблемам в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Общественной палатой Тверской области в 2013 году изданы и распространены среди воспитанников детских садов брошюры для детей дошкольного возраста «Скажи мусору «Нет!», разъясняющие правила обращения с отдельными видами отходов.

Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области издается и распространяется ежеквартальный экологический вестник Тверской области.

При этом, несмотря на активную позицию Правительства Тверской области и предпринимаемые шаги по реализации мероприятий Плана «Стратегии развития системы обращения с отходами в Тверской области на период до 2030 года», следует отметить крайне низкую заинтересованность органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в реализации мероприятий Плана Стратегии.

Вместе с тем, принимая во внимание планируемое вступление в силу существенных изменений в федеральном законодательстве, регулирующих отношения в области обращения с отходами производства и потребления, которые повлекут за собой необходимость совершенствования региональной нормативной правовой базы в указанной сфере, дальнейшая слаженная и эффективная работа всех заинтересованных сторон в рамках рабочей группы будет способствовать скорейшему решению проблем в области обращения с отходами в Тверской области.

Цель государственной политики в области обращения с ТБО является также установление максимального уровня утилизации и обезвреживания ТБО путем вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или энергии.

Переработка отходов является экономически выгодной деятельностью, поскольку продукция, произведенная из вторичного сырья дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду, почву, чем сжигание. При правильной организации сортировки и вывоза ТБО можно достичь стопроцентной их переработки. Информация о предприятиях, принимающих вторичные ресурсы, представлена в таблице 2.5.1.

Таблица 2.5.1.

Информация о предприятиях, принимающих вторичные ресурсы

Наименование организации Наименование принимаемого вторичного сырья Адрес, телефон, сайт График работы
  ООО «ВторРесурс» Макулатура, пленка, бумага Тверь, пр-т 50 лет Октября, 14. Пункт приёма: Старицкое шоссе, 14; 8(4822)44-62-48; https://ekotver.ru 8.00 – 17.00
  ООО «Технострой» Макулатура, пленка, бумага, ящики Тверь, ул. 8-Марта, 23; 8(4822)44-04-04; https://tstver.com/ 8.00 – 20.00
  ООО «Эко-Сервис» Макулатура Тверь, ул. Брагина, 36. Пункт приёма: Барихино поле, 5; 8(4822)34-71-01 9.00 – 17.00
  ООО «Альт Папир Тверь» Макулатура Тверь, Промышленный пр-д, 11 9.00 – 18.00
  ООО «ТВМК» Пленка, пластик Тверь, Александровский пер., 2-А, 8(4822)58-82-95 (двор Пролетарки) 9.00 – 18.00
  ООО «Экобытсервис» Вывоз мусора, ТБО и ЖБО Тверь, ул. Серебряная, 11, 8(4822)33-14-68 9.00 – 17.00
  ООО «МетПром» Лом цветных и чёрных металлов Тверь, пл. Гагарина, 1 (Московское шоссе), 8(4822)33-68-60 8.00 – 17.00
  ЗАО «Тверьвтормет» Лом цветных и чёрных металлов Тверь, ул. Симеоновская, 11, 8(4822)34-29-02; 44-00-81 8.30 – 17.30
  ОАО «Тверьвторцвет-мет» Лом цветных и чёрных металлов; бытовая техника Тверь, ул. Карбышева, 8; 8(4822)44-01-11; https://tvcm.org/ 8.00 – 18.00
  ООО «Тверьломторг» Лом цветных и чёрных металлов Тверь, ул. Хрустальная, 51 (база); (4822)70-50-50; 70-50-55  
  ООО «РосВторМет» Лом цветных и чёрных металлов Тверь, ул. 8 Марта, 23; 8(4822)33-15-85 8.00 – 20.00
  ООО «Экоуниверсал» Отходы I-IV класса опасности Тверь, ул. Советская, 32; 8(4822)47-67-92 8.00 – 18.00
  Комиссионный магазин Yolanta Одежда, обувь Тверь, ул. Вольного Новгорода, 13, стр. 1; 8(4822)34-88-25, www.yolanta.ru 10.00 – 18.00
  ООО НПП «Диапазон» Люминисцент-ные лампы Тверь, ул. Дмитрий Донского, 35а; 8(4822)32-18-79; 34-31-71 8.30 – 16.45
  ООО «Экорезина» Покрышки Тверь, ул. Индустриальная, 13; 8(4822)34-28-30 8.30 – 16.00 (будни)

Таблица 2.5.2

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы)[3] за 2013 год, тонн

  Класс опасности отходов для окружающей среды Наличие отходов на начало отчетного года Образование отходов за отчетный год Поступление отходов из других организаций Использование отходов Обезвреживание отходов    
     
     
  ВСЕГО 1366422,875 906006,653 245877,249 418621,674 3622,359    
  I класс 3,750 33,478 0,006 0,001 0,090    
  II класс 6,564 208,953 51,908 122,033 12,191    
  III класс 152,582 213947,281 111,715 2969,123 9,275    
  IV класс 1007338,120 143129,754 113601,737 119612,656 25,551    
  V класс 358921,861 548687,187 132111,884 295917,862 3575,251    
Класс опасности отходов для окружающей среды Передача отходов другим организациям Размещение отходов на собственных объектах за отчетный год Наличие в организации на конец отчетного года  
всего из них: всего из них:  
для использования для обезвре-живания для хранения для захоронения хранение захоронение  
ВСЕГО 554081,676 466279,097 3825,323 6834,777 74330,317 207976,502 97530,618 110155,082 1431825,986  
I класс 30,834 0,407 27,762 0,196 2,176 0,376 0,341 0,001 6,307  
II класс 73,268 36,836 22,957 4,907 8,272 50,583 0,553 50,030 9,903  
III класс 210837,692 209445,344 1230,468 124,453 37,299 265,577 35,880 228,550 166,938  
IV класс 19126,139 2671,774 611,420 374,910 15454,074 68810,075 99,712 68687,176 1056618,088  
V класс 324013,744 254124,737 1932,716 6330,312 58828,496 138849,891 97394,132 41189,325 375024,750  
                                   

 


В настоящее время назрела острая необходимость создания эффективной системы сбора и переработки ТБО, которая должна содержать финансовые и организационные условия с учетом современных технологий и возможности привлечения финансовых ресурсов и инвестиций.

Государственный реестр объектов размещения отходов - систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов, получаемых в результате проведения государственного учета объектов размещения отходов, состоит из территориальных разделов. Территориальный раздел государственного реестра объектов размещения отходов – раздел государственного реестра, содержащий сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории определенного субъекта Российской Федерации. Функция по ведению территориального раздела реестра в пределах Тверской области возложена на Управление Росприроднадзора по Тверской области.

 

Таблица 2.5.3

Наличие действующих свалок для захоронения отходов потребления, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)

 

№ п/п Свалки Местонахождение ИНН Регистрационный номер ГРОРО
ООО «Благоустройство» г. Андреаполь, ул. Советская, д.67а    
ООО «Благоустройство» г. Лихославль, л. Гагарина, д.51    
МУП «ТБО – Сервис» г.Нелидово, ул. Советская, д.30    
ООО «Жилищное и коммунальное хозяйство» г. Калязин, ул. Володарского, д. 11    
ОАО «Комбинат «Изоплит» Конаковский район, д. Изоплит, д. Стариково    
ОАО «ЖКХ Редкино» Конаковский район, п. Редкино, ул. Парковая    
ООО «Весьегонск-Строй» г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д.37Г    
ООО «Ресурс» г. В. Волочек, Ржевский тракт, стр.187    
МУП «Доркомсервис» МО Конаковского района г. Конаково, ул. Восточно-промышленный район, д.12    
ООО «Жилищное благоустройство» г. Кимры, ул. Кольцова, д.40    
МУП ГП – город Кашин «КХ» г. Кашин, ул. Луначарского, д.16/2    
ООО МПКХ г. Бежецк, ул. Красноармейская, д.6    
МУП «Тверьспецавтохозяйство» г. Тверь, ул. Волынская, д.65 Калининский район, Михайловское с/п, д. Александровка    
ОАО «Племзавод «Заволжское» Калининский район, п. Заволжский    
ООО «Волонте-2» Бологовский район, ЗАТО Озерный, ул. Заводская, д.7    
ООО «Сервис» г. Торжок, Ленинградское шоссе, д.46В    
ООО «Максатихинские коммунальные системы» п. Максатиха, ул. Железнодорожная, д.1б    
МУП «Жилкоммунсервис» п. Рамешки, ул. Строительная, д.2    
ООО «Осташков ЖКХ» г. Осташков, ул. Строителей, 9А    
МП Удомельского района Тверской области коммунального хозяйства г. Удомля, пр-т Энекргетиков, д.22, стр.3    
МУП «Андреапольское коммунальное хозяйство» г. Андреаполь, ул. Октябрьская, д.57    
ООО «ЖКХ Жарковский» п. Жарковский, ул. Коммунальная, д.19    
ООО «Благоустройство» г. Западная Двина, ул. Школьнаяд.2а    
МУП «ККХ» пгт. Кесова Гора, ул. Заводская, д.16    
ООО «Дороги» г. Кувшиново, ул. Красноармейская, д.53    
МУП «Старица-Сервис» г. Старица, ул. Захарова, д.70    
МУП ГТ «Жилкоммунуслуги» г. Торопец, ул. Комсомольская, д.41    
ООО «Спецтехника» г. Ржев, ул. Н. Головни, д.33а    
МП «ЖКУ» г.Красный Холм ул..Мясникова, 1/17    
ООО «Благоустройство» г.Андреаполь    
ООО «Управляющая компания Альянс» п. Сандово    

 

 

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что отсутствие единой системы обращения с бытовыми и промышленными отходами является одной из серьезных экологических проблем Тверской области.

 

Размещение отходов

 

По данным сведений статистической отчетности по форме 2тп (отходы) в течение 2013 года на территории Тверской области образовалось 906006,653 т отходов производства и потребления. Из них I класса опасности – 33,478 т, II класса опасности – 208,953 т, III класса опасности –213947,281 тыс. т, IV класса опасности – 143129,754 тыс. т, V класса опасности – 548687,187 тыс. т (рис. 2.5.1.).

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов на территории Тверской области в 2013 году представлены в таблице 2.5.2 [4].

Использование отходов на предприятиях области в 2013 г. составило 418,622 тыс. тонн, или 46 % от общего количества образовавшихся отходов, в основном, это отходы IV и V классов опасности.

 

 

Обезвреживание отходов на предприятиях составило 3,622 тыс. тонн, или 0,4 % от количества образовавшихся отходов, в основном это отходы V класса опасности.

Передача отходов сторонним предприятиям составила 554,082 тыс. тонн, или 61 % от количества образовавшихся отходов.

На собственных объектах размещено (хранение и захоронение) 207,98 тыс. тонн, или около 23 % образовавшихся отходов.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: