Глава 2. Метафора в портрете и пейзаже




Факультет славянской филологии и журналистики

МЕТАФОРЫВ ПОЭЗИИ

АЛЕКСАНДРА БЛОКА


Введение

 

Прежде чем переходить непосредственно к метафорам в поэзии Александра Блока, скажем несколько слов о том, что собой представляет метафора.

Метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам. Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании.

Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин.

Метафора выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов. Они четко противопоставлены в субстантивной метафоре. В первом случае существительное занимает место таксономического предиката, во втором – субъекта или другого актанта.

Исходной для метафоры является функция характеризации. Занимая позицию предиката, метафора постепенно утрачивает предметное значение и вместе с тем большую часть входящих в него семантических компонентов. Смысл метафоры ограничивается указанием на один или немногие признаки.

Употребление метафоры в актантной позиции вторично. В русском языке оно поддерживается указательным местоимением.

Естественное для себя место метафора находит в поэтической (в широком смысле) речи, в которой она служит эстетической цели. Метафору роднят с поэтическим дискурсом следующие черты: нераздельность образа и смысла, отказ от принятой таксономии объектов, актуализация далеких и «случайных» связей, диффузность значения, допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта.

Именно поэтому в поэзии Блока метафора является естественной составной частью. Однако надо заметить, что у Блока (как и у других символистов) метафора используется чрезвычайно широко. Этому способствует тот факт, что символ, как отмечают многие исследователи, по своей форме и содержанию близок к метафоре.

 


Глава 1. Метафористический образ

«Прекрасной Незнакомки»

 

Несомненно, наибольшее количество метафор в поэзии Блока отдано женщине. Блоковская женщина – это и Прекрасная Дама, и ее Чародейный, Единый Лик (все с большой буквы!), и знаменитая Незнакомка. Женщина Блока – и проститутка («В темной комнате ты обесчещена…»), и королевна, и «звезда мечтаний нежных» (в стихотворении «Я в дольний мир вошла, как в ложу»), и «царица блаженных времен», и «отзвук забытого гимна» (в стихотворении, которое так и называется: «Ты – как отзвук забытого гимна…»), и «бред моих страстей напрасных» (в «О да, любовь вольна, как птица…»)… Продолжать можно, несомненно, еще долго, с чем согласится каждый, кто читал Блока.

 

Она была – живой костер

Из снега и вина…

Так пишет Блок о Незнакомой в стихотворении «Зачатый в ночь, я в ночь рожден», и вкладывает ей в уста следующие строки: «Я, как метель, звонка». Некоторые стихотворения начинаются прямо с метафоры, раскрывающей дальнейшие строки: «Ты, как отзвук забытого гимна…» (о Кармен) и дальше: «И твоя одичалая прелесть – как гитара, как бубен весны!».

Таким образом, метафора позволяет передать Блоку его отношение к женщине в ее различных ипостасях. Образ женщины расчленяется на различные составляющие, и Блок для каждого из стихотворений выбирает тот или иной, отвечающий сути, и воплощает его с помощью символа, а следовательно – с помощью метафоры. В результате женщина у Блока предстает перед нами во всем многообразии образов, которые представлял собой поэт.

Иногда метафорами Блок рисует взаимоотношения мужчины и женщины. Типичный пример – стихотворение «Девушке»:

 

Ты перед ним – что стебель гибкий,

Он пред тобой – что лютый зверь…

Через две незамысловатые метафоры Блок передает нежность и невинность девушки – и грязную, пошлую, жестокую сущность мужчины. Дальнейшие строки стихотворения служат, по сути, лишь раскрытию этих двух метафор, данных в первых строках.

 


Глава 2. Метафора в портрете и пейзаже

 

Чрезвычайно часто использует Блок метафору для обрисовки внешности, а через внешность – характера героя.

В «Снежном вине» мы читаем о невинной улыбке в «тяжелозмейных волосах», в стихотворении «Я помню нежность ваших плеч» - «волос червонная руда», в стихотворении «Я в дольний мир вошла, как в ложу» - «крылатые глаза», и такая прекрасная, необычная и яркая метафора как:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: