III. Работа над пройденным материалом.




1. С целью закрепления знания рассмотренных на предыдущем уроке различных способов деления суммы на число полезно еще раз подробно рассмотреть хотя бы на одном примере оба способа, иллюстрируя решение с помощью демонстрационного счетного материала (см. указания к уроку № 9).

«Ромашка» – 9 к.

«Василёк» – 6 к. 3 дев. по? к.

После этого дети самостоятельно рассматривают иллюстрацию к задаче № 1, данную в учебнике, и отвечают на поставленные к ней вопросы.

Под руководством учителя разбирается задание № 2.

Сначала дети самостоятельно решают данные примеры, а затем объясняют, почему только один из этих примеров (второй) может быть решен другим способом.

Дети. В этом примере каждое слагаемое суммы делится на 9, а в остальных – сумма делится, а каждое слагаемое – нет.

При разборе и решении задачи № 3 следует сначала предложить детям решить ее самостоятельно, записывая каждое действие отдельно. При проверке, по всей вероятности, обнаружится, что ученики решали задачу разными способами. Оба варианта решения следует записать на доске с краткими пояснениями.

I способ:

1) 36: 6 = 6 (ящ.) – с яблоками

2) 24: 6 = 4 (ящ.) – с грушами

3) 6 + 4 = 10 (ящ.)

II способ:

1) 36 + 24 = 60 (кг) – всего фруктов;

2) 60: 6 = 10 (ящ.) – всего.

Учитель. Давайте сравним оба эти способа решения и установим, какой из них более рационален?

Учащиеся. Более рационален второй способ.

Учитель. А почему вы так думаете?

Дети. Потому что он короче.

2. Задачу № 4 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. Полезно дать указания, что задача может быть решена разными способами, и предложить детям выбрать более рациональный из них.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Самостоятельная работа. Примеры № 6.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, над чем вы работали сегодня на уроке?

Учащиеся. Учились решать задачи разными способами.

Домашнее задание: с. 12, № 6.

 

 

У р о к 11. ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА
78: 2; 69: 3
(с. 13)

Цели: познакомить учащихся с новым приемом внетабличного деления; совершенствовать навык решения задач и примеров; закреплять табличные случаи умножения и деления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Для повторения табличного умножения и деления предложить детям записать все числа от 7 до 70, которые делятся на 7, все числа от 20 до 40, которые делятся на 5, и т. п., составить и записать примеры на умножение однозначных чисел с ответами 36, 27, 56, 63.

4 · 9 = 36 3 · 9 = 27 7 · 8 = 56 7 · 9 = 63

9 · 4 = 36 9 · 3 = 27 8 · 7 = 56 9 · 7 = 63

6 · 6 = 36

2. Решение задач провести в форме арифметического диктанта. Учитель предлагает задачи, дети записывают только ответ или знак действия, которым решается задача.

Задача № 1: Масса ящика с виноградом 4 кг, а ящика с яблоками в 2 раза больше. Узнайте массу ящика с яблоками. (8 кг.)

Задача № 2: В одной пачке 16 тетрадей, а в другой на 4 тетради больше. Сколько тетрадей во второй пачке? (20 тетр.)

Задача № 3: Маме 36 лет, а дочка в 3 раза моложе. Сколько лет дочке? (12 лет.)

III. Работа над новым материалом.

В порядке подготовки к рассмотрению нового материала можно выполнить задание с комментированием:

(30 + 6): 3

(80 + 4): 4

(40 + 8): 2

Дети. Разделю каждое слагаемое на число, а потом полученные результаты сложу.

(30 + 6): 3 = 30: 3 + 6: 3 = 10 + 2 = 12.

Аналогично комментируются и другие примеры.

После этого решения детей надо подвести к объяснению следующих примеров: 46: 2 и 93: 3.

При устном объяснении должны быть четко выделены следующие моменты: 1) заменяем делимое суммой разрядных слагаемых; 2) пользуясь правилом деления суммы на число, делим сначала десятки, а затем единицы, полученные результаты складываем.

Объяснение учителя.

– Представлю число 46 в виде суммы разрядных слагаемых 40 и 6. Затем разделю каждое из этих слагаемых на 2 и полученные результаты сложу.

46: 2 = (40 + 6): 2 = 40: 2 + 6: 2 = 20 + 3 = 23.

Важно обратить внимание детей на то, что этот прием деления двузначного числа на однозначное применим лишь в том случае, если на данное число делится и число десятков в делимом, и число единиц.

Затем рядом с решенными следует записать новые примеры:

42: 3 75: 5 70: 5 78: 6

Предложить детям сравнить их с теми, которые только что решались, и объяснить, почему тот же прием не может быть использован.

Учитель. В этих примерах число десятков, содержащихся в делимом, не делится на делитель. Как же поступать в таких случаях?

Если вопрос окажется слишком трудным, можно вызвать к доске одного из учеников, который проиллюстрирует первый пример с помощью пучков-десятков палочек и отдельных палочек.

Пусть ученик попробует действовать так же, как и раньше, – сначала делить десятки. Вероятно, он сам или с помощью других ребят догадается, что можно разделить 3 десятка, получится 10, а после этого разделить оставшиеся 12 единиц, получится 4. Тогда всего получится 14. 10 + 4 = 14.

Ученик. Число 42 представлю в виде суммы чисел 30 и 12 и каждое из этих чисел буду делить на 3; 30 разделить на 3 получится 10, а 12 разделить на 3 получится 4; 10 + 4 = 14.

Аналогично следует рассмотреть и остальные примеры, обратив особое внимание на случай 70: 5, где делимое удобно представить в виде суммы 50 + 20.

В заключение учитель задаёт вопросы:

– На какие слагаемые оказалось удобным в данных случаях разбить делимое? Почему?

Учащиеся. Мы представляли каждый раз делимое в виде суммы удобных слагаемых, так как разрядные слагаемые не делились на данные числа.

После решения всех записанных на доске примеров следует выполнить задания учебника, записанные вверху на с. 13 с устным пояснением.

Затем в порядке первичного закрепления можно с комментированием решить задания № 1 и № 2.

№ 1:

72: 4 = (40 + 32): 4 = 40: 4 + 32: 4 = 10 + 8 = 18

72: 3 = (60 + 12): 3 = 60: 3 + 12: 3 = 20 + 4 = 24

72: 6 = (60 + 12): 6 = 60: 6 + 12: 6 = 10 + 2 = 12

Комментирование аналогично комментированию предыдущих примеров.

№ 2:

Дети записывают примеры, устно комментируют деление и записывают ответы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: