Рис. 3. Схема полупроводникового РН типа БРН-ЗВ




Необходимость поддержания напряжения вспомогательного гене­ратора (ВГ) тепловозов на заданном уровне (75 или 110В) обусловлена двумя условиями: длительной работой аппаратов управления, рассчи­танных на определенное напряжение, и постоянством мощности дизель-генераторной установки, так как ряд элементов цепи ее регулирования включен на напряжение вспомогательного генератора и его изменение приводит к изменению мощности генератора.

Задачу стабилизации напряжения ВГ при изменении в широких пределах его нагрузки, частоты вращения и температурного режима выполняют регуляторы напряжения (РН). Регуляторы напряжения должны поддерживать напряжение ВГ па заданном уровне с мини­мальной статической ошибкой. Для тепловозных систем допустимо отклонение напряжения ВГ от номинального значения в пределах до ±1 В. Кроме того, РН должны обеспечивать необходимую устойчи­вость и быстродействие в переходных процессах; иметь простую и надежную конструкцию.

Проектирование и подготовка производства надежного РН зани­мают значительно больше времени, чем проектирование ВГ. Поэтому обычно к проектируемому генератору подбирают готовый регулятор. Однако эта задача может решаться и в обратном порядке, т. е. к гото­вому ВГ проектируется новый РН. Именно в таком порядке в послед­ние годы решается эта задача в поисках схемы и конструкции РН, наиболее полно удовлетворяющих условиям эксплуатации на теп­ловозах.

Исходными данными для проектирования или выбора РН являют­ся: тип и схема РН, номинальное напряжение ВГ, статизм регулиро­вания, мощность обмотки возбуждения ВГ и ее параметры, характе­ристика намагничивания генератора и его внешняя и скоростная ха­рактеристики. Проектирование и расчет РН обычно начинают с выбо­ра или разработки его принципиальной схемы.

В зависимости от принципа действия и технического исполнения регуляторы напряжения РН разделяются на следующие типы: кон­тактно-реостатные вибрационного действия; электромашинные; бес­контактные магнитные; бесконтактные полупроводниковые; бескон­тактные магнитно-полупроводниковые.

Напряжение ВГ можно регулировать путем воздействия РН на напряжение возбуждения Uвоз при Rвоз = const или на сопротивление цепи возбуждения RB03 при UB03 = const. Второй способ регули­рования применяется только при контактно-реостатных и в некоторых схемах полупроводниковых РН.

Во всех перспективных бесконтактных магнитных и полупроводни­ковых РН варьируется напряжение возбуждения при неизменном со­противлении цепи возбуждения. В тепловозах широко применяются вибрационные контактно-реостатные РН двух типов СРН7 и ТРН1.

Бесконтактные магнитные РН применены на тепловозах ТГП50, ТГ106 и на газотурбовозе. Они обладают всеми достоинствами магнит­ных усилителей.

Особенности схем бесконтактных магнитных РН (рис. 5) являет­ся то, что регулируемая величина UВГ подается не сразу на чувстви­тельный элемент (обмотку 0У), а проходит через элемент сравнения — потенциометр RП на который подается также и стабилизированное напряжение Uст. Таким образом, на обмотку ОУ магнитного усили­теля и резистор RП поступает разность напряжений UРГ— UЭT.

Показанные на рис. 5, ламповые стабилизаторы напряжения могут быть заменены кремниевыми стабилитронами.

Бесконтактные полупроводниковые РН выполняют полностью на полупроводниковых приборах. Большое достоинство регуляторов напряжения

этого типа — отсутствие контактов, высокая точность регу­лирования и незначительный уход в эксплуатации.

Рис. 3. Схема полупроводникового РН типа БРН-ЗВ

 

В регуляторе БРН-3 применена схема измерительного органа, в которой стабилитрон включается последовательно с нагрузкой. Тако­му соединению присущ ряд недостатков, обусловленных тем, что ис­пользуется вся характеристика стабилитрона, в том числе и ее началь­ный участок, который, как известно, имеет низкую стабильность. Этим объясняется недостаточно высокая точность измерения и стабиль­ность настройки регулятора БРН-3. Варианты этого регулятора, из­вестные под типами БРН-ЗА, БРН-ЗБ и БРН-ЗВ, разрабатывались для устранения этого недостатка.

Отметим основные особенности модификации бесконтактного регу­лятора БРН-ЗВ (рис. 6). В схеме регулятора можно условно выделить измерительный и регулирующий органы.

Измерительный орган определяет отклонение напряжения UBГ вы­ше установленного значения. Он собран по мостовой схеме. Три плеча моста образуют резисторы R'1 R1, R2 (потенциометр), R3 и R4, четвертое плечо состоит из стабилитронов ДЗ (Д6), Д4 и Д5. На одну диагональ моста подается напряжение (УВГ, сглаженное конденсато­ром С1, а в другую диагональ моста включен переход эмиттер-база транзистора Т1.

Коэффициент усиления мостовой измерительной схемы мал, по­этому в цепь стабилитронов включены каскады усиления на транзи­сторах Т1 и Т2 — ТЗ.

Регулирующий орган устанавливает длительность протекания тока в обмотке возбуждения ВГ и представляет собой мультивибратор, в схему которого входят следующие элементы: тиристоры Т4 и Т5, стабилитроны Д14, Д15 и Д17, конденсаторы С2, СЗ и С4, диоды Д8 — Д13 и Д16, резисторы R6—R9 и дроссели Др1 и Др2.

При напряжении UВГ < 75В транзистор Т1 закрыт, так как по­тенциал базы выше потенциала эмиттера, соединенного через потен­циометр R2 и резистор R3 с минусом ВГ. Регулирующий орган рабо­тает в режиме автоколебаний, причем большую часть периода тирис­тор Т4 открыт, следовательно, ток возбуждения ВГ близок к макси­мально возможной величине.

Когда напряжение UBГ = 75 В или UBГ > 75 В напряжение на движке потенциометра R2 возрастет до значения, при котором потен­циал эмиттера Т1 станет больше потенциала базы, транзистор Т1 от­крывается и открываются его повторители —транзисторы Т2 и ТЗ. При этом транзистор ТЗ шунтирует цепь: стабилитрон Д17 — управ­ляющий электрод Т4. Тиристор Т4 запирается обратным напряжени­ем разряда конденсатора С2 и в обмотке возбуждения ток падает поч­ти до нуля. Одновременно снижается напряжение UBГ. В дальнейшем цикл колебаний возобновляется.

Регулятор типа БРН-ЗВ имеет высокую чувствительность и под­держивает напряжение UВГ = 75 ± 1В. Стабильность характери­стик и надежность регулятора обеспечиваются схемным решением (см. рис. 6).

Применение на тепловозах синхронных генераторов вызвало необ­ходимость создания стартер-генераторов типов СТГ1-СТГ7, пред­назначенных для раскрутки вала дизеля при пуске и обеспечения по­стоянным током напряжением НОВ цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи при работающем дизеле. Стартер-ге­нераторы таких типов применяются на тепловозах 2ТЭ116 и дизель-поездах ДР1. Чтобы стабилизировать напряжение ПО В этих стартер-генераторов (СТГ), Ворошиловградский тепловозостроительный завод разработал ряд тиристорных регуляторов напряжения типов РНТ1 — РНТ6. В регуляторах используются тиристоры в регулирующем орга­не и стабилитроны — в измерительном. Отличаются они друг от дру­га лишь количеством полупроводниковых приборов.

Регулятор типа РНТ6 обеспечивает стабилизацию напряжения стартер-генератора тепловоза 2ТЭ116 на уровне 110+2 В во всем диа­пазоне изменения его нагрузки и частоты вращения якоря.

Регулятор (рис. 7) состоит из измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган, к которому относятся резисторы R15 и R1—R4, диоды Д1, Д11 и Д13, конденсаторы С1 и С7 и стаби­литроны Cm1 — Cm4, воспринимает отклонение напряжения от эта­лонного значения и управляет регулирующим органом.

 
 

Бесконтактный регулятор типа РНТ6 обладает эксплуатационны­ми качествами, удовлетворяющими требованиям работы на тепловозах. Величина амплитуды колебаний напряжения, поддерживаемого регулятором зависит от точности настройки измерительного органа и быстродействия импульсной системы регулирования.

Длительность пере­ходного процесса при скачкообразном изменении нагрузки стартер-генератора не превышает 3с, частота колебания тока возбуждения стартер-генератора в зависимости от величины возмущений изменяет­ся от 11 до 20 Гц. Магнитно-полупроводниковые РН выполняются по различным схемам с использованием принципов импульсного регулирования.

 

ВЫВОД: В данной лабораторной работе мы изучили конструкцию, принцип работы различных систем автоматического регулирования напряжения вспомогательного генератора, применяемых на тепловозах.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

ТЕМА: Система автоматического регулирования возбуждения тягового генератора.

Цель работы: Ознакомиться со способами регулирования возбуждения тягового генератора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: