Необходимость поддержания напряжения вспомогательного генератора (ВГ) тепловозов на заданном уровне (75 или 110В) обусловлена двумя условиями: длительной работой аппаратов управления, рассчитанных на определенное напряжение, и постоянством мощности дизель-генераторной установки, так как ряд элементов цепи ее регулирования включен на напряжение вспомогательного генератора и его изменение приводит к изменению мощности генератора.
Задачу стабилизации напряжения ВГ при изменении в широких пределах его нагрузки, частоты вращения и температурного режима выполняют регуляторы напряжения (РН). Регуляторы напряжения должны поддерживать напряжение ВГ па заданном уровне с минимальной статической ошибкой. Для тепловозных систем допустимо отклонение напряжения ВГ от номинального значения в пределах до ±1 В. Кроме того, РН должны обеспечивать необходимую устойчивость и быстродействие в переходных процессах; иметь простую и надежную конструкцию.
Проектирование и подготовка производства надежного РН занимают значительно больше времени, чем проектирование ВГ. Поэтому обычно к проектируемому генератору подбирают готовый регулятор. Однако эта задача может решаться и в обратном порядке, т. е. к готовому ВГ проектируется новый РН. Именно в таком порядке в последние годы решается эта задача в поисках схемы и конструкции РН, наиболее полно удовлетворяющих условиям эксплуатации на тепловозах.
Исходными данными для проектирования или выбора РН являются: тип и схема РН, номинальное напряжение ВГ, статизм регулирования, мощность обмотки возбуждения ВГ и ее параметры, характеристика намагничивания генератора и его внешняя и скоростная характеристики. Проектирование и расчет РН обычно начинают с выбора или разработки его принципиальной схемы.
|
В зависимости от принципа действия и технического исполнения регуляторы напряжения РН разделяются на следующие типы: контактно-реостатные вибрационного действия; электромашинные; бесконтактные магнитные; бесконтактные полупроводниковые; бесконтактные магнитно-полупроводниковые.
Напряжение ВГ можно регулировать путем воздействия РН на напряжение возбуждения Uвоз при Rвоз = const или на сопротивление цепи возбуждения RB03 при UB03 = const. Второй способ регулирования применяется только при контактно-реостатных и в некоторых схемах полупроводниковых РН.
Во всех перспективных бесконтактных магнитных и полупроводниковых РН варьируется напряжение возбуждения при неизменном сопротивлении цепи возбуждения. В тепловозах широко применяются вибрационные контактно-реостатные РН двух типов СРН7 и ТРН1.
Бесконтактные магнитные РН применены на тепловозах ТГП50, ТГ106 и на газотурбовозе. Они обладают всеми достоинствами магнитных усилителей.
Особенности схем бесконтактных магнитных РН (рис. 5) является то, что регулируемая величина UВГ подается не сразу на чувствительный элемент (обмотку 0У), а проходит через элемент сравнения — потенциометр RП на который подается также и стабилизированное напряжение Uст. Таким образом, на обмотку ОУ магнитного усилителя и резистор RП поступает разность напряжений UРГ— UЭT.
Показанные на рис. 5, ламповые стабилизаторы напряжения могут быть заменены кремниевыми стабилитронами.
|
Бесконтактные полупроводниковые РН выполняют полностью на полупроводниковых приборах. Большое достоинство регуляторов напряжения
этого типа — отсутствие контактов, высокая точность регулирования и незначительный уход в эксплуатации.
Рис. 3. Схема полупроводникового РН типа БРН-ЗВ
В регуляторе БРН-3 применена схема измерительного органа, в которой стабилитрон включается последовательно с нагрузкой. Такому соединению присущ ряд недостатков, обусловленных тем, что используется вся характеристика стабилитрона, в том числе и ее начальный участок, который, как известно, имеет низкую стабильность. Этим объясняется недостаточно высокая точность измерения и стабильность настройки регулятора БРН-3. Варианты этого регулятора, известные под типами БРН-ЗА, БРН-ЗБ и БРН-ЗВ, разрабатывались для устранения этого недостатка.
Отметим основные особенности модификации бесконтактного регулятора БРН-ЗВ (рис. 6). В схеме регулятора можно условно выделить измерительный и регулирующий органы.
Измерительный орган определяет отклонение напряжения UBГ выше установленного значения. Он собран по мостовой схеме. Три плеча моста образуют резисторы R'1 R1, R2 (потенциометр), R3 и R4, четвертое плечо состоит из стабилитронов ДЗ (Д6), Д4 и Д5. На одну диагональ моста подается напряжение (УВГ, сглаженное конденсатором С1, а в другую диагональ моста включен переход эмиттер-база транзистора Т1.
Коэффициент усиления мостовой измерительной схемы мал, поэтому в цепь стабилитронов включены каскады усиления на транзисторах Т1 и Т2 — ТЗ.
|
Регулирующий орган устанавливает длительность протекания тока в обмотке возбуждения ВГ и представляет собой мультивибратор, в схему которого входят следующие элементы: тиристоры Т4 и Т5, стабилитроны Д14, Д15 и Д17, конденсаторы С2, СЗ и С4, диоды Д8 — Д13 и Д16, резисторы R6—R9 и дроссели Др1 и Др2.
При напряжении UВГ < 75В транзистор Т1 закрыт, так как потенциал базы выше потенциала эмиттера, соединенного через потенциометр R2 и резистор R3 с минусом ВГ. Регулирующий орган работает в режиме автоколебаний, причем большую часть периода тиристор Т4 открыт, следовательно, ток возбуждения ВГ близок к максимально возможной величине.
Когда напряжение UBГ = 75 В или UBГ > 75 В напряжение на движке потенциометра R2 возрастет до значения, при котором потенциал эмиттера Т1 станет больше потенциала базы, транзистор Т1 открывается и открываются его повторители —транзисторы Т2 и ТЗ. При этом транзистор ТЗ шунтирует цепь: стабилитрон Д17 — управляющий электрод Т4. Тиристор Т4 запирается обратным напряжением разряда конденсатора С2 и в обмотке возбуждения ток падает почти до нуля. Одновременно снижается напряжение UBГ. В дальнейшем цикл колебаний возобновляется.
Регулятор типа БРН-ЗВ имеет высокую чувствительность и поддерживает напряжение UВГ = 75 ± 1В. Стабильность характеристик и надежность регулятора обеспечиваются схемным решением (см. рис. 6).
Применение на тепловозах синхронных генераторов вызвало необходимость создания стартер-генераторов типов СТГ1-СТГ7, предназначенных для раскрутки вала дизеля при пуске и обеспечения постоянным током напряжением НОВ цепей управления, освещения и заряда аккумуляторной батареи при работающем дизеле. Стартер-генераторы таких типов применяются на тепловозах 2ТЭ116 и дизель-поездах ДР1. Чтобы стабилизировать напряжение ПО В этих стартер-генераторов (СТГ), Ворошиловградский тепловозостроительный завод разработал ряд тиристорных регуляторов напряжения типов РНТ1 — РНТ6. В регуляторах используются тиристоры в регулирующем органе и стабилитроны — в измерительном. Отличаются они друг от друга лишь количеством полупроводниковых приборов.
Регулятор типа РНТ6 обеспечивает стабилизацию напряжения стартер-генератора тепловоза 2ТЭ116 на уровне 110+2 В во всем диапазоне изменения его нагрузки и частоты вращения якоря.
Регулятор (рис. 7) состоит из измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган, к которому относятся резисторы R15 и R1—R4, диоды Д1, Д11 и Д13, конденсаторы С1 и С7 и стабилитроны Cm1 — Cm4, воспринимает отклонение напряжения от эталонного значения и управляет регулирующим органом.
Бесконтактный регулятор типа РНТ6 обладает эксплуатационными качествами, удовлетворяющими требованиям работы на тепловозах. Величина амплитуды колебаний напряжения, поддерживаемого регулятором зависит от точности настройки измерительного органа и быстродействия импульсной системы регулирования.
Длительность переходного процесса при скачкообразном изменении нагрузки стартер-генератора не превышает 3с, частота колебания тока возбуждения стартер-генератора в зависимости от величины возмущений изменяется от 11 до 20 Гц. Магнитно-полупроводниковые РН выполняются по различным схемам с использованием принципов импульсного регулирования.
ВЫВОД: В данной лабораторной работе мы изучили конструкцию, принцип работы различных систем автоматического регулирования напряжения вспомогательного генератора, применяемых на тепловозах.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
ТЕМА: Система автоматического регулирования возбуждения тягового генератора.
Цель работы: Ознакомиться со способами регулирования возбуждения тягового генератора.