бухгалтерского учета в бюджетных и автономных учреждениях




 

Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем учреждения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ).

Руководитель учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета <*>.

--------------------------------

<*> Руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (п. 5 Инструкции N 157н).

 

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем учреждения и главным бухгалтером:

- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя учреждения;

- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения на основании письменного распоряжения руководителя учреждения.

В обоих случаях руководитель учреждения единолично несет ответственность за накопленную в регистрах бухгалтерского учета информацию, за достоверность данных о финансовом положении учреждения на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Нарушение бюджетным (автономным) учреждением условий предоставления полученных субсидий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на само учреждение - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии (ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ).

Вместе с тем следует отметить, что на средства субсидий, полученных бюджетными и автономными учреждениями, не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе и положения ст. 306.4 БК РФ о нецелевом использовании бюджетных средств (Письмо Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579).

Нарушение бюджетным (автономным) учреждением условий предоставления полученных бюджетных инвестиций влечет наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на само учреждение - от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции (ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ).

За использование средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не по целевому назначению бюджетные (автономные) медицинские организации уплачивают штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования, а также пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, учреждению необходимо перечислить в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340, Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У, ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326, п. 130.2 Правил обязательного медицинского страхования).

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ грубое нарушение учреждением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в течение одного налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб., а в течение более чем одного налогового периода - в размере 30 000 руб. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ) <**>.

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей <***>.

--------------------------------

<**> Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

<***> Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается (п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ):

- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

 

Внимание! Согласно п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в случаях:

- представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

- исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке.

 

3. Применение Классификации операций

сектора государственного управления (КОСГУ)

 

Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений учитываются по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (разд. V Указаний N 65н).

КОСГУ является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания (абз. 1 п. 1 разд. V Указаний N 65н). Порядок применения КОСГУ определен в разд. V Указаний N 65н (абз. 2 п. 1 разд. V Указаний N 65н).

При этом следует учитывать, что перечни операций, приведенных в рамках соответствующих статей (подстатей) КОСГУ, не являются закрытыми и могут быть дополнены аналогичными по экономическому содержанию операциями.

Особенности применения кодов КОСГУ в целях бухгалтерского учета определяются нормативными актами Минфина России, регулирующими бухгалтерский учет (абз. 3 п. 1 разд. V Указаний N 65н).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп (разд. V Указаний N 65н):

- 100 Доходы;

- 200 Расходы;

- 300 Поступление нефинансовых активов;

- 400 Выбытие нефинансовых активов;

- 500 Поступление финансовых активов;

- 600 Выбытие финансовых активов;

- 700 Увеличение обязательств;

- 800 Уменьшение обязательств.

Следует отметить, что при отражении кассовых поступлений и выбытий не применяются следующие подстатьи КОСГУ:

- 172 Доходы от операций с активами;

- 173 Чрезвычайные доходы от операций с активами;

- 271 Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

- 272 Расходование материальных запасов;

- 273 Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Данные подстатьи КОСГУ применяются для операций, отражающих финансовый результат учреждения от указанных операций.

Об этом сказано в разд. V Указаний N 65н.

Следует учесть, что из-за отсутствия соответствующих полномочий бюджетные и автономные учреждения не вправе применять следующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

- 110 Налоговые доходы;

- 151 Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

- 160 Страховые взносы на обязательное социальное страхование;

- 251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ.

По данному вопросу см. Письмо Казначейства России от 02.08.2013 N 42-7.4-05/2.2-470. Несмотря на то что в данном Письме разъясняется порядок применения соответствующих КОСГУ, определенный Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, которые утратили силу, считаем, что приведенные в нем разъяснения актуальны и в отношении действующего законодательства.

Согласно разд. V Указаний N 65н в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об осуществляемых операциях бюджетные и автономные учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям КОСГУ:

- 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";

- 180 "Прочие доходы";

- 290 "Прочие расходы";

- 310 "Увеличение стоимости основных средств";

- 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";

- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Отметим, что при заключении договора, предметом которого является модернизация единой функционирующей системы, не являющейся инвентарным объектом (например, охранно-пожарной сигнализации, локальной вычислительной сети, телекоммуникационного узла связи и т.п.), расходы на его оплату отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" с учетом стоимости закупленных исполнителем для модернизации системы оборудования и расходных материалов (абз. 2 п. 2 разд. V Указаний N 65н).

Расходы на оплату работ по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, следует отражать по соответствующим подстатьям статьи 220 "Оплата работ, услуг" и статьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов" в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства (абз. 3 п. 2 разд. V Указаний N 65н).

 

4. План финансово-хозяйственной деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: