Методический потенциал квестовых технологий




Использование квест-технологий в организации образовательной деятельности

 

 

В современном образовательном процессе появляются новые технологии и формы взаимодействия педагогов с учащимися, в основе которых лежит активизация самостоятельной деятельности и непосредственное участие детей в образовательном процессе.

Использование ИКТ технологий в ходе проведения учебных занятий имеет большое значение для детей и педагогов, поскольку современный учащийся, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов». Задача педагога – вовлечь его в учебный процесс, в учебную и творческую деятельность, дать возможность реализации способностей каждого учащегося.

Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников, реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн.др.

Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Методический потенциал квестовых технологий

Задачами технологии квеста являются развитие критического мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. По всем своим признакам технология квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.

Квест-технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть, как индивидуальным, так и коллективным.

Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного

результата, постигать элементы научно-практической работы.

Quest в переводе с английского языка продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.

Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры.

Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Квесты могут проводиться как в классе, так и на природе, то есть территория проведения ограничена только фантазией организатора и целями проведения.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Главное при проведении квестов надо помнить, что:

- задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

- задания должны быть логически связаны друг с другом.

- эмоционально окрашены

- необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

- наличие конечного результата.

Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению:

· творческие,

· активные,

· интеллектуальные и др.

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов обучающих и воспитательных процессов. В общей классификации выделяют следующие:

- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

- штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

- кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Структура квеста:

1. Введение - вступление, где четко описаны главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Задание - четко определен итоговый результат самостоятельной работы (задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; анонсирована проблема, которую нужно решить; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квесте.

6. Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квеста. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся на дальнейшее изучение и исследование учебного материала.

План подготовки игры квест включает в себя следующие обязательные пункты:

ü написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;

ü подготовка «продукта» для поиска (карта, клад, подсказки и т. д.);

ü разработка маршрута передвижений:

1. он должен быть непривычным, но безопасным для детей;

2. для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными;

3. их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;

ü при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка.

ü художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

 

Принципы построения квеста:

1. Принцип навигации. Педагог выступает как координатор процесса образования, мотивирует и направляет учащихся.

2. Принцип доступности заданий. Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям учащихся.

3. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных этапов квеста.

4. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Образовательные задачи реализуются при помощи игровых методов и приемов.

5. Принцип интеграции. Использование различных видов образовательной деятельности учащихся при проведении квеста.

6. Принцип разумности по времени. Квест может быть краткосрочным, а может носить длительный характер, когда на прохождение заданий уходит несколько дней. При этом организаторы квеста должны учитывать возрастные особенности учащихся.

7. Принцип добровольности образовательных действий учащегося.

8. Принцип присутствия импровизационной экспромтной составляющей. Педагог на протяжении всей игры может менять мизансцены, добавлять или убирать задания, важна естественность и позитивная эмоциональная окраска происходящего.

Алгоритм проведения квест-игры:

1.Определить цели и задачи квест-игры.

2.Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.

3.Определить количество команд.

4.Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).

5.Рассчитать количество организаторов и помощников.

6.Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

7.Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.

8.Проведение игры.

9.Обобщение и презентация результатов квест-игры.

10.Провести анализ полученных результатов.

 

Самое главное, это то, что в квестах необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: