Сравнивая своего малыша с его сверстниками, многие родители часто оказываются недовольны темпами его психического или речевого развития. Одним кажется, что их кроха мало и плохо говорит, другим – что ребенок мог бы быть более любознательным (послушным, самостоятельным, внимательным и проч.)
Такое воспитание с оглядкой на друзей и соседей не вполне корректно, потому, что каждый ребенок имеет право быть самим собой и развиваться в свойственном ему темпе. Тем более, что все дети изначально не равны:
· у всех был разный жизненный старт (имеется ввиду период беременности и родов);
· персональная и неповторимая наследственность;
· индивидуальные показатели здоровья;
· исключительно личные условия проживания.
Все это обязательно накладывает свой отпечаток на особенности развития маленького человечка. Поэтому даже дети одной семьи и те не похожи друг на друга. А это значит, что ребенка надо сравнивать не столько с другими детьми, сколько с ним самим.
Каким ваш малыш был месяц, два или полгода назад? Если динамика его развития кажется вам недостаточной, имеет смысл сначала проанализировать описанные выше «исходные данные», а затем заняться стимуляцией и коррекцией психических и речевых процессов. На этих этапах необходимо воспользоваться диагностико-консультативной и коррекционной помощью специалистов.
Логопед и психолог помогут правильно организовать для ребенка речевую и игровую среду, в которой он находится. И тогда, изначально заложенные самой природой, потребность в речевом общении и познавательная активность смогут быть реализованы ребенком в полном объеме.
Что нужно сделать при задержке речевого развития?
|
1. Понизить зашумленность среды: Выключить ТВ, видео, радио, компьютер, в комнате, где находится ребенок. Аппаратура не должна быть фоном во время его игры. Включать для ребенка можно только на время активного прослушивания или просмотра от 5 до 15 минут за один раз.
2. Не исправлять речь ребенка в произнесении или построении фразы, а говорить «ДА», знак того, что сообщение понято, и давать правильный вариант произнесения. Например: «ДА. МИША ХОЧЕТ ПИТЬ!»
3. Откликаться на любое проявление общения малыша: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т.д.
4. Сопровождать песнями, потешками, словами все действия, проводимые вместе с ребенком, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание ит.д.). Например: при умывании:
«Водичка, водичка,Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели,
Чтоб кусался зубок, Улыбался роток!»
5. Проводить игры-потешки на коленях: «ладушки», «по кочкам» и др. это важно для соединения телесного и речевого контакта, создания доверительной атмосферы.
6. Использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребенком.
7. Развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения:
· Есть,грызть жесткую еду;
· Облизывать верхнюю и нижнюю губу,(при необходимости можно намазать их сметаной или сладким сиропом);
· Пить воду, сок или дуть в стакан с данным содержимым через соломинку;
· «строить рожицы», мимикой показывать разные эмоции.
8. Озвучивать действия свои и ребенка. Говорить, спрашивать, отвечать за ребенка т.е.«думать вслух», используя 2 варианта ответа, что мощно активизирует речевые способности ребенка, а так же отрабатываете знание направлений, цветов, форм, чисел и т.д.. Например:
|
· «Это кошка или петушок?» показывая на картинку кошки.
· «Наденем синие или красные колготки?», «Возьмем шарик или кубик?»
· «Ты будешь кушать суп ложкой или ножом?». Если ребенок пока не говорит, ответ даете сами, многократно проговаривая одно и то же слово или фразу (до 5-10 раз)!!!
«Это кошка! Смотри, какая красивая кошка! Кошка пушистая, мягкая. Кошка ласковая и т.д.». Попытайтесь проговорить хором. «Давай вместе скажем: «К-О-Ш-К-А».
9.ИСКЛЮЧИТЬ слово «СКАЖИ »!!!
10.Чаще смотрите семейные фотографии, рассказывайте о каждом родственнике, спрашивайте «Это кто?»
11.Притворяться, что забыли что и где лежит, забыли название предмета, а ребенок вам помогает.
12.Чаще играйте в прятки, сопровождая поиск словами для самосознания, эмоционального общения, ознакомления с предлогами, пространственной ориентации. Искать нужно вслух: «За шторой нет, под столом нет, в ящике нет, за креслом нет…»
13. Чтение книг должно быть эмоциональным, с хорошими, понятными ребенку картинками, и нечасто меняющимися книгами. Для усвоения материала, читать одну и ту же книгу нужно многократно!
14 .Развивать мелкую моторику, т.е. двигательную активность пальцев для формирования речевой активности. У ребенка с задержкой речи очень часто наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. Необходимо:
· Массаж пальцев, (см. Массаж рефлексогенныхзон кисти)
Растереть подушечки пальцев и слегка сдавить. Используйте массажный шарик «СУ-ДЖОК» для активизации нервных окончаний и точек, находящихся на ладонной поверхности. Пружинкой проработайте каждый пальчик.
· Давать работу с мелким материалом: пуговицы, бусы, фасоль, горох, мозаика, крупы, макаронные изделия, соленое тесто, песок, и т.д. (только под присмотром взрослого!)
· См. Краткий план занятий с детьми 1- 3 лет.
· Обогащать запас впечатлений ребенка, и обговаривать пережитое: поездки, зоопарк, театр, цирк и др.
· Создать условия для общения и совместных игр с другими детьми разных возрастов.