Система развития творческих способностей учащихся на уроках МХК




I этап Развитие отдельных творческих способностей 5-7 классы
Формирование мотива удовлетворенности творческих потребностей, поиск способов решения задач. Развитие творческой деятельности учащихся, самоопределение.

 

II этап Творческая деятельность учащихся в разных областях знаний 8-11 классы
Период формирования чувства идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Творческое самоопределение, формирование жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения.

Примечание: подразумевается, что первоначальное развитие творческих способностей и их актуализация происходило в 1-4 классах.

Первый этап – развитие отдельных творческих способностей учащихся. Итогом становится то, что деятельность учащихся примет творческий характер (переход от репродуктивного к продуктивному). Имея достаточно надежный способ решения, учащийся анализирует состав, структуру своей деятельности, сопоставляет отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне остроумных способов решения. Каждая новая найденная закономерность оценивается и переживается самим ребенком как открытие, творческая находка. В то же время она рассматривается только как новый, «свой» способ, который позволяет решить поставленные задачи.

Данный этап охватывает классы среднего звена школы (5-7 классы). Особенностью данного возраста является то, что учащимся важно согласовать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле. Взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию «в мирное русло», помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ действия – организация коллективной творческой деятельности. Наиболее популярными ее формами являются: игры; встречи с «кумирами» как наяву, так и через рассказы, видеофильмы; праздники; драматизация.

Второй этап развития творческих способностей учащихся на уроках искусства и МХК - творческая деятельность в разных областях знания. Речь идет об учащихся 8-11 классов. Это благодарная пора для приобщения к искусству, к художественному творчеству, т.к. школьников отличает повышенная эмоциональность. У них не только возрастают способности к анализу и критике; не менее разителен сдвиг и в их эмоциональной отзывчивости.

Этот возраст - период формирования чувства идентичности окружающему миру, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Это период творческого самоопределения, формирования жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение. Старшеклассникам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, более опытного товарища.

В отличие от предшествующих, в 8-11 классах содержание предметов искусства и МХК дается более углубленно, но без сложного теоретического анализа и скрупулезного изучения искусствоведческих проблем. В программе идет обращение к истории мировой художественной культуры от древности до современности при сохранении логики изучения отечественных и национальных традиций. Программа курса рассматривается как его продолжение, начатое ранее. В данном случае материал приобретает двухступенчатый характер и обобщается на основе концентрического принципа обучения: пройденное в 5-9 классах повторяется в 10-11 классах на новом уровне и в более сложном культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

Для этого возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. Аргументация суждений в этом возрасте часто подменяется категоричностью выводов и обобщений. В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, чувство юмора и остроумие. Исходя из этого, я уверена, что в старших классах необходимо проведение таких уроков МХК, на которых учащиеся могли бы творчески самоопределяться и формировать жизненную позицию в творческой деятельности.

За годы своей деятельности, я убедилась, что почти все дети обладают природной способностью к творчеству, процесс детского творчества является глубоко преобразующим, поскольку в качестве движущего начала всякого творчества можно рассматривать стремление к самовыражению ребёнка. Моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности. Ребёнок на моих уроках - активный участник процесса познания, а не объект, пассивно воспринимающий информацию.

С 2010 года мною в 8-9 классах ведется интегрированный курс " Искусство", программа которого составлена на основе авторской программы" Искусство 8-9 классы"- Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской..

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от "школы объяснения" к "школе развития", перехода от педагогики памяти к педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не просто получать их в готовом виде.

Специфика курсов " Искусство " и “Мировая художественная культура” предполагает особые формы и методы обучения, так как применение только традиционных методов и даже их усовершенствование не поможет решить проблему эффективности восприятия его содержания. Прежде всего, это связано с тем, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне, ценности вырабатываются только самостоятельно. Это значит, что проблемная мотивация и варьирование форм общения являются непременным условием методической организации образовательного процесса. Без этого невозможно эмоциональное сопереживание, обеспечивающее адекватное распредмечивание форм художественной культуры, запечатленных в художественных шедеврах.

Меня всегда привлекали технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,, опыт работы В. Караковского и др.).

В своей работе я делаю большой акцент на личностноориентированномподходе в обучении. Моя главная задача - содействовать ученику в определении и совершенствовании его отноше­ния к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности актив­ной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках искусства я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор. Например, на уроке искусства «Виды дизайна» в 9 классе девочки создают проект современного школьного костюма, а мальчики делают эскизы современных сотовых телефонов. В 8 классе при изучении темы «Виды искусства» ребятам предлагаются следующие задания: нарисовать свой Храм искусств, составить опорную схему классификации видов искусства или написать эссе «Мой любимый вид искусства». Придерживаюсь мнения, что любая творческая работа учащегося должна быть оценена положительно, являясь стимулом для дальнейшей деятельности.

Широко использую в работе метод проектной деятельности. Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные проекты разной направленности:

- творческие (создание японского сада камней, китайской пагоды, готического витража, открытки с первым днем весны, предметов декоративно-прикладного искусства, составление викторин и кроссвордов и т.д.);

- исследовательские («Забытые памятники архитектуры», «Петергоф и Версаль =?», «По главной улице модерна…» и др.);

- игровые («Путешествие в страну народных промыслов», «Прекрасная свита Аполлона»);

- информационные («Русское барокко», «Истоки европейского барокко», «Все соборы Нотр-Дам во Франции», «Легенды готических соборов» и т.д.)

Проектная деятельность для 8-11 классов:

Групповой проект «Путешествие по городам России» (создание буклетов-путеводителей по русским городам);

«Культура одной эпохи» (создание электронных презентаций по выбору учащихся на основе изученного материала»;

«Моя копилка мировой культуры» (создание диска с шедеврами мировой культуры»;

«ЦОРы в подготовке к урокам МХК» (подбор интернет-ссылок и ресурсов для уроков);

Используя на уроках различные технологии, за основу мной взята все же методика Л.М. Предтеченской. Ее особенностью является система художественно -педагогической драматургии урока. Цель системы - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Формы проводимых уроков должны быть разными: уроки -информационного типа, лекция, урок - встреча, урок - семинар, урок - представление, урок - дискуссия, зачет, обзор, урок-экскурсия и т. д. Любой урок должен быть актуален в контексте системы общего образования школьников.

Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, даже вычленяются иногда две проблемы и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.

" Взволновав, заставить задуматься", - вот главная задача методики Л.М. Предтеченской.

Урок разделен на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся на уроке, вопросы к ним учителя:

Экспозиция.

Постановка проблемного вопроса.

Разработка проблемы.

Кульминация.

Последействие.

Основным средством обучения на уроке является постановка вопросов-проблем. Подбор вопросов-проблем производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.

Так в 8 классе учащиеся в течение урока ищут ответы на проблемные вопросы: в чем заключается волшебная сила искусства? (урок "Виды искусства") почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? ("Портрет – зеркало души") как соприкасаются жизнь природы и душа человека? "("Пейзаж и натюрморт как жанры живописи") и другие.

В 10 классе ученики размышляют над проблемами: что более вечно – возвышенное или земное? (урок "Культура Древнего Рима"), в чем загадка "китайского феномена" в современном мире? ("Художественная культура Китая").

Обсуждение и разрешение проблем на уроке служит действенным средством нравственного воспитания школьников: "Что есть красота?", "Что движет солнца и светила?", "Что спасет мир – красота или доброта?"

Интересным и продуктивным для учащихся старших классов стало использование на уроках технологии "Таксономии мыслительных умений" Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков, привлекают учеников как раз своей возможностью, помимо знаний, продемонстрировать и собственную точку зрения на изученный материал.

Метод " кейс-стади " я использую и на уроках, и во внеурочной деятельности.Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию. Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

Основные правила метода:

контекст (описание ситуации);

факты;

определение проблемы и сути конфликта, его причин;

способы и пути разрешения конфликта;

решения по профилактике или преодолению конфликтов.

Интересным примером применения данного метода стало внеклассное мероприятие «Дорожная история в картинках». Учащиеся искали информацию, пытались определить суть проблемы и найти пути ее решения.

Одной из любимых учениками используемых технологий, стала технология «Альтернатива» (Т.А. Прищепа). Она предназначена для создания проблемной ситуации и ориентирована на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Важным этапом работы является подготовка задания. Задание должно иметь несколько вариантов истолкования, объяснения проблемы.

Участники групп ищут решение или объяснение ситуации и делятся им со всеми, затем им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована. Каждая группа работает над тем вариантом, который на предыдущем этапе был у другой подгруппы. Учитель обобщает полученную от групп информацию, выделяя разные, часто противоположные и при этом обоснованные точки зрения. Возникает проблемная ситуация: но где же истина?

Для того чтобы разобраться в появившейся проблеме, необходимо еще раз, не упуская ни одного слова, перечитать первоисточник, обратиться к критическим, философским статьям, найти информацию и т.д. Таким образом, создается внутренняя мотивация для дальнейшего погружения в изучаемую тему. Именно такая мотивация совершенно необходима для эффективности обучения.

Одной из интереснейших методик для закрепления изученного материала учениками, обогащения словарного запаса и проявления ими своего творческого потенциала стала методика создания синквейнов. Это некое пятистрочие, написанное по определенным правилам. Вот примеры синквейнов, созданных ребятами по мотивам урока о Японии:

Япония.

Таинственная, совершенная.

Созерцает, верит, любуется.

Вслушивается в несказанное...

Страна восходящего солнца.

Фудзияма.

Великая, живая.

Дышит, вдохновляет, не отпускает.

Одна такая на Земле.

Непостижимая...

 

Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.
Предлагаю ученикам творческие задания: «TV-программы о культуре» и «Новости культуры». Ребята записывают в тетрадь просмотренные передачи о культуре, делятся своими впечатлениями, находят новости культуры села, республики, страны, мира и вкладывают вырезки из газет в специальный конверт в тетради. На уроках уделяется 5 минут на обсуждение найденных новостей.

Учащимся 8-9-х классов предлагаются творческие задания:

проиллюстрировать любимые мифы Древнего Египта и Древней Греции;

сочинение-размышление «Владеть деньгами – большая пытка, чем добывать их» (Сенека)

«История одного шедевра»;

«Чему началом могут быть точка и линия»;

«Музыкальные и поэтические образы в русском искусстве 19 века» (подбор поэтических произведений к живописным полотнам) и т.д.

Среди прочих выделю задания на «магическое "если бы"» — так подобные задания назвал в своей театрально-педагогической системе К.С. Станиславский.

На уроке художественной культуры задания на «если бы» имеют цель создания на уроке ситуаций воображаемого погружения в какие-либо предлагаемые обстоятельства: в обстановку жизни автора или героя произведения, в обстановку реальной встречи с произведением искусства в музее, театре, концертном зале и др. Они формулируются обычно в виде обращения-призыва к ученикам — представить себя там-то или тем-то, перенестись туда-то и часто подкрепляются рассказом учителя, дающим пару воображению учащихся. Работа воображения, вера в предлагаемые обстоятельства, несомненно, повлечет за собой работу эмоций и чувств, родит «истину страстей», «правду» переживания. В этой способности побыть автором, побыть героем произведения, сродниться с ними, испытать их чувства и заключается огромная сила художественного сопереживания. Примерами таких заданий стали: «Если бы я оказался в Третьяковке…» (8 класс), «Если бы мне подарили «Черный квадрат» В. Малевича…» (9 класс)

Поскольку на уроках искусства и МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие воображения и творческих способностей личности, то урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

На своих уроках я стараюсь дать возможность ребятам порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, мастерская, урок-исследование.

Подробнее остановлюсь на уроке-диалоге, который относится не только к ведущим технологиям личностно ориентированного образования, но и является важнейшей составляющей частью технологии критического мышления.

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нем главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

Общение организуется на уроке как своеобразная встреча «моего, твоего, вашего», как обмен личным опытом учителя и ученика.

Требования к уроку-диалогу:

- самостоятельность суждений и выводов.

- умение слушать других;

- ответственность за свою точку зрения;

- толерантность.

Я думаю, что использование учебного диалога на уроке помогает выполнению основной задачи, стоящей перед школой: воспитанию человека мыслящего, творческого, способного отстаивать свои убеждения несущего ответственность за свою точку зрения, относящегося с уважением к чужому мнению.

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы предъявления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики.

Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках как эффективное средство обучения и контроля знаний. Мною разработаны разные виды презентаций:

— презентации- введения;

— презентации- диагностики;

— презентации по отдельным темам курса.

Сегодня, по-моему, уже никто не сомневается в том, что презентации на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, иллюстративным, полезным, интерактивным, запоминающимся! Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул «копнуть» глубже, развивают их творческий потенциал.

Что дают презентации для меня - с одной стороны полную свободу в выборе материала, конструировании урока, с другой стороны - серьезную систему, в которую "выливается", все расширяющаяся, коллекция созданных мультимедийных презентаций. И еще один важный аспект - это возможность не "растекаться" в информации на уроке, четко выверенная структура урока дисциплинирует. Если я использую на уроке презентацию, то она, как правило, отражает урок от "А доЯ": начиная с темы и эпиграфа урока и заканчивая домашним заданием, и традиционным последним слайдом "Спасибо за урок!"

Презентации по отдельным темам курса знакомят учащихся с новым материалом

За последние несколько лет у учащихся заметно возрос интерес к предмету искусство и МХК, накоплен опыт проектной и исследовательский деятельности. Уровень обученности учащихся составляет 100%, а качество знаний 80-90%.

 

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость опыта заключается в пересмотре прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, изменении окружающего мира, самого ученика, условий воспитания ребенка, во влечении всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, в оснащении материально-технической базы школы и время

- Наглядное приложение: конспект открытого урока «Искусство» 9 класс

Программа: «Искусство» (авторы:Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская). Раздел 1. «Воздействующая сила искусства».

Тема цикла: «Какими средствами воздействует искусство».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;

обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

содействовать осознанию учащимися:

ценности искусства, его воздействия на человека;

ценности совместной деятельности для достижения результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: