Художественно – эстетического цикла.(обмен опытом.)




Учитель МХК Хайрулина Е.Г.

ТЕМА: Современные педагогические технологии.

Обобщение и распространение передового опыта учителей

художественно – эстетического цикла.(обмен опытом.)

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

Социокультурные и экономические преобразования в российском обществе конца XX -начала XXI вв. вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Одной из тенденций современной педагогики является активизация процесса обучения через творчество учащихся, обусловленная объективными факторами: высокой ролыо творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, реализующейся в творческой деятельности. Фактически речь идет о создании новой по духу педагогической теории нашего времени и воплощении ее в школьной практике. Поиск такой теории ведется в направлении гуманизации педагогики и школы, в развитии личности ребенка, раскрытии ее неповторимого творческого потенциала. Показательно, что Концепция модернизации образования Российской Федерации ориентирует школу на развитие творческих способностей школьников, что обеспечивает становление ценностного отношения субъекта к природе, человеку, преобразовательной деятельности, окружающему миру и себе самому.
Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между:

- возросшей потребностью общества в творческой личности и недостаточной готовностью школы к реализации этого социального заказа;

- потребностью инновационных образовательных учреждений в научно-методическом обеспечении процесса развития творческих способностей учащихся и недостаточным уровнем изученности данного вопроса в педагогической науке и практической деятельности;

- высоким педагогическим потенциалом искусства в развитии творческих способностей учащихся и его недостаточным использованием для развития творческих способностей учащихся

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Организация творческой работы учащихся - один из главнейших факторов в решении проблемы обучения предмету. Задачи преподавания искусства и МХК - создавать условия для живого общения учащихся на уроке с произведениями мирового искусства, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни.

Считаю, что любое путешествие ученика в мир истории, культуры и искусства должно отличаться креативностью и возможностью для ребенка ощущать себя непосредственным участником развития мировой цивилизации и культуры, пусть даже посредством хорошего прочтения стихотворения или удачно реализованного творческого проекта.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.Освоение языка искусств, как одной из коммуникативных знаковых систем в культурном освоении мира, применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды, используя теоретический материал по искусству и МХК, раскрывать потенциальные способности личности учащихся, использовать возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях самопознания и самораскрытия учащихся, сформировать творческое отношение к любому виду деятельности и восприятие этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

Принципиальное изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой,не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

- Теоретическая база опыта.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» Дмитрий Лихачев (академик)

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского.

Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному.

С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к " сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Андреева"" [11; 12], А.В.Брушлинского [47; 52], Л.С.Выготского [63; 64], А.Н.Лука [134], Я.А.Пономарева [175; 176], Е.Л.Яковлевой [257]. Раскрытию психологических особенностей творческого процесса уделяют внимание представители общей психологии А.Адлер, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К.Г.Юнг [3; 10; 129; 192; 196; 222; 253]. Природа творчества как резерва развития творческих способностей анализируется в работах зарубежных (Г.Айзенк, Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тейлор [4; 259; 262; 221]), а также отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Богоявленская, Е.В.Назайкинский, Я.А.Пономарев, А.В.Хуторской [39; "40; 153; 175; 176; 239]). Аксиологический аспект творчества представлен в трудах философов М.С.Кагана, Л.Н.Когапа, Л.Н.Столовича [101; 113; 114; 217]; педагогов А.В.Кирьяковой, И.Я.Лернера [108; 131]. Разработана концепция творческой одаренности (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов), творческой активности личности (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский) [128; 222; 41; 129; 144; 170]. Основные подходы, направленные на развитие творческих способностей учащихся, раскрываются в работах Б.В.Асафьева, Е.В.Назайкинского, Б.М.Теплова, Л.В.Школяр [19; 153; 222; 247]. Общие теоретико-методологические положения о развитии современного образования рассмотрены в исследованиях А.С.Гаязова, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого [67; 68; 158; 167].

Вопросы о перспективах развития индивидуальных способностей ребенка до уровня творческих в процессе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения рассматривают К.А.Абульханова-Славская,A.Г.Ковалев, А.З.Рахимов, В.Г.Рындак [2; 112; 180; 185; 186; 187; 162; 198]. Осознавая значимость творчества в педагогической деятельности, многие исследователи подчеркивают необходимость обучения этому процессу каждого педагога (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина) [23; 93; 105; 126]. Вопросы творческого саморазвития как базы формирования технологических основ педагогической профессии рассматривает В.Э.Штейнберг [248]. Субъективно-деятельностную основу творчества исследуют Л.А.Волович, Н.Б.Крылова, А.П.Тряпицына [60; 123; 224].

Разрабатываются теоретические подходы к изучению понятия «способности» (Г.Айзенк, Е.Ю.Артемьева, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, Ф.Кликс, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, А.В.Усова,B.Д.Шадриков [4; 17; 38; 39; 40; 85; 109; 128; 129; 143; 228; 242]). Изучается природа различных творческих способностей школьников: литературно-творческих (А.В.Москвипа, А.Г.Прокофьева), художественных (М.Л.Князева), музыкальных (Б.В.Асафьев, Б.П.Теплов) [148; 180; 111; 19; 222]. Структура и механизм творческой деятельности раскрываются в работах А.М.Матюшкина, Ф.Ш.Терегулова [139; 223]. Антропологические проблемы развития творчества рассматривают Р.М.Асадуллин, Б.М.Бим-Бад [18; 169].

Осознание важности задачи развития творческих ' способностей школьников послужило основанием для оформления в рамках педагогической науки самостоятельного направления, именуемого педагогикой творчества (В.И.Андреев, И.П.Волков, Л.С.Выготский, В.И.Загвязинский, А.Ю.Козырева, Б.И.Корогяев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, В.С.Шубинский) [И;12; 59; 63; 64; 93; 116; 120; 142; 158; 179; 249].Развитие творческих способностей в педагогической науке рассматривается в тех случаях, когда объектом внимания становятся вопросы использования искусства в обучении и воспитании школьников (Э.Б.Абдуллин, Т.А.Барышева, А.М.Вачьянц, Э.А.Верб, И.И.Зарецкая, Д.Б.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский [1; 26; 53; 55;96; 100; 142; 143; 156]), использование культурологического подхода в обучении (Т.Б.Алексеева, Е.Б.Бабошина, И.Е.Видт, Г.И.Гайсина, А.Г.Козлова, Н.Б.Крылова [5; 24; 57; 66; 115; 123]).

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности. Исходя из сказанного, убеждена в необходимости целостной системой развития творческих способностей на уроках искусства и МХК. Целостность выражается многообразно. Во-первых, это достаточно тесная взаимосвязанность всех элементов процесса обучения. От того, как осознаны цель и задачи преподавания дисциплины, какие созданы условия и зависит конструирование методов и организационных форм. Системность, целостность развития учащихся на уроках искусства и МХК проявляется, во-вторых, в том, что осознание последующих компонентов невозможно без осознания предшествующих. В этом проявляется один из принципов педагогики – преемственность (не только в возрастных особенностях, но и в содержании курса искусства и МХК). Считаю, что система обучения искусства и МХК может быть представлена следующим образом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: