ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ
З а д а н и я к т е м е 1
Предмет управления экономическим развитием региона. Понятие и типологизация регионов.
З а д а ние 1. Выпишите определение региона, трактуемое разными авторами (табл. П.1).
Таблица П1.
Теоретические трактовки понятия «регион»
№ | Исследования | Определения |
Зарубежных ученых | ||
В Декларации о регионализме в Европе | ||
Советских ученых | ||
Российских ученых |
З а д а ние 2. Заполните обобщающую таблицу (табл. П.2) по истории экономического районирования России.
Таблица П2.
История развития экономического районирования России
Век, год | ФИО ученых, занимавшихся экономическим районированием | Названия важней-ших теоретических работ | Научный вклад в развитие экономического районирования |
З а д а ние 3. Заполните табл. П.3. Постройте столбчатую диаграмму по доле экономических районов (ЭР) в площади и населении страны. Ответьте на вопросы:
а) какие ЭР имеют максимальный и минимальный размер территории? б) где расположены крупные и небольшие по площади районы и почему?
в) какие ЭР страны состоят из наибольшего и наименьшего количества субъектов (областей, автономных республик и округов, др.) РФ?
г) в каких ЭР нет автономий?
Таблица П3.
Состав экономических районов России
Название района | Главный центр | Доля в площади России, % | Доля в населении России, % | Состав (входящие регионы) |
|
З а д а ние 4. На контурной карте обозначьте административно-территориальный состав федеральных округов России. Заполните табл. П.4, используя политико-административную карту атласа. Оцените пропорциональность административно-территориальных единиц РФ. Выявите недостатки и преимущества существующего административно-территориального устройства страны.
Таблица П4.
Федеральные округа и субъекты Российской Федерации
Федеральный округ | Области | Края | Города федерального значения | Республики | Автономная область | Автономные округа |
Центральный | ||||||
Северо-Западный | ||||||
Южный | ||||||
Приволжский | ||||||
Уральский | ||||||
Сибирский | ||||||
Дальневосточный |
Методические указания. Используя материалы учебников и учебных пособий по управлению экономическим развитием региона:
1) запишите в пустые строки табл. П.1 теоретические трактовки понятия регион;
2) заполните пустые строки табл. П.2, указав период, ученого и его научный труд по экономическому районированию;
3) заполните пустые строки табл. П.3, указав название района, его центр (выделив его по хозяйственному значению либо по числу жителей), определите долю площади района и численность населения в целом от России и перечислите регионы-субъекты, которые входят в состав экономического района (в соответствии с новыми изменениями числа субъектов РФ);
4) используя политико-административную карту атласа, заполните пустые строки табл. П.4; запишите количество субъектов (в соответствии с новыми изменениями числа субъектов РФ) и обозначьте на карте административно-территориальный состав федеральных округов РФ.
|
З а д а н и е к т е м е 3
Регион как объект хозяйствования и управления
З а д а ни е. Проанализируйте территориальную организацию отрасли промышленности (на примере любой отрасли). Заполните табл. П.5, используя учебную литературу.
Таблица П5.
Межотраслевые комплексы хозяйства России
Комплекс | Входящие отрасли | Хозяйственная функция |
Топливно-энергетический (ТЭК) | ||
Металлургический | ||
Химико-лесной | ||
Машиностроительный | ||
Агропромышленный | ||
Инвестиционно-строительный | ||
Инфраструктурный |
Методические указания. Используя учебную литературу, определите:
1) состав отрасли (подотрасли), ее значение в промышленности страны, основные типы предприятий и ведущие факторы их размещения, историю развития отрасли в России;
2) определите главные центры отрасли (по подотраслям), выявите районы их снабжения сырьем и районы сбыта готовой продукции;
3) в соответствии с обеспеченностью сырьем, географическим положением и потребностями в продукции определите наиболее перспективные и неперспективные центры (базы) отрасли; укажите основные проблемы развития отрасли в настоящее время и направления ее развития в среднесрочной перспективе.
З а д а н и я к т е м е 4
Распределение экономической деятельности в пространстве
|
З а д а ние 1. Оцените природно-ресурсный потенциал экономических районов России, заполнив табл. П.6 и П.7. Оценку проведите за последние 3 года.
Таблица П6.
Оценка природно-ресурсного потенциала экономических районов РФ
Экономический район | Вид природного ресурса | |||
Центральный | ||||
Северо-Западный | ||||
Центрально-Черноземный | ||||
Волго-Вятский | ||||
Поволжский | ||||
Северо-Кавказский | ||||
Уральский | ||||
Западно-Сибирский | ||||
Восточно-Сибирский | ||||
Дальневосточный | ||||
Северный |
Таблица П7.
Оценка природных ресурсов экономических районов РФ
Экономический район | Вид природного ресурса | |||
Тыс.т. | Тыс.га. | и т.д. | … | |
Центральный | ||||
Северо-Западный | ||||
Центрально-Черноземный | ||||
Волго-Вятский | ||||
Поволжский | ||||
Северо-Кавказский | ||||
Уральский | ||||
Западно-Сибирский | ||||
Восточно-Сибирский | ||||
Дальневосточный | ||||
Северный |
З а д а ние 2. По данным табл. П.8 проанализируйте обеспеченность России основными видами минеральных ресурсов. Укажите, в каких частях страны расположены основные запасы этих ресурсов. Назовите крупнейшие месторождения, нанесите их на контурную карту. Укажите виды минеральных ресурсов, по запасам которых Россия лидирует среди стран мира, и те виды, которых в России не хватает.
Таблица П8.
Обеспеченность России разведанными запасами некоторых видов полезных ископаемых
Полезные ископаемы | Количество лет |
Нефть | |
Природный газ | |
Уголь | |
Железные руды | |
Медь | |
Никель | |
Молибден | |
Вольфрам | |
Цинк | |
Свинец | |
Золото (рассыпное/коренное) | 12/37 |
Фосфаты | |
Калийные соли |
Методические указания. Используя учебную литературу, оцените природно-ресурсный потенциал экономических районов. В ходе выполнения задания особое внимание уделите динамике основных показателей:
1) природным условиям (опишите) и природным ресурсам
2) выявите причины (если таковые имеются!), сдерживающие развитие экономического района;
3) выявите, какими преимуществами обладают регионы, входящие в данный экономический район;
4) оцените природно-ресурсный потенциал регионов. Проранжируйте их в порядке (max–min). Выделите районы, наиболее и наименее обеспеченные природными ресурсами, а также обеспеченные ими на среднем уровне.