Приложение
к письму
Учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр»
от 18.09. 2019г. № 137
Порядок проведения
заочной биологической викторины «БИО-ЗОО-ЭКО-2019»
1.Общие положения
1.1. Республиканскую заочную биологическую викторину «БИО-ЗОО-ЭКО-2019» (далее – Викторина) проводит Учреждение дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (далее – ДонРЭНЦ) совместно с кафедрой зоологии и экологии ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».
1.2. Цель Викторины – углубить и проверить знания обучающихся о многообразии животного и растительного мира нашей планеты.
1.3.Задачи Викторины:
- формирование исследовательского интереса обучающихся;
- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к природе;
- расширение биологического кругозора обучающихся;
- углубление знаний по биологии и экологии;
- природоохранное воспитание;
- формирование экологического мышления.
1.4.Организационно-методическое обеспечение Викторины осуществляет отдел биологии Учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр».
2. Участники Викторины
2.1. Для участия в Викторине приглашаются обучающиеся учреждений дополнительного образования. Возраст участников 11 - 18 лет.
3. Сроки и условия проведения Викторины
3.1. Викторина проводится с 01 по 31 октября 2019 г.
3.2. Участники Викторины:
- работают с различными информационными ресурсами, отвечают на вопросы Викторины, выполняют задания;
- отправляют выполненную работу в оргкомитет.
3.3. Заявки (приложение 2 к Порядку проведения) на участие в Викторине и ответы на вопросы (приложение 1 к Порядку проведения) предоставить до 31 октября 2019 г. в Учреждение дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» по адресу: г. Донецк, ул. Университетская, 2, отдел биологии.
|
3.4. Материалы, присланные на Викторину, не рецензируются и не возвращаются.
4. Требования к оформлению работ:
4.1. Объем работы - до 5-6 страниц на каждый блок, формат – А-4, шрифт Times New Roman, размер -14.
На титульном листе указывается:
- образовательное учреждение;
- фамилия, имя обучающегося, возраст, класс;
- фамилия, имя, отчество педагога–консультанта.
4.2. Структура ответа на вопрос Викторины:
- номер вопроса и его формулировка;
- текст ответа на вопрос.
4.3. Работы, не соответствующие приведенным требованиям, не рассматриваются.
4.4. Участник, присылая работу на Викторину, подтверждает, что ознакомлен с Порядком проведения Викторины, принимает их в полном объеме, без оговорок и исключений.
5. Критерии оценки работ
Оценка работ осуществляется по следующим критериям:
5.1. Соответствие требованиям Порядка проведения Викторины.
5.2. Грамотность, научность, содержательность ответов.
5.3.Количество правильных ответов на вопросы.
5.4.Творческий индивидуальный подход к ответам на вопросы.
5.5. Культура оформления работы.
Вопросы и задания, в зависимости от сложности, оцениваются от 10 до 50 баллов.
6. Подведение итогов Викторины
6.1. Итоги Викторины подводит жюри, состоящее из сотрудников Учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» и преподавателей ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет.
|
6.2. Жюри определяет лучшие работы.
6.3. Подведение итогов Викторины состоится с 31 октября по 15 ноября 2019 года.
6.4. Победители и призеры Викторины награждаются электронными дипломами Учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр», а участники -электронными сертификатами.
6.5. Итоги Викторины (протокол заседания комиссии) будут размещены на сайте ДонРЭНЦ: donrenc.ucoz.ua и в группе ВКонтакте: https://vk.com/donrencс.
Приложение 1
к Порядку проведения
Вопросы заочной биологической викторины
«БИО-ЗОО-ЭКО - 2019»
I блок Викторины
Тема «Загадки природы»
«Эти удивительные животные» (экспресс-викторина)
1. У большинства насекомых с полным превращением, в том числе и у двукрылых (мухи, мошки, комары), 4 фазы развития – яйцо, личинка, куколка, имаго. У прямокрылых, например, кузнечиков - 3 (яйцо, личинка, имаго). Чем в этом плане знаменита муха цеце? Какая фаза отсутствует у неё?
2. Чарльз Дарвин, изучив ЕГО жизнь, говорил: «Вряд ли найдётся другое животное, которое сыграло бы большую роль в мировой истории, и назвал его неутомимым «работником –пахарем». Кого же имел в виду Дарвин?
3. В гнёзда каких птиц кукушка подбрасывает яйца? Назовите их одним словом, не указывая конкретные виды птиц.
4. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?
|
5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы, как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?
6. В природе нет ничего нецелесообразного. Для чего верблюду горб? Где эти одногорбые и двугорбые «корабли пустыни» хранят свои «запасы воды»?
7. Австралийским аборигенам не удалось по-настоящему одомашнить собак динго. Они смогли им найти только два применения, одно из которых – сторожить. В каком другом деле их использовали, если это происходило холодными ночами, и притом каждому аборигену требовалось иногда до пяти собак?
«Эти удивительные растения» (экспресс-викторина)
1. Этот кустарник не переносит пересадки. В Китае он считается символом верности. По этой причине в Китае возник обычай дарения его женихом невесте во время сватовства. О каком кустарнике идёт речь?
2. 2/3 нашей планеты занимает Мировой океан со своим водным миром: животными и растениями. Благодаря широкому ареалу распространения именно эти растения являются основными поставщиками кислорода в атмосферу Земли. Если в результате каких-либо обстоятельств они исчезнут – экологической катастрофы не избежать. Кто эти труженики?
3. Дерево без тени, так его называют. А еще – это самое высокое дерево Австралии. О каком дереве идёт речь и почему оно без тени?
4. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску?
5. Оно всегда зелёное или голубое. Из его древесины создавали свои скрипки выдающиеся мастера – Страдивари, Амати, Гварнери. Оно теневыносливое. В лесу, где оно произрастает, всегда сыро и темно, там много мхов и лишайников. О каком дереве идёт речь?
6. Из семян какого растения научились делать молоко, сосиски, конфеты, бензин и т. д.?
«Человек и его здоровье» (экспресс-викторина)
1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.
2. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?
3. Гиппократом было создано учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидкости: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь.
Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?
5. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на
день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его
последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?
6. Сколько весит зрачок глаза?
Максимальное количество баллов за правильный полный (развёрнутый ответ) -10
II блок Викторины (исследовательский)
В учебных кабинетах и на территории Вашей школы наверняка есть комнатные растения, за которыми Вы ухаживаете (поливаете, подкармливаете, пересаживаете). Комнатные цветы создают благоприятный микроклимат в классах, делают ваши занятия в школе более уютными и комфортными. Кроме того, на территории школы произрастают деревья и кустарники, многолетние цветочные культуры, которые украшают школьный двор. Оргкомитет заочной биологической викторины хотел бы ознакомиться с видовым составом растений, произрастающих на территории Вашей школы.
Задание:
заполните таблицу на тему: «Оптимизация озеленения территории МОУ «Школа №____ города_______» (образец)
№ | Вид растения | Род | Семейство | Фото растения | Количество растений | |
Комнатные растения | ||||||
Цикламен европейский | Цикламен | Первоцветные | ||||
Многолетние цветковые растения на газонах, клумбах, учебно-опытном участке | ||||||
Эхинацея пурпурная | Эхинацея | Астровые | ||||
10-12 | ||||||
Кустарники(на территории школы) | ||||||
Калина обыкновенная розеум | Калина | Адоксовые | ||||
Деревья (на территории школы) | ||||||
Берёза бумажная | Берёза | Берёзовые (порядок Букоцветные) | ||||
Фото растений, представленных в таблице, должно быть вашим, не скопированным из интернета. Количество представленных растений по каждой группе – от 10 до15 видов.
Максимальное количество баллов за задание – 50.
Желаем успеха!
Приложение 2
к Порядку проведения