Конспект № 5 совместной непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы




 

"О пользе леса"

Интеграция образовательных областей:

" Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"

Виды детской деятельности:

познавательно - исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

 

Задачи:

1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе

2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;

3. Воспитывать уважительное отношение к природе.

 

Планируемые результаты:

имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.

Материал:

ü зеленый листок дерева

ü иллюстрации деревьев

ü использование ТС

Словарь:

Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.

 

Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.

Содержание организованной деятельности детей:

- Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?

- Ответы детей.

- Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!

Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

- А как вы думаете, что еще дают нам леса?

- Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

- А чем полезна людям красавица - сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

- Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу - березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.

- Послушайте стихотворение:

Березовый сок.

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже -

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

 

Очень красивое и полезное дерево - тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

- А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.

Лес - "зеленые легкие" нашей планеты:

- хранитель вод, защитник водоемов;

- защитник почвы;

- источник древесины;

- источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

- дом для растений, животных, грибов;

- место, где человек может отдохнуть.

- Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?

ответы детей;

- Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?

ответы детей;

- А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.

 

 

Речевые игры:

Цель: воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательны е:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).

Развивающие:

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская.

Материалы и оборудование: предметы из бересты, кусочки бересты, кора других деревьев – осины, клена, мензурки, ёмкости для воды, увеличительные стекла, спилы березы; две корзинки – большая и маленькая, листочки разных деревьев; мультимедийный проектор.

Методы и приемы: словесные методы - вступительное слово воспитателя, вопросы, беседа, рассказ воспитателя; игровые методы – словесная игра, подвижная игра; наглядный, игровой.

- В какое время года автор изобразил березу?

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о родной русской природе, красавице березке.

- Береза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она символ России. Это дерево хорошо в любое время года. Но все ли о ней знают?

Мы, ребята, с вами очень много узнали о березке и сейчас поделимся нашими знаниями.

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, за пользу, которую она приносит. Растет она во всех уголках нашей необъятной родины.

- Ребята, послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?

 

1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С. Есенин) (зимой)

Воспитатель демонстрирует дерево - зимой.

- Зимой – на веточках лежит белый снег.

2. Как у нашей у березки

Очень славные сережки,

Как стройна, и как мила,

Это вновь весна пришла. (А Тесленко) (весной)

Воспитатель демонстрирует дерево – весной.

- Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

3. Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы. (С. Есенин) (летом)

Воспитатель демонстрирует дерево – летом.

- Летом– дерево покрыто густой зеленой листвой.

4. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах. (Е. Трутнева)

Воспитатель демонстрирует дерево – осенью.

- Осенью – береза покрыта золотистой листвой.

- Ребята, а листья крутясь в воздухе, падают на землю, как называется это явление?

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)

- Как называется лес, где растут одни березы? (березовая роща )

Игра «Как ещё можно назвать берёзу? »

(детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов – признаков и слов – действий к слову береза)

Береза (какая?) – кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая и т.д.

Береза (что делает?) растет, красуется, зеленеет, украшает, лечит и т. д.

 

- Ребята, давайте вспомним, что покрывает стволы деревьев? (кора)

- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)

- Верхний слой коры, как называется? (береста)

- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

- Ребята, объясните, а что за черные пятнышки на бересте? Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)

- В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб, из коры – бересты получали березовый деготь для хозяйства и смазки колесных осей на телегах, из березового дегтя делают дегтярное мыло, еще наши предки делали легкую и прочную обувь.

- Какие изделия изготавливают из бересты? (сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки)

 

Игра «Найди лист березы» (рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку)

 

- Березка – не только красивое дерево, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.

- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний.

- Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и взрослые и дети, лакомится этим вкусным полезным напитком.

 

 

Во вторую половину дня можно предложить детям нарисовать листовки с запретными знаками о берёзе. Вместе с родителями развесить их на свои и соседские подъезды: «Берёзкины слёзки».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: