"О пользе леса"
Интеграция образовательных областей:
" Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы"
Виды детской деятельности:
познавательно - исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
3. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
ü зеленый листок дерева
ü иллюстрации деревьев
ü использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
- Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
- Ответы детей.
- Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями - устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют "зелеными легкими" планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина - тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес - хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву - верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
- А как вы думаете, что еще дают нам леса?
- Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки - веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
- А чем полезна людям красавица - сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
- Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу - березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты - верхнего слоя коры березы - крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок - сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
- Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже -
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево - тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
- А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес - "зеленые легкие" нашей планеты:
- хранитель вод, защитник водоемов;
- защитник почвы;
- источник древесины;
- источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
- дом для растений, животных, грибов;
- место, где человек может отдохнуть.
- Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
- Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
- А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Речевые игры:
Цель: воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательны е:
- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Развивающие:
- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская.
Материалы и оборудование: предметы из бересты, кусочки бересты, кора других деревьев – осины, клена, мензурки, ёмкости для воды, увеличительные стекла, спилы березы; две корзинки – большая и маленькая, листочки разных деревьев; мультимедийный проектор.
Методы и приемы: словесные методы - вступительное слово воспитателя, вопросы, беседа, рассказ воспитателя; игровые методы – словесная игра, подвижная игра; наглядный, игровой.
- В какое время года автор изобразил березу?
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о родной русской природе, красавице березке.
- Береза – самое красивое и любимое дерево в нашей стране. Она символ России. Это дерево хорошо в любое время года. Но все ли о ней знают?
Мы, ребята, с вами очень много узнали о березке и сейчас поделимся нашими знаниями.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту, за пользу, которую она приносит. Растет она во всех уголках нашей необъятной родины.
- Ребята, послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил березу?
1. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин) (зимой)
Воспитатель демонстрирует дерево - зимой.
- Зимой – на веточках лежит белый снег.
2. Как у нашей у березки
Очень славные сережки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла. (А Тесленко) (весной)
Воспитатель демонстрирует дерево – весной.
- Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
3. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин) (летом)
Воспитатель демонстрирует дерево – летом.
- Летом– дерево покрыто густой зеленой листвой.
4. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах. (Е. Трутнева)
Воспитатель демонстрирует дерево – осенью.
- Осенью – береза покрыта золотистой листвой.
- Ребята, а листья крутясь в воздухе, падают на землю, как называется это явление?
- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д.)
- Как называется лес, где растут одни березы? (березовая роща )
Игра «Как ещё можно назвать берёзу? »
(детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов – признаков и слов – действий к слову береза)
Береза (какая?) – кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая и т.д.
Береза (что делает?) растет, красуется, зеленеет, украшает, лечит и т. д.
- Ребята, давайте вспомним, что покрывает стволы деревьев? (кора)
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (ствол у березы белый)
- Верхний слой коры, как называется? (береста)
- Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
- Ребята, объясните, а что за черные пятнышки на бересте? Как они называются? (чечевички, через них березка дышит)
- В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб, из коры – бересты получали березовый деготь для хозяйства и смазки колесных осей на телегах, из березового дегтя делают дегтярное мыло, еще наши предки делали легкую и прочную обувь.
- Какие изделия изготавливают из бересты? (сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки)
Игра «Найди лист березы» (рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку)
- Березка – не только красивое дерево, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний.
- Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и взрослые и дети, лакомится этим вкусным полезным напитком.
Во вторую половину дня можно предложить детям нарисовать листовки с запретными знаками о берёзе. Вместе с родителями развесить их на свои и соседские подъезды: «Берёзкины слёзки».