Игнатьевская пещера; 2 — Серпиевская 2-я пещера; 3 — Каповая пещера; 4 — Мурадымовская пещера




ДРЕВНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО УРАЛЬСКИХ ПЕЩЕР

Пособие для учителя и учащихся

 

Екатеринбург

Средне-Уральское книжное издательство

 

ОТ АВТОРА

 

Искусство древнекаменного века — палеолита — это первая среди известных в истории человечества художественная традиция. Палеолитическое искусство полностью принадлежит периоду верхнего палеолита, длившегося около 400 веков: от примерно 40 до 10 тысяч лет назад. До этого периода на протяжении сотен тысяч лет мы видим лишь слабые следы некоей подготовительной деятельности, проявившейся в отдельных награвированных линиях на камне и кости и использовании в непонятных пока для нас целях кусочков минеральной краски. Но уже в начале верхнего палеолита сразу же и как бы внезапно появляются почти одновременно графика, скульптура и живопись. Не случайно это искусство сравнивают со «вспышкой», «взрывом творчества», «прорывом в мир всеобщей символизации»: в этом заключается неразгаданная тайна истории Человека.

Урал — одно из уникальных мест на огромных пространствах России, так как только здесь обнаружены произведения монументального изобразительного искусства древнекаменного века. Открытие этого искусства более ста лет тому назад в Западной Европе вызвало настоящий переворот в представлениях о человеке ледниковой эпохи. До этого момента люди палеолита представлялись очень примитивными и не способными на какое-либо творчество. Поэтому-то первые сообщения о шедеврах палеолитического искусства были встречены с глубоким недоверием, а сами произведения считались подделками: так было, например, с всемирно известными росписями пещеры Альтамира в Испании. Но шли годы, открытия продолжались, и подлинность древнего искусства была убедительно доказана.

Произведения ледниковой эпохи, которые обнаружены не только в Старом, но и в Новом Свете, становятся объектом все более скрупулезного исследования специалистов различных областей знания, старающихся как можно глубже понять их сущность. Благодаря этим исследованиям мы видим, что искусство древнекаменного века демонстрирует нам образность, метонимичность (метонимия — олицетворение частью целого) и метафоричность (метафора — перенос признаков одного предмета или явления на другой), широкую ассоциативность.

Все это свидетельства развитой мифологии, в которой отразились представления о мире человека того далекого времени. Эта мифология выражена с помощь образов животных, различных символов и необычных существ, а также изображений человека, большей частью женщин. В этом смысле искусство палеолита подобно первой письменности, где вместо букв существуют изображения. К сожалению, содержание этой мифологии нам недоступно и вряд ли когда-нибудь оно будет полностью раскрыто, ведь нам не осталось ни объяснительных текстов, ни словарей. Тем не менее, пытливый человеческий разум не останавливается на пути познания и вновь и вновь возвращается к неразрешенным проблемам. Так будет и с искусством палеолита.

С помощью этой небольшой книги читатель совершит путешествие в таинственный мир уральских пещер, на стенах которых человек более десяти тысяч лет назад воспроизвел фигуры животных и загадочные символы.

Уральские украшенные пещеры по своему характеру наиболее близки западноевропейским пещерным святилищам, очень многочисленным, хорошо изученным и сохранившим некоторые свидетельства, которые не донесли до нас уральские пещеры. Этим объясняется то значительное место, которое уделено настенному искусству палеолита Западной Европы. К тому же эти данные позволяют нам лучше понять общность культурных процессов, протекавших в ледниковую эпоху на пространствах от Атлантики до Урала. Чтобы неподготовленный читатель мог составить представление об основных событиях древнекаменного века, работа предваряется небольшой главой «Образ эпохи». Автор надеется, что его труд поможет желающим больше узнать об искусстве ледниковой эпохи и лучше ориентироваться в тех проблемах, которые пытаются разрешить его исследователи.

 
 

Игнатьевская пещера; 2 — Серпиевская 2-я пещера; 3 — Каповая пещера; 4 — Мурадымовская пещера


Там, под защитой пещер, которые они исследовали до глубин,

удивляющих нас и поныне…доисторические предки

вели жизнь, полную опасностей и лишений,

однако совсем не такую примитивную,

как это долго считалось и считается некоторыми до сих пор.

 

Норбер Кастере. Полвека под землей

 

ОБРАЗ ЭПОХИ

 

Самые ранние образцы искусства относятся к палеолитической эпохе — древнейшей в истории человечества и наиболее протяженной. Слово «палеолит» переводится с греческого как «древний камень»: этим термином обозначается период дописьменной истории, или доистории, изучением которого занимаются археологи в содружестве со специалистами других наук. Самые ранние находки каменных орудий происходят из Африки — их возраст около двух миллионов лет. Заканчивается этот период примерно 10 тысяч лет назад. Длительность палеолита таким образом, оценивается приблизительно в 400 периодов письменной истории, которой всего около 5000 лет.

Эпоха палеолита — важнейшая с точки зрения развития людей. В это время формируется человек современного вида и его способность изготовлять и использовать орудия. Происходит приручение огня — важнейшего энергетического источника, постоянного спутника человека вплоть до конца ХХ века. Появляется первая архитектура — от простейших ветровых заслонов и хижин до сложных жилищ, изготовленных с применением костей крупных животных, например мамонтов. Изобретается одежда, украшения; первые погребения, ритуалы искусство также относятся к этой эпохе. Короче говоря именно с палеолитом связано становление человека и специфического способа деятельности, который принято называть культурой, то есть внебиологической, усвоенной через обучение формой поведения.

В современной науке считается, что человек занял свое место в мире среди других живых организмов благодаря таким свойствам как прямохождение, устройство руки, способной создавать наряду с каменными орудия- ми шедевры изобразительного искусства, трехмерное цветовое зрение и сложноорганизованный мозг с его символическим мышлением. Все эти свойства человек приобрел в процессе эволюции за последние 5 миллионов лет. Согласно современным данным, именно тогда произошло отделение ветви гоминид от человекообразных обезьян.

В семейство гоминид кроме рода Ното входят также австралопитековые, которые предшествовали человеку. Первым представителем гомо был Ното habilis - «человек умелый»: временем около 2 миллионов лет датируются наиболее ранние его костные остатки и именно с ним связывают появление первых орудий. Позднее, около 1,6 миллионов лет назад, появляется новый вид— Homo erectus, что означает «человек прямоходящий», который длительное время сосуществовал с хабилисом. Более крупный и умный по сравнению с предшественником, строением своего скелета, за исключением черепа, он походил на современного человека. Остатки этого вида, обнаруженные на острове Ява, в Китае, Европе и на Ближнем Востоке, показывают его большие приспособительные возможности: именно Ното erectus первым проложил маршруты через весь Старый Свет и освоил огонь. Вероятно, остатки именно его лагерей обнаружены недавно в Грузии (стоянка Дманиси) и даже в Якутии (стоянка Диринг).

Позднее, около 200 000 лет назад, этот вид был сменен неандертальским человеком, названным так по остаткам, обнаруженным в долине Неандер в Германии. Неандерталец представляет собой древнюю форму Ното sapiens, к которым принадлежит и современный человек: специалисты-антропологи выделяют их в отдельные подвиды: Ното sapiens neandertalensis и Ното sapiens sapiens. Наиболее ранние остатки человека современного вида датируются временем около 100 000 лет и происходят из Африки. Эти находки, подкрепленные в последние десятилетия молекулярно-генетическими исследованиями, отдают предпочтение теории африканской прародины человека. Правда, до сих пор не сдает своих позиций другая конкурирующая теория — мультирегиональная (или полицентрическая), согласно которой формирование человека современного вида происходило на обширной территории Старого Света. Это подтверждают некоторые находки в Китае, Австралии и Европе, показывающие преемственность отдельных антропологических признаков неандертальцев и сапиенсов, археологические свидетельства преемственности в развитии каменных индустрий во многих районах мира и некоторые другие. Как бы то ни было, установлено сосуществование некоторых форм неандертальцев и современного человека на Ближнем Востоке на протяжении около 40 тыс. лет. В конце концов, между 40 — 30 тысячами лет назад Homo sapiens sapiens в гордом одиночестве начинает свое победное шествие по планете, заселяя самые удаленные уголки суши. К концу палеолита, около 10 тысяч лет назад, человеком освоены все континенты, за исключением Антарктиды.

Исходя в первую очередь из различий в технике изготовления и форме каменных изделий — самого массового материала в палеолите — эту эпоху принято подразделять на периоды нижнего, или раннего, древнего (около 2 миллионов — 200 тысяч лет назад), среднего (около 200 — 40 тысяч лет назад) и верхнего или позднего (около 40 — 10 тысяч лет назад) палеолита. Через все эти периоды прослеживается несколько наиболее важных особенностей. Увеличивалось количество используемых минералов и горных пород. В обработке камня человек шел от простого дробления сырья и применения грубо оббитых галек или кусков породы к изготовлению особых изделий — ядрищ (часто употребляется латинское название «нуклеус»). С них разными приемами скалывались специальные заготовки более или менее правильной формы, достаточно тонкие и с острым режущим краем — отщепы и пластины. При этом происходила существенная экономия сырья, к этой же цели вело и постоянное уменьшение размеров изделий. Если в нижнем палеолите основным орудием было рубило, которым человек мог выполнять многочисленные операции — рубить, долбить, резать и т.п., то в верхнем палеолите количество орудий значительно увеличивается: появляются разновидности специализированных изделий, таких, как скребки, резцы, долота, ножи, проколки, острия, наконечники копий и стрел и другие. Основной заготовкой для формирования орудий в верхнем палеолите становится каменная пластина.

Процессы эволюции человека и его каменных индустрий происходили на фоне климатических изменений, которые оказывали решающее воздействие на эти процессы. Путем различных исследований ученые пришли к выводу, что в период эволюции семейства гоминид происходило постепенное похолодание, которое привело к распространению ледников в Евразии и Северной Америке. На протяжении последнего миллиона лет насчитывается около 20 периодов резких похолоданий и сменявших их потеплений. Считается, что в биологической эволюции гоминид смены климата и ландшафтных зон были важными факторами развития, закрепления и полного перехода к прямохождению. С точки зрения культурной эволюции приспособление к суровым условиям вызвало создание одежды и постоянное использование огня и жилищ, что означало переход человека к построению собственной, искусственной среды обитания.

В настоящее время специалисты считают, что развитие ранних гоминид происходило в Африке в условиях, сходных с современными саваннами: ландшафтами тропического пояса с преобладанием различных трав и небольшими древесными и кустарниковыми разреженными «островами». Судя по археологическим находкам более позднего времени, представители рода Ното, заселяя другие места Евразии, предпочитали открытые пространства, и нет доказательств, что они жили во влажных тропических лесах.

Сравнение зубов австралопитековых и ранних людей показывают различия в их питании, немаловажные для выживания вида в суровых условиях саванн во время сухих сезонов. Судя по микроскопическим следам, зубные системы австралопитековых были больше приспособлены к пережевыванию растительной пищи, включающей плоды и семена с твердой оболочкой. А вот по зубам ранних людей установлен рацион более разнообразный, включающий мясо животных, что повысило их выживаемость во время недостатка растительной пищи.

Археологические раскопки подтверждают эти данные. Австралопитековые и хабилисы были скорее добычей, нежели охотниками: в пещерах Южной Африки найдены многочисленные остатки гоминид, ставших жертвами их главных врагов – кошачьих, вероятно, леопардов. Лишь после освоения огня эректусом человек приобрел мощное оружие и отпала необходимость жить крупными популяциями. Это не повлекло за собой снижения конкурентных возможностей выживания вида, чему в большой мере способствовала развитая орудийная деятельность.

Неандерталец уже был гораздо более близок к современным людям по таким признакам, как создание жилищ, наличие специализированного набора каменных орудий, включавших более 60 их разновидностей, постоянное использование огня. Возможно, уже в это время формируется знакомая нам семья. Высокое развитие мозга неандертальца проявилось в его заботе о больных, погребения позволяют судить о формировании в то время религиозных представлений.

Наряду с открытыми неандерталец освоил и подземные пространства — пещеры, причем проникал в них достаточно далеко от освещенной дневным светом части. Если по поводу ранних форм людей продолжаются споры, были ли они охотниками на крупных млекопитающих или же поедали падших животных, то в отношении неандертальца сомнений не существует: если он и вынужден был иногда питаться падалью, то основную добычу все же получал во время охотничьих экспедиций. Об этом свидетельствуют, например, такие орудия, как остроконечники, служившие наконечниками копий.

На рубеже около 40 тысяч лет назад. начинается последний период палеолитической эпохи — верхний палеолит (вспомним его синоним — поздний). Это самый важный период в развитии людей: появляется человек современного вида, полностью сменивший неандертальца. Для нашей темы значимо, что именно в верхнем палеолите берет свое подлинное начало изобразительное искусство, которое достигло в то время поистине небывалых высот, а некоторые из работ палеолитических художников представляют собой мировые шедевры. Углубим наши знания об этом периоде.

Природная среда обитания в верхнем палеолите существенно отличалась от современной. Это был один из самых холодных периодов в истории природы. Север Европы и Северной Америки покрывал ледник, расширявший покров во время максимального похолодания: в верхнем палеолите этот максимум приходился на время от 24 до 18 тысяч лет назад. До этого отрезка времени и после него климат был несколько теплее, особенно от примерно 42 до 37 тысяч лет назад и от 32 до 29 тысяч лет назад.

Для того чтобы понять, в каких условиях жил человек в то время, проводятся разные исследования. По остаткам растений — плодам, семенам, пыльце, углю со стоянок восстанавливается растительный покров. Изучение остатков животных, например моллюсков, чем занимаются палеонтологи, помогает иллюстрировать условия жизни на стоянке и непосредственно возле нее. Исследования крупных и мелких млекопитающих также реконструируют климат и природное окружение человека, помогают понять объекты его охоты и то, как она велась. Эти данные сопоставляются с геологическим анализом условий залегания остатков человеческой деятельности, также способным рассказать о том, жил ли человек в сухом и холодном или влажном и теплом климате. Следует иметь в виду, что это далеко не полный перечень методов изучения истории природы и человеческого общества. Датировка событий верхнего палеолита осуществляется главным образом радиоуглеродным методом, основанным на свойстве изотопа углерода С14 распадаться со строго определенной скоростью, несколько превышающей 5 тысяч лет. Такой распад начинается, например, после гибели живых организмов. Как правило, наиболее пригодны для датирования со стоянок древних людей древесный уголь и кость, но используются и другие материалы.

Согласно сегодняшним данным, верхнепалеолитический человек жил в специфических природных условиях, равных которым нет сейчас нигде на земле. В основном это были открытые травянистые пространства, простиравшиеся в Европе от Атлантики до Урала и далее на восток южнее ледника и приледниковой зоны. Эти пространства называют по-разному: лессовые степи (лессовые частицы слагали покровные отложения, на которых произрастали травы), мамонтовые степи (по виду самых крупных животных, населявших эти ландшафты), тундростепи. Преобладали, как и сегодня, западные ветры, но они не несли с собой ни туч, ни дождя, так как воды океана, покрытые льдом, практически не испарялись. Климат был сухой и холодный. Древесная растительность произрастала вблизи водоемов. Открытые пространства позволяли животным и человеку передвигаться на значительные расстояния. Из-за отсутствия туч солнце было очень активным. Месяцы июль и август были, вероятно, такими же теплыми, как сегодня, но тепло дня сменялось холодной ночью, а зима была значительно суровее.

Животные, обитавшие на пространствах этих степей, показывают, сколь необычны были существовавшие в то время условия. Некоторые известны нам только по костным остаткам и найденным в условиях вечной мерзлоты Сибири тушам: это мамонты и шерстистые носороги, которые вымерли около 10 — 12 тысяч лет назад. Кроме того, значительную роль в охоте верхнепалеолитического человека играли лошадь, напоминавшая лошадь Пржевальского, северный олень, быки и бизоны, сайга, отчасти медведи — бурый и пещерный, а также песцы, лисы и зайцы, ценившиеся за свой теплый мех, и многие другие. Очень опасным для человека хищником был пещерный лев — животное из семейства кошачьих, напоминавшее пантеру. Из рыб промысловое значение имели лососевые, а из птиц, видимо, те, яйца которых они могли собирать весной, большей частью водоплавающие. Об облике всех этих и других животных мы можем судить не только по найденным костям, но и по рисункам, выполненным древними художниками.

Несколько упрощая, можно сказать, что в то время вместе обитали животные из совершенно различных ныне ландшафтов, что хорошо видно на примере таких видов, как северный олень и сайга: первый теперь живет, в основном, в субарктической зоне, а второй в засушливой степи и полупустынях Центральной Азии. Такой пейзаж напоминает одновременно Центрально-азиатский гористый с засушливым климатом и прерии Северной Америки, многие из видов травяных растений которых должны были быть в ледниковую эпоху. В силу вышеназванных причин такие сообщества животных получил название смешанных или дисгармоничных.

Считается, что сильные перепады температур между зимой и летом предопределяли длительные перекочевки животных в зависимости от сезона. Вместе с огромными

 
 

Рис. 1. 1 — легкое наземное жилище типа чума охотников верхнего палеолита. По А. Леруа-Гурану. 2 — Межиричское костно-земляное жилище. Реконструкция И.Г. Пидопличко

 

стадами, двигавшимися через степные пространства, перемещался и человек, жизнь которого зависела от удачной охоты. Даже небольшие группы людей убивали значительное число животных на переходах, устраивая облавы на выгодных для этого участках местности.

В верхнем палеолите существовала развитая домостроительная традиция. Археологами обнаружены при раскопках поселений различные виды жилищ (рис. 1).

Простейшие из них представляли собой легкие сооружения наподобие чума, где очаг располагался ближе к выходу. Углубленные в землю сооружения исследованы на стоянках бассейна Дона и Днепра. Здесь известно костно-земляные жилища, фундамент и нижняя часть стен которых оформлялись крупными костями и даже черепами мамонта. В центре таких жилищ были один или более очагов, поблизости могли располагаться хозяйственные ямы. Изучены и длинные жилища близкой к прямоугольной формы, длиной около 30 м. При этом пространство дома состояло из нескольких жилых секторов, снабженных очагом. Кроме искусственных сооружений люди тогда, как и ранее, активно использовали и созданные самой природой убежища — скальные навесы, гроты и пещеры, которые иногда дополнительно оборудовались для проживания специальными конструкциями типа тентов. Как в жилищах, здесь постоянным спутником человека был костер или очаг.

О сложном духовном мире человека верхнего палеолита мы можем судить по таким обнаруженным и исследованным археологами объектам, как погребения. Они найдены на территории поселений людей и в пещерах. Умерших укладывали в ямы, которые нередко посыпались охрой, тела часто сопровождались украшениями — различными бусами, подвесками, которые любили изготовлять из зубов животных. В отдельных могилах обнаружены орудия и оружие: копья, ножи и другие. Но ярче всего показывает нам возможности человека и его мир верхнепалеолитическое искусство, которое достигло в ч время высочайшего развития.

 

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

 

Первые свидетельства

Древнейшие свидетельства использования красящих пигментов и простейшие изобразительные мотивы известны в наши дни с нижнего (раннего) палеолита. Во Франции, возле г. Ниццы, археологом де Люмлеем в середине 60-х гг. была исследована стоянка Терра Амата, представляющая собой лагерь древних людей —

 
 

Рис. 2. Ранне- и среднепалеолитические условные знаки и символы. 1— Пеш-дель Азе; 2 — пещера «Эрмитаж»; 3 — Ля Ферраси; 4 — пещера Тата; 5 — пещера Бачо Киро; 6, 7 — грот Сан-Бернандино; 8 — стоянка Рипаро Таглиенте; 9 — грот Дель Арто; 10 — пещера Ля Кина; 11 — среднепалеолитические кусочки красного пигмента. По АК. Филиппову.

охотников и собирателей, живших на этом месте в течение поздней весны — раннего лета. Свое место обитания они оборудовали конструкцией, напоминающей палатку-тент, и использовали огонь. Это было около 380 тысяч лет наазад. В слое стоянки удалось отыскать кусочки красного пигмента — охры.

В Южной Индии, на стоянке Гансжи, также относящейся к нижнему палеолиту и датируемой примерно от 300 до 200 тысяч лет назад, археологи нашли окатанные кусочки красного пигмента — гематита. На одной из галечек Роберт Беднарик рассмотрел 7 — 8-миллиметровые бороздки. Онимогли остаться либо в результате скобления поверхности для получения порошкообразного пигмента, либо при использовании гальки наподобие мелка, скользящего по поверхности горной породы. Известны бороздки на охре и из раннепалеолитического памятника Бечов в Чехословакии.

Пожалуй, одно из самых сенсационных открытий сделано на стоянке Бильцингслебен в Восточной Германии. Около 350 тысяч лет назад здесь у берега озера жили представители вида гомо эректус, остатки которого были найдены во время раскопок. Кроме изделий из камня сохранились также предметы из кости и даже дерева! На кости слона ученые обнаружили параллельные резные линии — это древнейшие сегодня следы изобразительной неутилитарной деятельности.

И на среднепалеолитических памятниках (мустьерских) отмечены следы пигментов, называемых иногда «мелками» или «карандашами» — в Ля Ферраси, Ля Кина, Пеш дель Азе, Носово 1 и других (рис. 2).

По этим невыразительным находкам трудно наверняка судить о назначении пигментов. Существуют предположения, что красящие вещества могли использоваться в гигиенических целях: в таком случае цвет начинал символизировать для людей и полезность. По крайней мере, ясно, что у нашего далекого предка появился интерес к минеральным красителям. Судя по всему, в раннем и среднем палеолите происходило становление изобразительной деятельности, зачатки которой известны нам теперь по находкам, сделанным археологами за последние десятилетия.

Немного классификации

 

Все палеолитическое искусство состоит из двух больших групп произведений — настенных и переносных или передвижных.

Само название второй группы показывает, что в нее входят произведения небольших размеров, которые могут быть перемещены в пространстве без особого труда, хотя сюда же относят достаточно крупные блоки камня с изображениями, образующие переходные формы между переносным и настенным искусством.

Гравировки и росписи на камне, кости, роге и бивне мамонта, небольшие рельефы и скульптурки из этих же материалов, а также глины — эти предметы известны теперь из многих стоянок по всему Старому Свету. Их распределение в пространстве и времени неравномерно: значительная концентрация стоянок с переносным искусством отмечается в Центральной и Восточной Европе. На некоторых стоянках таких произведений не обнаружено вообще, на других же, называемых иногда суперстоянками, их количество превышает несколько сотен и даже тысяч. Например, при раскопках пещеры Парпильо в восточной Испании обнаружено более 5000 плакеток из камня с гравировками и рисунками краской и декорированных предметов из кости. В этой же связи часто упоминают стоянку Ля Марш во Франции, откуда происходит более 1500 гравированных кусков камня, общий вес которых — 4 тонны. Но такие памятники немногочисленны, и гораздо чаще при изучении стоянок находят единичные предметы.

Настенные произведения представляют пример монументального искусства, хотя изображения часто выполнялись не только на стенах, но и на сводах и даже на полу.

Связаны они в основном с пещерами, но создавались и на поверхности скал при свете дня, в убежищах под скальными навесами и гротах. Распространение настенного искусства еще более неравномерна. Известны памятники, как, например, грот дю Рок во Франции или пещера де лос Мурциелагос в Испании, где есть только по одной фигуре, в других, подобно гроту де Прадьер во Франции, имеется лишь несколько красочных пятен. В то же время известны пещеры с множеством произведений: в Ляско обнаружено около 600 росписей и почти 1500 гравировок, а в Труа Фрэр — более 1100 фигур. Интересно, что есть очень крупные пещеры, где изображений всего несколько, и небольшие галереи, в которых произведений много.

Максимальная концентрация памятников с настенным искусством наблюдается в Западной Европе, на территории современных франции и Испании, в Пиренейских горах. Во Франции этих памятников насчитывают 130, в Испании 106. Две пещеры известны в Португалии, 21 в Италии, в основном на острове Сицилия, одна в Югославии и одна в Румынии. Есть информация об открытии настенного палеолитического искусства в Индии и на Аравийском полуострове, а также более 20 памятников в Австралии, возраст которых превышает 20 тысяч лет. Четыре пещеры с изображениями обнаружены на Южном Урале: наибольшую известность и лучшую изученность имеют Каповая (Шульган-Таш) и Игнатиевская.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: