Стрессоустойчивость: понятие и формирование




Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс. Что такое стресс, к чему он приводит, как ему противостоять, развивая свою стрессоустойчивость – это и будет целью настоящей статьи. Актуальность исследования стрессоустойчивости обусловлена увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, а, следовательно, и уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих. Условия развития большинства экономических систем, производства, существования рынка труда и организации кадровой политики, развитых и развивающихся, в экономическом плане стран, характеризуется высоким напряжением интеллектуальных, психических и соматических ресурсов человека, в ситуации увеличения объемов собственно производства товаров и услуг. Проблемой стрессоустойчивости личности в условиях трудовой деятельности занимались такие видные ученые как: Г. Селье (основоположник исследований стресса, как явления), И.М. Сеченов и его последователь И.П. Павлов (исследовавшие данный вопрос в приложении к оптимизации условий трудовой деятельности), К. К. Платонов, Е.А. Климов, В. Вундт, У. Джемс, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус. Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Р.С. Немов, Б.Г. Ананьев и многие другие.Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности». На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что стрессоустойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». В работе «Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний» стрессоустойчивость понимается как интегративное психологическое образование, включающее в себя: личностный компонент, определяющий развитие когнитивной, мотивационной, эмоциональнорегулятивной функций, и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий. Избежать стрессов нельзя, вся наша жизнь – это огромный комплекс воздействующих на нас факторов. И многие их этих факторов являются стрессовыми: загазованность улиц, пробки на дорогах, неурядицы на работе и тем более в семье. Однако, главный секрет стрессоустойчивости – мы можем влиять на себя, на свою реакцию на эти факторы, правильно направлять свои реакции и контролировать их. Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость – это термин в психологии, который трактуется как сочетание личностных качеств, позволяющих человеку противостоять психологическим перегрузкам без негативных последствий для своей психики и окружающих. Н.И. Бережная рассматривает стрессоустойчивость как качество личности состоящее из совокупности следующих компонентов:

1)психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

2)мотивационного. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

3)эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

4)волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

5)профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

6)интеллектуального – оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.

 

 

Источники и литература

 

1. Киреева М. В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий /Киреева М. В..// Научные ведомости Белгородского государственного университета.

2. Сайт window.edu.ru

3. Сайт https://ru.wikipedia.org

4. Акимовой, К.М. Психологическая диагностика: учебник для вузов М.К Акимовой, К.М. Гуревича.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: