I. Задание 1. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. К..п..тель | 4. Моза…ка | 7. Р..тонда | 10. Фр..ска | 13. Витра.. |
2. Г...релье... | 5. Д..р..жёр | 8. Б..рк..рола | 11. Н..ктюрн | 14. К..нт..та |
3. Анг...ж...мент | 6. К..ри..тида | 9. К..ло..ада | 12. К..турны | 15. Амф..театр |
Соотнеся слова с определённым видом искусства, заполните таблицу:
Архитектура | Изобразительное искусство | Музыка | Театр |
Задание 2. «Лингвистический конструктор». Назовите понятие по определению, составленному из всех приведенных ниже слов и словосочетаний. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Возможно добавление предлогов, изменение слов по падежам и пр.
1. Определенный стандарт, качество, форма культуры, транслируется сверху, которая, большинство, признаётся, общество.
2. Не только потребляемые, народ, фольклор, культурные ценности, еще одно название этой культуры —, но и создаваемые.
3. И другие культуры, правовая, многослойное образование, познавательная, включающее в себя, нравственная, художественная.
4. Форма бытия, уничтожение, которая намеренно, человек и общество, деструкция духовности и культуры, направлена на разрушение.
5. Характеризующийся, производство культурных ценностей, форма и содержание, рассчитанные, средства массовой информации, массовое потребление, стандартизованные, предполагающие коммерческий успех, а также распространяемые, определённый вид культуры, усредненный массовый вкус.
Слова для справок: антикультура, народная культура, официальная культура, массовая культура, духовная культура.
Задание 3. Назовитехудожественные стили / направления, эстетика которых отражена в следующих высказываниях:
1. Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота,
Цель мастера - контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять.
2. «Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения, то следует создать новое понятие. <…….>. …они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление».
3. Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
О. Мандельштам
4. Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
А.С. Пушкин
5. «…просветы – те мгновенья экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину. Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлевать эти мгновения прозрения, озарения, вдохновения». / В.Я. Брюсов
Задание 4. Выпишите лишнее, кратко объяснив свой выбор.
1. Мокошь. Велес, Маат, Сварог, Ярило.
2. Просвещение, Античность, Сюрреализм, Ренессанс, Эллинизм.
3. «Могучая кучка»: М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.
4. «Мир искусства»: С. Дягилев, А. Бенуа, И. Репин, К. Сомов, М. Добужинский.
5. Экспрессионизм, модерн, кубизм, готика, конструктивизм.
6. Канцона, соната, баркарола, романс, частушка.
7. Марина, пленэр, натюрморт, пейзаж, «богедон».
8. Глава, восьмерик на четверике, апсида, донжон, закомары.
9. Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, У. Хогарт, К. Писсарро.
10. А. Захаров. Адмиралтейство; А. Воронихин. Казанский собор; Барма и Постник. Собор Покрова Богородицы на Рву; Б. Растрелли. Зимний дворец; К.И. Росси. Михайловский дворец.
Задание 5. Назовите произведение и автора.
1. ![]() | 2. ![]() | 3. ![]() |
4. ![]() | 5. ![]() | 6. ![]() |
7. ![]() | 8. ![]() | 9. ![]() |
II. Задание 6.
Прочитайте стихотворение Н.В. Арнольда - потомка знаменитого писателя С.Т. Аксакова. Какому сооружению посвящены эти стихи? Какие строки помогают выявить архитектурный облик храма, его историческую судьбу? Прокомментируйте эти строки (укажите не менее 5 фактов).
*** Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал! По гениальной мысли Тона, Ты был в величии простой, Твоя гигантская корона Горела солнцем над Москвой. | С тобой умолкли отголоски Великого Бородина, Исчезли мраморные доски И с ними храбрых имена. <…> Мне жаль художников и зодчих, Большой сорокалетний труд; И примириться мысль не хочет, Что храм Спасителя снесут. |
Задание 7.
Прочитайте отрывок из книги известного исследователя искусств, русского художника А.Н. Бенуа (1870 – 1960) «История русской живописи в XIX веке»:
«Здесь следует упомянуть об одном превосходном русском человеке, которому передвижники всего более обязаны своим процветанием, а, следовательно, успехом и влиянием: о П.М. Третьякове. Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал всё, что было нового, свежего и дельного в русском художестве».
Что вам известно о личности П.И. Третьякова (приведите не менее 3-х фактов)? Что такое меценатство? Чем отличается меценатство от спонсорства?
Задание 8.
По представленному фрагменту назовите художественное произведение и его автора. Каков сюжет картины? Какое место в композиции полотна занимает данный фрагмент? ![]() | ![]() | ![]() |
![]() |
Задание 9.
Прочитайте отрывок из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне». Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя справочные материалы.
«В ……….……………, под Рождество, - бывало до …………… не ели. …………………. варили из пшеницы, с мёдом; ……………….. - из чернослива, груши, шепталы…. Ставили под …………, на сено. Почему?.. А будто - дар ……………………… Ну, будто, Он на сене, в …………………. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз…. И звон услышишь. И будто это звёзды – звон-то! Морозный, гулкий – прямо, серебро….
Ко ……………………... валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет….
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый ……………….., простой, особенный какой-то, детский, тёплый… - и почему-то видится кроватка, звёзды.